Опрос

Удовлетворены ли в полной мере избранием Губернатором Севастополя Дмитрия Овсянникова
Да, в полной мере
Нет, ни в коем случае
В целом не против такого результата
Мне всё равно
Заранее зная о таком результате, на выборы не ходил
Думаю. что все скоро в этом разочаруются
Голосовать, в принципе. бессмысленно


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Адмирал Ф.Ф. Ушаков: потомству в пример
Шойгу отметил важность российского присутствия в Мировом океане
Конкретных решений по строительству на арендуемых ЧФ РФ землях в Крыму - не принималось -МО
Курсанты ЧВВМУ им. П.С. Нахимова примут участие в фестивале «Русская Троя» в Севастополе
Севастопольские рыбаки потерпели аварию в Чёрном море
"Грузинская мечта" разгромила соперников. Мэром Тбилиси стал бывший футболист итальянского "Милана" Каха Каладзе
Эрдоган прощупывает слабые места России. Анкара может потребовать за "Турецкий поток" возобновления Транскаспийского газопровода
«Наступают великие перемены, которые скажутся на всем мусульманском мире»
Судостроительные предприятия РФ готовы к увеличению загрузки
Крымский призыв. ПАО "Звезда" делится гособоронзаказом с Феодосийским судомеханическим заводом
Следующий круизный сезон в Сочи начнется в апреле, а не мае
В Тамани нашлось место лишь ОТЭКО. На проект сухогрузного района по-прежнему денег нет
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Новое нашествие янычар. Турция усиливает влияние на постсоветском пространстве


2012-12-01 18:15 Политика
Пока в российском обществе продолжается спор о применимости к нашей стране западных ценностей, планах США и НАТО по оккупации и расчленению нашего Отечества, Россия все больше оказывается в зоне интересов государств, коих в качестве нашего возможного "сюзерена" представить еще совсем недавно было немыслимо. Одно из таких государств – Турция. В умах ее руководителей жива давняя идея так называемого пантюркизма – выстраивания единого евразийского пространства на основе объединения тюркских народов.

Ради осуществления сей парадигмы официальная Анкара постоянно пытается расширить своё влияние во многих регионах. И многие из этих территорий находятся в России и около её границ.

 

В столице Абхазии на днях состоялся митинг солидарности с абхазо-адыгской диаспорами Сирии. Акция проходила у открытого два года назад памятника махаджирам – представителям народов, решивших после окончания Кавказской войны в 1864 году перебраться в мусульманские страны к своим единоверцам. Многие из них были адыгами, которые, по принятому сейчас в России делению, также включают в себя абхазов, кабардинцев, черкесов, убыхов и шапсугов.

 

– В Абхазии уже долго идет процесс репатриации, – говорит абхазский политолог Астин Логуа. – Из Турции за последние 20 лет вернулось много людей, которые сегодня живут в Абхазии. Что касается Сирии, то оттуда в Абхазию уже приехали 40 семей, им выделено жилье.

 

Идея так называемого "махаджиринга" – собирания этнических адыгов, – уже много лет обсуждается в Абхазии на самом высоком уровне. Оправдывается она малонаселенностью республики (сегодня в стране живет чуть более 200 тысяч). Количество только потомков уехавших в Турцию из Абхазии оценивается в 800 тысяч, а всех адыгов – до 3 миллионов. И вполне логичны опасения, что массовый приезд людей, выросших в другой культурной среде, может значительно изменить политический расклад в Абхазии и переориентировать ее с России на Турцию. Тогда колоссальные затраты РФ, связанные с признанием этой страны и восстановлением ее экономики, окажутся напрасными. Или даже лягут в фундамент строительства вблизи наших границ союзника совсем другого государства. Не будут ли охраняющим сегодня абхазскую независимость от возможной грузинской агрессии российским пограничникам кричать завтра "Убирайтесь домой! Не мешайте воссоединению с нашими братьями!"?

 

– Те, кто возвращается из Турции и Сирии, по своему мировоззрению больше абхазы или турки и арабы? – спрашивает "СП" у Астина Логуа.

– За 150 лет они не забыли своего родного языка. Те, кто забыл, стараются его быстро выучить и выучить русский. Они ни в коей мере не считают себя турками или арабами, многие из них работают на государственных должностях на благо Абхазии. Вообще абхазы не смотрят на другие страны, кроме России. Тем более что Турция не признала нашу государственность. Есть и религиозный фактор. У нас очень мало мусульман, большинство жителей – православные христиане.

 

Известно, что у многих представителей кавказских народов обострено чувство исторической родины, которое проносится сквозь поколения. Однако нельзя не учитывать материальный.

Сегодня в Сухуме можно увидеть огромное количество автомобилей. Недорогих иномарок, колесящих по России, практически нет. В основном - БМВ, Мерседесы, Ауди, Лексусы. Почти все с "красивыми" номерами. Эти немного поддержанные машины прислали многочисленные родственники из Турции. Таможенных пошлин нет – снимай с баржи и катайся (правда, если потухнет фара, то чинить её далеко не всякий найдет деньги). Это – одно из проявлений материального фактора.

Духовный фактор заключен в том, что хоть Россия и признала Абхазию, но не предложила ей включиться в какой-нибудь масштабный проект развития. Не подняла знамя, ради которого стоит жить и умирать. Без глобальной идеи вроде "Москва – Третий Рим" или "Москва – Третий Интернационал" живут и все в России. Но долго ли в этом состоянии захотят жить в Абхазии?

Только что состоялась встреча, посвященная подписанию договора о побратимстве между Сухумом и турецким Сиде. Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба предложил восстановить прямое транспортное сообщение между двумя странами, включая воздушное (турецкие суда давно прибывают в Абхазию, вызывая в Тбилиси каждый раз возмущение нарушением прежних договоренностей).

Как говорит директор Института политических исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Захаров, интересы Турции сегодня распростерлись далеко за пределы Анатолии и Румелии:

– Влияние Турции на соседние страны всегда было немалым, но стремительно стало увеличиваться после войны в Южной Осетии 2008 года. Дело в том, что США необходимо было создать прецедент, способный подвергнуть сомнению принцип нерушимости границ, установленный на Ялтинской конференции в 1945-м году. Такой прецедент был создан признанием Косово большинством западных стран. Но США и их союзникам необходим был еще один прецедент. И многие стали думать об образовании такого государства как Курдистан. Вот тогда уже всполошилась Турция, потому как курды претендуют чуть ли не на половину территории этой страны. После признания Россией Абхазии и Южной Осетии официальная Анкара решила "показать зубы" мировому сообществу. Признание этих республик не входило в планы США, и Турция использовала это обстоятельство. Именно тогда турецкие посланники отправились для консультаций в Россию, а военные корабли США не были допущены в Черное море.

Сегодня Турция вкладывает большие деньги в Дагестан, в другие республики региона. Внешне все выглядит безобидно: они открывают учебные заведения, организуют факультеты турецкого языка, создают религиозные центры.

Началась активная работа Турции в Татарстане, на территории компактного проживания мусульман. Происходящее последние три года в этом регионе граничит с государственным переворотом. Оттуда активно пытаются выдавить русских, делают их ненавидимыми. При этом распространение ислама там идет в турецко-саудовском варианте, то есть ваххабитском. Сейчас эта зараза сильна в Саудовской Аравии, в Египте. И те наши ребята, что едут туда учиться, возвращаются обратно полностью подготовленными для ведения ваххабитской пропаганды.

 

Использует Турция и проблему махаджиров. Подчеркиваю, что Россия никого не изгоняла, все уходили добровольно. Многие из них перебрались в Турцию, некоторые люди там жить не смогли и ушли в Сирию. Я встречался с некоторыми из их потомков. Они себя продолжают считать кабардинцами, убыхами, черкесами, абхазами. Многие достигли неплохих карьерных высот. Сейчас так называемый "черкесский вопрос" активно используется против России. Много в этом направлении делал Михаил Саакашвили в Грузии, проводя различные конференции и издавая книги по, якобы, имевшему месту быть "геноциду черкесов". И мало кто знает, что каждую пятницу перед консульством России в Стамбуле собираются толпы людей с плакатами вроде "Россия устроила геноцид черкесам".

Сейчас активно против России начал выступать Азербайджан. В стране формируется общественное мнение, что Россия – враг. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть публикации азербайджанской прессы. Более того, под предлогом защиты нефтепровода Баку-Эрзурум, Азербайджан обратился к НАТО с просьбой разместить в стране войска. И НАТО ответило согласием.

"СП": – Ради какой идеи Турция пытается расширить свое влияние в других странах? Речь идет о построении единой "большой Турции" или о сеянии хаоса в других странах?

– Хаос, конечно, будет посеян, но он будет сопутствующим элементом. На самом деле, идея у Турции одна – это создание великого халифата. Она очень активно работает с интеллигенцией Татарстана, уже удалось заставить играть в свои игры многих руководителей республики. Планируется построить могучее государство от самой Турции до Волги, включив Закавказье и Северный Кавказ.

"СП": – Но во главе исламского мира хочет быть не одна только Турция. На эту роль претендует и Иран, и Саудовская Аравия, нельзя списывать со счетов монархии Персидского залива. Кстати, общество в Турции намного более светское, чем в вышеназванных государствах.

– В последнее время в Турции происходят колоссальные перемены: страна идет по пути быстрой исламизации. При этом необходимо различать исламские страны. Есть Иран, где нет ни одного ваххабита. В Турции идеология наполнена ваххабизмом. Важно сказать, что и Саудовская Аравия много вкладывает сегодня денег в Северный Кавказ. Турция отказываться от идеи стать лидером исламского мира не собирается.

"СП": – Однако в Турции действует принцип, что все граждане государства являются турками. Строя халифат, Турции придется отказаться от этой идеи?

– Думаю, что не откажется. Просто турками станут и поволжские татары, и все другие народы.

"СП": – Но даже через 150 лет черкесы продолжают называть себя черкесами.

– Только между собой, выступать против государства себе дороже. Но как конкретно может выглядеть новое турецкое государство, сказать пока сложно. Весь вопрос в том, удастся ли нам остановить эту экспансию. Если нет, то итог для нас будет плачевным. А как будут себя именовать жители другой страны, не так уж и важно.

"СП": – Во главе такого проекта, как построение халифата, должны стоять неглупые люди. Неужели им не виден опыт других государств? Даже США не удается в мире так легко осуществлять свои проекты, как того задумывают. А ведь Турция на несколько порядков отстает от Америки или Евросоюза в экономическом плане, в техническом, в научном потенциале. Да еще и соседи являются конкурентами на лидерство в исламском мире.

– Они мыслят иначе, нежели мы. Они не высчитывают последствия своих шагов. Они просто действуют согласно своей идеи пантюркизма, которая существовала у них всегда. На нее накладывается идея халифата. Не одно поколение в Турции выросло на идеи светского государства Кемаля Ататюрка, и от этих идеологем внешне не отказываются. Но параллельно идет активная исламизация. Мне пришлось познакомиться со многими людьми из окружения нынешнего премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, все они правоверные салафиты (Салафия – направление в исламе, проповедующее понимание религии так, как ее понимали первые мусульманские общины. К салафитам многие исследователи относят и ваххабитов – СП).

"СП": – На Северном Кавказе традиционно был распространен суфизм, сейчас появляется все больше салафитов. Это касается и Дагестана, и Карачаево-Черкесии, и Кабардино-Балкарии. К этому процессу причастна Турция?

– Да, это результат турецкого вмешательства. Очень много молодых людей из Дагестана сегодня обучается в Турции. Они приезжают домой, зараженные идеями салафизма. Я был в Дербенте, когда там строился исламский университет – огромная территория с мечетью и многоэтажными постройками. Я спросил у местных властей, откуда у них такие большие деньги? Они честно в приватном разговоре сказали: "Турция дает". Предлагают иногда отремонтировать то или иное учебное заведение, а потом открывают в нем турецкое отделение. Это и в Пятигорске можно наблюдать, и во многих других местах Северного Кавказа.

"СП": – Может быть, турецкое руководство пытается использовать идеи пантюркизма и халифата, чтобы отвлечь собственное население от проблем бедности?

– Это тоже верно. Очень удобно говорить своим гражданам: "Потерпите, затяните пояса, не расстраивайтесь – мы помогаем нашим братьям-тюркам и братьям-единоверцам в других уголках мира.

 

Один из крупнейших отечественных исследователей ваххабизма, член Академии наук Чеченской Республики Вахид Акаев говорит о том, что все больше молодых на Северном Кавказе становятся последователями радикальных течений:

– На Северном Кавказе идут два параллельных процесса. С одной стороны, мы можем наблюдать возрождение традиционных духовно-культурных ценностей народов, которые заключены в суфизме с его братствами-тарикатами. Последователи суфизма заинтересованы в политической и социальной стабильности. С другой стороны, мы видим и рост влияния салафизма. Хотя эти идеи скомпрометировали себя в середине 1990-х – начале 2000-х. Они пытались построить общество, полностью основанное на ценностях шариата, что многим у нас не нравится. Ваххабиты даже высказывали идеи построения некоего "кавказского халифата". Cейчас салафиты активно вербуют молодежь. В итоге возникает много противоречий со старшим поколением.

 

Идеи салафизма или "чистого ислама", несмотря на разрушительные последствия своего воплощения, остаются очень привлекательными для молодых людей. Ведь опровергнуть проповедников постоянной войны с неверными могут далеко не все. Тем более что проповедники эти так и сыплют отдельными цитатами из Корана. И сила этих цитат усиливается тем, что для российских граждан текст священного для мусульман писания сильно искажен.

 

– В нашей стране выходит большое количество просто кощунственных переводов Корана, – говорит профессор-исламовед Юрий Петраш. – В самом Коране много призывов к расправе с неверными. Но в русских вариантах там все приглажено, припомажено и засахарено.

 

Можно представить, какое недоверие возникает к представителям Духовного управления мусульман и Совету муфтиев в Поволжье или к Координационному центру мусульман на Северном Кавказе, когда молодые люди вдруг открывают для себя подлог. Как говорится, благими намерениями можно вымостить дорогу в ад. Тем более что проповедники, обученные в Турции или в Саудовской Аравии, тут как тут.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль дает свою трактовку роли ислама в мире и возможности построения халифата:

–В советское время на территории СССР сформировался какой-то такой особый казенный, подконтрольный НКВД, ислам, который сейчас почему-то называют "традиционным". Но никакого отношения ни к какой традиции он не имеет. Традиционный ислам – это ислам пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах) и другого ислама быть не может. Но внутри этого ислама существует полемика относительно понимания тех смыслов, что даны изначально в откровении. Вообще не понимаю, что такое "другой ислам". Ислам един! Но в нем уже 14 веков существует свободная ротация идей, людей, происходят диалоги и конфликты – это живая религия. Он и сегодня остро полемичен и так же активен, как 14 веков назад, когда уже была масса школ. Сегодня исламская площадка – единственная, где идет дискуссия о вечных вопросах. На Западе победило чудовищное прагматичное постмодернистское сознание, там ни о чем, кроме как о шкурных проблемах или, в крайнем случае, о правах человека, не говорится. Самый дальний горизонт духовности там – это права геев. Западное общество – это такой балаган распада.

"СП": – Насколько в России могут быть привлекательны или опасны идеи халифата?

–Халифат, между прочим, перестал существовать в 1922-м году, всего-навсего 90 лет назад. Первая мировая война была крайне неудачной для Османской империи, и она развалилась. Халифат существовал 14 веков, и это больше, чем существует Россия. И временами халифат включал в себя и Поволжье, и Кавказ, и даже Испанию. Но сегодня перед политическим исламом существуют более актуальные задачи, чем восстановление халифата. Потому что и во времена своего существования халифат был не лучшим проектом. Он был лишь попыткой придать исламу характер одной из цивилизаций в таком ключе по Шпенглеру или по Тойнби. Но ислам цивилизацией не является, он представляет собой духовно-политическое движение.

Проведу некоторую аналогию. Либо у вас есть мировая революция и всемирная коммунистическая идеи, или у вас есть Советский Союз и социалистический лагерь в капиталистическом окружении. Так вот ислам – это изначально глобальная идея, трансграничная. Попытка превратить его в некий лагерь, в цивилизацию наравне с другими – это, в принципе, идея "верхушечная", "истеблишментская". Я лично с этой идеей не согласен и считаю, что ислам – это трансграничное духовно-политическое движение, которое в рамках халифата превращается в один из сегментов управления массами. В то время как задача ислама освобождать эти массы с целью их самостоятельного влияния на историю.

 

Единственной скрепой народов страны может быть только общая идея, общий проект. Иначе каждая религиозная или этническая общность неизбежно будет стараться обособиться. У существования единого государства должно быть оправдание в виде единой для всех цели. Если эта цель имеет мировое значение, то она неизбежно становится привлекательной и для жителей других стран. "Всемирный Советский Союз", – скандировали в первой половине XX века рабочие в Америке и Европе. Свобода дискуссий, появившаяся во время Перестройки, обернулась национальными движениями в союзных республиках, на широких российских просторах возникло преклонение перед всем западным. Страна распалась, но и в новых государственных образованиях новой идеи не возникло. И вот уже Турция, в которой более 10% взрослого населения не умеют читать, запросто ведет пропаганду за свой проект чуть ли не на всем постсоветском пространстве. Открывает исламские центры на Северном Кавказе и в Поволжье, под прикрытием множества фондов и организаций открывают свои культурные центры в Сибири, где преимущественно живут народы, имеющие тюркское происхождение, но не исповедующие ислам. Памятник Кемалю Ататюрку уже стоит в столице православной Гагаузии в Молдавии. Не секрет, что Турция стоит за многочисленными массовыми выступлениями крымских татар. И надо сказать, что Анкара с проектом пантюркизма не встречает сопротивления. Тем более что культурная экспансия подкреплена военной мощью. Как говорит заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин, на Черном море Турция сегодня абсолютный гегемон:

– Из всех причерноморских государств у Турции самый сильный флот. У Грузии флота нет, в составе флота Украины нет ни одного боеспособного корабля. Российский Черноморский флот является самым старым даже на фоне устаревшего состава нашего ВМФ. Уступает Россия Турции и в количестве: у нас одна подлодка, у Турции – 14, кораблей класса "Фрегат" мы имеем пять-шесть, а Турция – 15, ракетных катеров у нас меньше в два-три раза. У России есть только крейсер "Москва", аналогов которого турецкий флот не имеет.

 

 

Россия уступает Турции в военном плане, уступает и в идейном. Что предлагает сегодня народам нашей страны и ближнего зарубежья российская власть? По сути – ничего. Руководство страны даже не знает, какие процессы происходят в том или ином месте. Более того, в России практически не ведется изучение соседних исламских держав.

 

– У нас буквально по пальцам можно пересчитать специалистов по Турции, по Ирану, по Ближнему Востоку, – говорит Владимир Захаров, – практически не осталось даже специалистов по османскому языку. Каждым направлением необходимо заниматься всерьез, но у государства на это почему-то нет денег. Или вообще возникают странные вещи. К примеру, государство объявило тендер на изучение очень важной черкесской проблемы. Выиграл конкурс почему-то Институт стали и сплавов, где специалистов по этому вопросу нет. Зато оттуда вышел нынешний министр образования...

 

Кого-то, может, и вдохновляют речи о строительстве нового евразийского пространства, но большинство не понимает, зачем оно нужно. Только ради того, чтобы государство было сильным? Но сильное государство само по себе не есть цель, а лишь средство для воплощения в жизнь цели. Пустыми же разговорами об инновациях или грандиозными планами увеличить в разы потребление к 2020-му году никого не убедить. Как говорят на Востоке, от слова "халва" слаще не становится.
Просмотров: 1042
Комментариев: 1
Автор: Андрей Иванов
Источник: Свободная пресса
Фото: Свободная пресса
Тэги: Пантюркизм  Анкара  Великий Туран  Большая Турция 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
150 новобранцев прибудут на корабли и в части Новороссийской военной морской базы в ходе осенней призывной компании
В рамках призывной кампании около 150 новобранцев из десяти субъектов Российской Федерации пополнят ряды военнослужащих Новороссийской военной морск >>>


27 ноября - День морской пехоты России.
В этот день в 1705 году Петр Первый издал Указ о создании первого в России полка морских солдат >>>


Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости флота, морской науки, кораблестроения, судоремонта, происшествия, культурная жизнь. >>>


«На Родину не обижаются». Севастопольские запасники теряют квартиры
От двухсот до полутора тысяч семей запасников Черноморского флота могут потерять свои квартиры в Севастополе. В Совете Федерации созвана специальна >>>


Карабах попытаются подрегулировать. Сергей Лавров отправится с дипломатической миссией в Баку и Ереван
Международный переговорный процесс по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха вновь заметно активизировался. На следующей неделе армянск >>>


Суда важнее суда. Как совещание у Владимира Путина ответило на вопросы не только развития отрасли
Президент Владимир Путин провел в Кремле совещание по вопросам развития судостроительного комплекса «Звезда». Однако, как отмечает спе >>>


Доклад начальника Генштаба на коллегии МО прозвучал на позитивной ноте. Отмечая успехи в военном строительстве, не стоит забывать о проблемах
Ноябрьская коллегия Минобороны РФ прошла под девизом «К 2020 Российская армия должна выйти на новый качественный уровень, позволяющий гарантир >>>


Русский язык вышел на третье место по популярности у боевиков ИГ. Терактов в мире стало меньше, но острота проблемы сохраняется
Австралийский Институт экономики и мира (IEP) обнародовал очередной «Глобальный индекс терроризма» и сопровождающий его страновой рейтинг >>>


Йеменский разлом. Почему на Аравийском полуострове продолжается бесконечная война
Находясь в одном из самых нефтеносных регионов мира, на Аравийском полуострове, Йемен оказался обделен черным золотом. Поэтому сейчас он является од >>>


Возможен ли израильско-саудовский союз. Страх перед Тегераном заставляет Иерусалим и Эр-Рияд искать пути к сотрудничеству
Сравнительно недавнее посещение еврейского государства делегацией из Саудовской Аравии (СА) во главе с генералом в отставке Анваром Эшки, бывшим при >>>


Поиск



Наш день

27 ноября - День морской пехоты России.
В этот день в 1705 году Петр Первый издал Указ о создании первого в России полка морских солдат

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


Исполнилось 200 лет со дня блаженной кончины Святого праведного воина Феодора Ушакова, чья память празднуется 15 октября.

Православные праздники

Сегодня церковный праздник:
Мучеников Галактиона и Епистимии. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского...
Завтра праздник:
Святителя Павла исповедника, Патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Святителя Германа, архиепископа Казанского...
Ожидаются праздники:
20.11.2017 - Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита. Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Преподобного Лазаря Галисийского. Преподобного Кирилла Новоезерского, Новгородского...
21.11.2017 - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила...
22.11.2017 - Мучеников Онисифора и Порфирия. Преподобной Матроны. Преподобной Феоктисты...
23.11.2017 - Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия. Мученика Ореста врача...
24.11.2017 - Мучеников Виктора и Стефаниды. Великомученика Мины. Мученика Викентия. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Великомученика Стефана Дечанского, короля Сербского. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского, чудотворца. Преподобного Мартирия Зеленецкого, Великолукского...

Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу». 80 лет назад в Финском заливе испытали первый в мире скоростной торпедный катер на воздушной подушке.
Судостроительный завод «Вымпел» предлагает связать скоростными морскими перевозками Севастополь и Ялту
Новое лицо войны. Наука о вооруженном противоборстве требует корректировки
Пенсии части военных пенсионеров Севастополя и Крыма ниже украинских
В Санкт-Петербург прибыли экипажи 16 боевых кораблей ВМФ России для участия в Международном Военно-Морском Салоне «МВМС-2017»
Эр-Рияд получит огня, ракет и гранат. Россия и Саудовская Аравия как никогда сблизились в вопросах поставок С-400
«На Родину не обижаются». Севастопольские запасники теряют квартиры
Как Англия в 1877 году попыталась повторить «крымский сценарий» по разгрому России
Последний парад. Фильм о подвиге Севастополя готовится к выходу на экраны
Реклама


Погода


Ранее
Служил такой парень

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ