Опрос

Ковид-пандемия: глобальная провокация или природная аномалия?
Безусловно, спецакция-провокация глобалистов
Нет, вирус имеет природное происхождение
Нет чёткой информации, трудно понять
Афёра фармакологов-бизнесменов
Сговор властных элит
Мне всё равно, не было бы проблем
Не определился




Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Движение поддержки флота просит Путина вернуть штаб ВМФ в Москву
Украину придется принудить к миру на новых условиях
Госдума приняла заявление о трехсотлетии становления Российской Империи
Флот: события и факты
Сирийские повстанцы обвинили Израиль в уничтожении склада ракет «Яхонт»
eNews: Украина как главная угроза молдавской евроинтеграции. Авантюризм Киева может испортить имидж Молдовы как «европейской страны»
Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок
Санду подтвердила: «Газпром» не выдвигал политических требований. Президент Молдавии опровергла статью в Financial Times
Грядущие битвы кораблей-роботов. Догонит ли «Пионер-М» американского «Бродягу»?
БПК "Вице-адмирал Кулаков" наконец-то выйдет на ходовые испытания
Лайнер с немецкими туристами прибыл в Ялту, проигнорировав санкции ЕС
Грузооборот портов Азовского бассейна Украины в январе- мае сократился на 34,1% до 3,7 млн тонн
Наша библиотека. "Хроника флотского спецназа" (фото)

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Мультикультурализм: война или мир?


2013-08-11 11:14 Авторитетно
Идея мультикультурализма родилась не в Европе. Принято считать, что Канада, Австралия и США успешно реализуют эту модель уже десятилетиями. Конечно, и там не все так безоблачно, если учесть, например, растущий демографический дисбаланс в пользу испаноговорящего населения в США. Однако эти страны кажутся сегодня тихой гаванью на фоне бушующих европейских страстей.

Нетрудно проследить по тенденциям и событиям последних десятилетий, как мультикультурный параллелизм, "геттоизация" и анклавизация культурных меньшинств привели Европу в состояние конфликтного, "напряженного" мультикультурализма. Как следствие, Саркози, Меркель и Кэмерон, каждый по-своему, но на редкость сплоченно, объявили, что "мультикультурализм – мертв".

Правда, и до них у доктрины европейской мультикультурности не было недостатка в критиках. Наиболее яркий из них – бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. Еще в 1992 году он говорил: "Ни из ФРГ, ни из Франции, ни из Великобритании нельзя делать страны-реципиента миграции. Наши общества этого не вынесут. Тогда они деградируют… Все имеет свои границы. Представление о мультикультурном обществе, возможно, этически обосновано, но на практике оно в условиях демократии, в которой каждый гражданин может делать и позволять делать все, что он хочет, вряд ли осуществимо" (Die Zeit. 22.04.2004. Nr 18). Спустя десятилетие Шмидт не изменил, а только укрепился в своей оценке, когда в 2004 году в интервью газете Die Zeit сказал: "Мультикультурное общество – это иллюзия интеллектуалов".

Швейцария, пожалуй, единственный пример гармоничного и устойчивого мультикультурализма в Европе. Но в этой стране он формировался даже не десятилетиями, а веками и представляет сплав европейских культур, а не культур иных цивилизаций и этносов.

Здесь возникает еще один принципиальный вопрос: каким образом в контексте мультикультурализма соотносятся понятия "культура" и "цивилизация" и о чем мы, собственно, говорим – о конфликте культур или о конфликте цивилизаций, что совсем не одно и то же?

Без ответа на этот вопрос вряд ли можно ответить и на другой: правы ли те представители европейского политического класса, для которых построение мультикультурного общества – цель, а не инструмент развития государства?

Исторически зарождаясь, цивилизации отражают представления этносов о вечности, об основах бытия (не только личной жизни), которые со временем отливались в различные формы социального мироустройства и инерционно определяют их и по сей день.

Суть сегодняшнего конфликта, очевидно, не в столкновении конфессионально "полярных" цивилизаций, как это было в эпоху Крестовых походов и Реконкисты. Речь идет о столкновении цивилизаций традиционного образца и нового глобалистского постиндустриального уклада. Соответственно – культур традиционных и пост-модернистских.

Постиндустриализм и постмодернизм послужили коконом новой цивилизации, вокруг которого образовалась паутина новой культуры, новых представлений и стандартов, которые вступают в растущее противоречие с традиционной цивилизацией Европы.

Вслед за Тойнби, Павел Флоренский в своей известной работе "Культ и культура" самим названием указал на базовый гнозис всякой культуры и цивилизации. В самом деле, у большинства народов именно культовые представления были (а у части остаются и по сей день) главным нервом цивилизаций и главной цивилизационно образующей силой.

При этом надо признать, что если мусульманский мир переживает период пассионарной активности, то европейская цивилизация вошла в фазу внутреннего раскола на традиционную, ориентированную на христианские ценности, и постмодернистскую. Последнее обстоятельство ослабляет ее, делает апостасийной, инертной или, как принято говорить, "теплохладной".

Тем не менее, для европейского сознания характерно смотреть на культуру сквозь призму культа. Как пишет один из современных исследователей проблем иммиграции, "принадлежность к исламу становится маркером различия – проведения символической границы внутри населения европейских стран, причем граница эта проводится поверх всех иных.

"Войны культур" таким образом превращаются в "войны идентичностей".

Так же, между прочим, смотрел христианский мир на ислам и в эпоху раннего средневековья.

Коль скоро речь идет об "идентичностях", то мы косвенно признаем, что речь идет и о глубинных цивилизационных различиях, которые вошли в стадию антагонизма. При этом идентификационная "растерянность" Европы, как уже говорилось, ослабляет ее и переживается многими в Европе как капитуляция собственной культуры перед культурным вторжением извне.

Масло в огонь подливает и тот факт, что центр регулирования миграционной политики в Европе смещается в сторону глобалистских подходов Брюсселя. Согласно Лиссабонскому договору, структуры ЕС получили наднациональные полномочия в проведении общей миграционной политики, включая интеграцию иммигрантов. До сих пор эти вопросы входили исключительно в компетенцию суверенных государств Европы.

Нетрудно сделать вывод, что ЕС, ориентированный на глобалистские космополитические стандарты, может только расширить конфронтационное поле мультикультурализма. С другой стороны – подспудно вызревает внутренний конфликт ЕС-бюрократии с европейцами – носителями традиционной культурной ориентации.

В отличие от европейцев, для иммиграции стало привычным постигать "символ веры" Запада через ее культуру, и эта "новая культура" вызывает у нее органическое отторжение и протест.

Велико искушение на основании сказанного прийти к идее объединить на подобной основе "традиционных" европейцев с мусульманами. Так, Владимир Монахов в "Отечественных записках" пишет: "Присутствие мусульман в Западной Европе породило неожиданные идеологические союзы и идеологические водоразделы. Обнаружилось, в частности, что ценностное размежевание упирается в секуляризацию европейских обществ и в порожденную секуляризацией культуру. Решительное вытеснение религии в приватную сферу привело к торжеству агрессивно-материалистической консюмеристской культуры, не знающей иных ценностей, кроме безудержного потребления. В результате возникает контроверза: культура консюмеризма и гедонизма, с одной стороны, культура, ориентированная на религиозные идеалы, – с другой. Неслучайно официальные представители Ватикана не раз апеллировали к мусульманам как к своим естественным союзникам в отстаивании нематериалистических ценностей".

Однако дальше апеллирования дело не пошло. И оснований для образования подобных союзов на долгосрочной основе тоже нет.

На эмпирическом уровне капитуляция христианской Европы перед творцами "Новой Европы" воспринимается иммиграцией как ренегатство, отказ Европы от роли великого монотеистического соседа, исторический откат в язычество, вещность, безальтернативный секуляризм.

Если иметь в виду, что для ислама политика, быт и законы неотделимы от веры и Корана, то исторически допущенная христианским обществом секуляризация и есть измена "их Богу". Как говорится: чума на оба ваши дома – один отступился и предал, а другой хочет до основания разрушить уже не только свое, но и чужое здание веры.

Вот почему в разгар дискуссий о иммиграции в Германии премьер-министр Турции Эрдоган не призывал турецкую общину искать эфемерных союзов, а при любых обстоятельствах отстаивать свою идентичность и не растворяться в немецком обществе.

Один из моих знакомых, образованный, активно практикующий мусульманин, заметил мне не без обиды: "Часто говорят о коллаборационизме мусульман в годы Второй мировой, чтобы оправдать их насильственную депортацию. Как будто мало было их среди русских, украинцев… Но вот во время Первой мировой текинцы-туркмены, Дикая дивизия, крымские татары были до конца преданы царю и были самые надежные в бою части".

"А как ты думаешь, почему? – спросил я его. – Потому что тогда говорили: "За веру, царя и Отечество". Но начинали, заметь, с веры. И каждый вкладывал в это слово свой смысл, но уважал в другом его веру. На этом и держался конфессиональный мир и взаимное уважение православных и мусульман в России. А при Советах веру истребляли, ее сменил железный обруч государственной идеологии, он распался – и все распалось…"

Кстати, об идеологии. Сегодня коллапс мультикультурализма в Европе со всей остротой ставит вопрос об универсальности либеральных ценностей. Если мы сталкиваемся с несостоятельностью мультикультурализма в недрах демократического общества, обоснованно ли утверждать, что либерализм сочетаем с любой культурой, любой идентичностью, в любой точке мира?

Никто, разумеется, не вывел закона цивилизационного притяжения и отталкивания. Да и вряд ли он может быть единым для всех времен и народов. Но разве не закономерно, что чем более привержены личность или общество своей цивилизации и культуре, тем большее уважение и готовность к сотрудничеству они вызывают у представителей другой веры, другой культуры, другой цивилизации?

"Раскол в человеческой душе, – писал Тойнби в работе "Постижение истории", – это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни… Активная альтернатива пассивному уходу есть самоконтроль, когда душа "берет себя в руки…".

Армен Оганесян, главный редактор журнала "Международная жизнь"

Просмотров: 1239
Комментариев: 0
Автор: Армен Оганесян
Источник: «Международная жизнь»
Фото: ria.ru
Тэги: Европа  Этносы  Мультикультура 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


Флотораздел: по волнам нашей памяти…
В Севастополе продолжается работа по реализации проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России (СРО СЖР) «Флотораз >>>


Путин подписал закон о праве отставников ВМФ носить кортики без оформления разрешения
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий офицерам Военно-Морского Флота (ВМФ) России в отставке пожизненно носить кортики как часть п >>>


Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


Одесса становится турецким берегом? Самостийники роют землю и откапывают «исламскую цивилизацию на Украине»
Страстью к переписыванию истории на Украине буквально полыхает. И даже на таком фоне попытки переделать историю Одессы выглядят маниакальными. >>>


Усидит ли Зеленский до весны? Внешнее управление Украиной становится всё более диктаторским
Ввиду наступающей зимы в Киеве   заговорили   о возможности досрочных президентских выборах. >>>


Турции всё не удаётся войти в число мировых тяжеловесов. След НАТО в действиях Анкары не добавляет ей союзников в Евразии
Анкара, похоже, нашла способ вернуть свои почти полтора миллиарда долларов, которые выплатила Соединённым Штатам за поставку 100 многофункциональ >>>


Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок
Сербы будут покупать российский газ по 270 долларов, то есть по самой низкой цене в Европе, если не считать белорусов. Таков главный итог встречи В >>>


Жесткий эксперимент Эрдогана закончился кризисом
Экономическая политика президента Турции, который подмял под себя Центробанк, привела к валютному кризису в стране. Местная валюта поставила истори >>>


1 декабря — День победы Русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Синоп
День воинской славы России. Отмечается ежегодно 1 декабря в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года О днях воинской славы (п >>>


Поиск



Наш день

1 декабря — День победы Русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Синоп
День воинской славы России. Отмечается ежегодно 1 декабря в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года О днях воинской славы (победных днях) России.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


В Севастополе побывал автопробег реконструкторов, посвященный 80-летию начала Второй героической обороны Севастополя.

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
«Байрактар»: история успеха
В мае в Севастополе состоятся Первые Соловьёвские чтения
Актуально: о ВМФ, СОИ и не только…
Россия променяла Турцию на Египет со скидкой
Известный севастопольский журналист представил выставку фотографий к своему юбилею
«300 человек и 4 корабля»: Россия создаст в Судане пункт обеспечения ВМФ. Россия и Судан подписали соглашение о создании ПМТО
Путин подписал закон о праве отставников ВМФ носить кортики без оформления разрешения
Главная морская трагедия Великой Отечественной стала предметом спекуляций
Книга об адмирале Н.И. Ховрине представлена морской общественности Севастополя
Реклама


Погода


Ранее
Алжир в предчувствии переворота. Покупка лояльности военных сопровождается чистками в армии и спецслужбах

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ