Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Откуда взялся «Полосатый рейс». Страна вспоминает классика флотского юмора
Виртуалы: Россия заплатит за восстановление Венеции и, может быть, собора Парижской Богоматери
В Сочи прошло третье совещание Президента с руководством Минобороны и предприятий ОПК
Ялта-1945: что осталось за кадром. Как США хотели забрать Крым за долги по ленд-лизу
ФСБ сообщила о задержании в Севастополе россиянки за шпионаж в пользу Украины
Греция нанесла очередной удар по Русскому православию
ВПК Украины – это руины былого советского величия. А зарплата литовского гражданина Абромавичуса в «Укроборонпроме» в 10 раз больше зарплаты президента Литвы
О чем будут говорить с Путиным военные моряки
От подводных лодок до экранопланов. Мир подводный и надводный можно осваивать, только опираясь на эксперимент и математику
Судоремонт в России: надежда на возрождение
Украина, Болгария, Грузия: баланс в паромных перевозках может быть нарушен
Грузооборот портов Азовского бассейна Украины сократился на 44,2% до 1,73 млн тонн в январе-марте 2016 года
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Крымский пазл исламского халифата. Часть II


2012-12-16 13:36 Политика
С момента появления хизбов на полуострове в начале 2000-х годов можно выделить три пика их активности.

1) 2003-2004 годы – "Хизб ут-Тахрир" громко заявила о себе в Крыму 28 марта 2003 года, устроив под стенами Верховного Совета Крыма акцию протеста против войны в Ираке. Она проходила под лозунгами: "Меджлис, не говорите от лица мусульман", "Долой приспешников Буша из Украины", "Депутаты ВР Украины – соучастники военных преступлений Америки против мусульман" и др. Обозначив, таким образом, своё появление в Крыму, "Хизб ут-Тахрир" попала в поле зрения прессы. Стала просачиваться информация о распространении листовок, в которых  оправдывались убийства американцев из-за нападения США на Ирак, об активной агитации и вербовке в секту новых активистов. Лето 2004 года было отмечено борьбой за контроль над мечетями, в которых муфтият снял 8 имамов по подозрениям в симпатиях к хизбам. Точкой кипения в этом конфликте стали требования хизбов вернуть прежнего имама в главную крымскую мечеть Кебир-Джами.

2) 2007-2009 годы – масштабные исламские конференции хизбов, участие представителей организации в телевизионных политических ток-шоу на главных телеканалах Украины, неудавшаяся инициатива спикера крымского парламента Анатолия Гриценко о её запрете, операция СБУ по пресечению создания ячейки "Хизб ут-Тахрир" на Украине, провоцирование драки с традиционными мусульманами в одной из сельских мечетей.

На попытке запрета "Хизб ут-Тахрир" нужно остановиться более подробно. В апреле 2008 года тогдашний спикер Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко выступил с инициативой принять постановление о запрете "Хизб ут-Тахрир". По задумке главы крымского парламента это должно было создать почву для решения Верховной Рады Украины об окончательном запрете данной исламистской организации в стране (7). Свою позицию Гриценко аргументировал запретом деятельности этой организации в нескольких десятках стран мира, а также её радикальным характером. Однако инициатива не дошла до стадии практической реализации, и на майской сессии парламента данный вопрос был перенесен на неопределённый срок. Любопытно, что в меджлисе тогда выступили против предложения о запрете "Хизб ут-Тахрир", пояснив свой шаг некорректностью формулировок в предлагаемых к принятию законопроектах. Это даже породило в средствах массовой информации версии о тайном взаимодействии между хизбами и меджлисом, а также о наличии лоббистов хизбов в меджлисе и заинтересованности последнего в исламистах в качестве своего "боевого крыла".

Спустя год после безуспешной попытки председателя парламента Крыма запретить "Хизб ут-Тахрир" большой резонанс получило заявление СБУ о предотвращении создания в Украине ячейки этой исламистской структуры. Как сообщалось, в результате оперативных действий были получены документальные материалы о том, что группировка "Хизб ут-Тахрир" на глубокой конспиративной основе пыталась создать террористическую структуру с чёткой иерархией и распределением функций среди её членов (8).

Наконец, в сентябре 2009 года произошел инцидент с использованием силы, когда, невзирая на обещания действовать исключительно мирными методами и убеждать словом, хизбы устроили драку с местными мусульманами в мечети села Журавки Кировского района Крыма.

3) Третий этап повышенной активности исламистов из "Хизб ут-Тахрир" начался летом текущего года и пока не завершился. В этот диапазон как раз входят три громких акции хизбов, о которых речь шла в первой части статьи.  

На сегодняшний день "Хизб ут-Тахрир" в Украине пребывает в подвешенном правовом статусе, но это ничуть не мешает ей вести бурную деятельность. Исламисты нашли обходной путь – работают через так называемые автономные исламские общины, не подконтрольные крымскому муфтияту. Доподлинно известно, по крайней мере, о двух таких крупных общинах: "Алушта" и "Давет". Первая выпускает газету "Возрождение" – главный информационный рупор хизбов в Крыму, вторая является организатором большинства публичных мероприятий исламистов. Третий опорный столп "Хизб ут-Тахрир" – "Правозащитное движение Крыма", которое выполняет функцию адвоката радикалов в случае появления претензий со стороны правоохранительных органов.

Вырисовывается пусть не совсем точная, но яркая параллель между Партией исламского освобождения и ещё одной влиятельной нелегальной организацией Крыма – меджлисом крымских татар.

Проект халифата и место Крыма в нём

Одной из альтернатив выстроенного по американским лекалам мира выступает концепция халифата – всемирного исламского государства, управляемого на основе принципов шариата. Носителем идеи о создании "Второго праведного халифата" выступает партия "Хизб ут-Тахрир", что в значительной мере объясняет пристальное внимание международного сообщества к ней.

Халифатом называют теократическое государство, в котором действует система шариата, т.е. свод законов и норм, взятых из священных писаний мусульман – Корана и Сунны. Руководит таким государством халиф – правитель, представляющий умму и соединяющий в своих руках религиозную и политическую власть. Собственно, концепцию халифата в её конечной версии можно рассматривать как геополитический проект или прожект планетарного масштаба.

Пропагандируя свою модель мироустройства, хизбы обосновывают её преимущество, в частности, новым подходом к системе экономических и общественных отношений. Взамен "порочной" капиталистической системы, породившей мировой экономический кризис, предлагается исламская идеология. По убеждению хизбов именно исламские принципы регулирования хозяйственно-экономической жизни служат надежной панацеей от потрясений экономической системы. Впрочем, скептики считают данную идею утопичной и сравнимой с лозунгом о наступлении коммунизма во всем мире. В свою очередь, сами идеологи "Хизб ут-Тахрир" видят в образовании всемирного халифата не самоцель, а средство по достижению высшей цели – воцарения в мире исламского образа жизни на основе законов шариата.

Следовательно, Партия исламского освобождения стремится к захвату политической власти во всемирном масштабе. Впрочем, идеологические установки тахрировцев частично объясняет присущая исламскому вероучению неотделимость религиозной власти от политической. Но как раз в этом и заключается коллизия, ведь согласно законодательству Украины церковь отделена от государства и религиозно-политические организации не предусмотрены в принципе.

Судя по информации на сайте "Хизб ут-Тахрир", партия не предполагает одновременное начало действий по созданию халифата во всём мире, а выбирает в качестве опорного пункта конкретное государство или их совокупность. Представители организации часто подчёркивают, что главными плацдармами для работы по созданию халифата избрали арабские страны, поскольку там имеется необходимое условие – абсолютное преобладание мусульманского населения. Но при всём этом "архитекторы" исламского халифата развернули оживлённую деятельность и в Крыму. Возникает логичный вопрос: каково место Крыма в панисламистской геополитической конструкции, продвигаемой партией "Хизб ут-Тахрир"?

Говоря о цели по установлению халифата, один из спикеров "Хизб ут-Тахрир" в Крыму Абдуселям Селяметов заявил на пресс-конференции: "Мы не скрываем, что наша деятельность носит идейный характер, мы боремся идеями и наша цель - установление исламского теократического государства  "Халифат" на той территории, где есть для этого предпосылки. В Украине и в Крыму мы к этому не стремимся, а занимаемся исключительно просветительской деятельностью, помогая нашим братьям мусульманам в изучении Корана" (9).

Казалось бы, приведенная цитата расставила все точки над i, рассеяв сомнения и тревоги. Однако есть большие подозрения, что ключевым в комментарии крымского исламиста всё-таки было слово "предпосылки". Плюс ко всему излюбленным "успокоительным" средством в арсенале хизбов является довод об отсутствии условий для реализации проекта халифата в Крыму, а именно малая доля мусульман в составе населения полуострова.

Вот здесь и следует искать ответ на вопрос об участии Крымского полуострова в проекте халифата. Учитывая демографическую динамику крымских татар и активный процесс возрождения ислама, не так уж далёк тот момент, когда довод о малочисленности мусульманского населения в Крыму отпадёт. Это, в свою очередь, теоретически позволит тахрировцам открыто заявить о включении  Крыма в перечень регионов, входящих в проектируемый халифат.

В целом "Хизб ут-Тахрир" выделяет три стадии борьбы на пути к созданию халифата. Первая состоит в формировании партийного ядра, вторая подразумевает активное взаимодействие с мусульманской общиной, а третья – это установление исламского государства и несение ислама в остальной немусульманский мир. Согласно этому описанию, в Крыму хизбы сейчас, похоже,  находятся на второй стадии – идёт активное взаимодействие с местной уммой и вовлечение её представителей в ряды политических исламистов. Причём солидную долю новообращённых составляет социально активная крымско-татарская молодёжь, обучающаяся в вузах и медресе либо уже получившая высшее образование в ряде арабских государств. А, как известно, за молодёжью будущее, тем более за образованной молодёжью. Выходит, будущее Крыма в халифате?

Между тем сложным препятствием на пути распространения идеи халифата среди крымских татар является традиционная протурецкая ориентация этого народа. Арабский вариант ислама и перспектива всемирного халифата противоречат их цивилизационной идентификации как части тюркского и одновременно европейского сообщества. Вот и бьют в набат меджлис с ДУМК, ведь в случае реализации проекта халифата крымско-татарский язык будет вытеснен языком священных писаний мусульман – арабским, предполагаемую национальную государственность заменит принадлежность к единому исламскому геополитическому пространству, а привилегии по этническому признаку станут и вовсе недопустимыми.

Хизб ут-Тахрир: угроза или опасность?

Исламистскую партию "Хизб ут-Тахрир" часто определяют как угрозу и  опасность, что порождает немало споров о правомерности таких обвинений. В этой связи сначала попробуем разделить понятия "угрозы" и "опасности", ибо они не совсем синонимичны. Так, под угрозой понимается стадия крайнего обострения противоречий, предконфликтное состояние с присущей ему готовностью одной стороны применить силу в отношении другой. В свою очередь опасность – это стадия возникновения и кристаллизации противоречий, когда одна из сторон потенциально может, но ещё не готова к применению силы или угрозам её применения в отношении противоположной стороны. Наиболее чётко и наглядно суть и различия обоих понятий показывает нехитрая таблица (10).

 

Явления

Компоненты

Готовность к нанесению ущерба

намерения

возможность

УГРОЗА

есть

есть

реальная (явная)

ОПАСНОСТЬ

нет

есть

гипотетическая (возможная)

есть

нет

нет

нет

мнимая

 

На основе данной таблицы становится возможным продиагностировать "Хизб ут-Тахрир" на соответствие критериям понятий "угроза" и "опасность". Для этого сначала зададимся вопросом: есть ли у организации намерения и возможности применять силу для реализации своих задач и целей, а главное, готова ли она к применению силы? Намерения построить глобальный халифат у исламистов, конечно, есть, но в краткосрочной и среднесрочной перспективе у них определённо не появятся возможности для этого. Кроме того, Партия исламского освобождения не готова использовать силу для достижения своих целей и угрожать таковой, о чём неоднократно говорилось в заявлениях её лидеров.

Что касается отнесения "Хизб ут-Тахрир" к категории опасностей, здесь ответ будет утвердительным. Как выяснилось, у организации есть определённые намерения об установлении исламской системы на планетарном уровне, но нет возможностей по их претворению в жизнь, как нет готовности к силовым действиям и угрозам применения силы ради осуществления своих целей. Таким образом, "Хизб ут-Тахрир" целесообразно относить к опасностям, а не угрозам. Согласно представленной выше таблице, организация попадает в разряд гипотетических опасностей. Впрочем, всякая гипотетическая опасность однажды может превратиться в реальную угрозу.

Это в политологической схеме всё довольно просто и ясно, а на деле ситуация с "Хизб ут-Тахрир"  гораздо более запутанная и неоднозначная. К примеру, накануне митинга против американского фильма "Невинность мусульман", организованного подконтрольной хизбам мусульманской общиной "Давет", по инициативе ДУМК прошёл круглый стол на тему "Хизб ут-Тахрир как угроза национальной безопасности Украины", в ходе которого очередная порция критики в адрес исламистов была подкреплена весьма интересной доказательной базой.

Муфтият провёл анализ нескольких брошюр партии "Хизб ут-Тахрир", в результате которого были выявлены призывы к войне, свержению конституционного строя и захвату власти, разжиганию межрелигиозной вражды и ненависти. Так, в книге под названием "Программа Хизб ут-Тахрир" говорится о необходимости сражаться с правителями тех стран, которые осуществляют власть не на основе Ислама. "Сражаться с ними это означает воевать против них, для отстранения их от правления и для возвращения правления законам Ислама", – приводит ДУМК отрывок из текста исламистов (11).

На основе анализа ряда таких идеологических брошюр "Хизб ут-Тахрир" муфтият вменяет этой нелегальной организации нарушение ряда статей Уголовного кодекса Украины: ч. 2 ст. 109; ч. 1 ст. 110 и ст. 436. Со своей стороны, представители "Хизб ут-Тахрир" обвиняют ДУМК в религиозной монополии и боязни серьёзной конкуренции, что тоже имеет свои резоны (12). Со своей стороны, крымское управление Службы безопасности Украины сообщило, что прямых призывов к беспорядкам и преступным деяниям со стороны "Хизб ут-Тахрир" не зафиксировано, но организация находится под пристальным вниманием ведомства, а её литература проходит экспертизу в специализированных учреждениях (13).

* * *

В Украинском государстве действует одно негласное, но хорошо известное правило: разрешено всё, что не запрещено. Вот и спасают "Хизб ут-Тахрир" от ответственности сверхлиберальное украинское законодательство, безразличие властей и расплывчатые формулировки целей исламистов.

 
7. http://www.nr2.ru/crimea/174295.html
8. http://www.unian.net/news/315219-sbu-nakryila-terroristov-organizatorov-yacheyki-hizb-ut-tahrir.html
9. http://www.nr2.ru/crimea/21871.html
10. http://www.rau.su/observer/N07_97/7_06.HTM
11. http://qirimmuftiyat.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=634%3A2012-04-25-14-23-31&catid=90%3A-qq&Itemid=100051&lang=ru
12. http://novoross.info/general/14708-krymskie-hizby-zayavili-o-svoem-mirolyubii-i-raskritikovali-dumk-zhurnalisty-ne-poverili.html
13. http://novoross.info/people/14578-glava-reskomnaca-kryma-ne-vidit-v-hizb-ut-tahrir-ugrozy-dlya-bezopasnosti-gosudarstva-a-yurist-dumk-schitaet-ideologiyu-etoy-partii-obyknovennym-fashizmom-foto.html

Просмотров: 2916
Комментариев: 2
Автор: Владимир Банкин
Источник: odnarodyna.com.ua
Фото: odnarodyna.com.ua
Тэги: Крым  Меджис  Хизб-ут-Тахрир  Халифат 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


Кишинев усиливает давление на Приднестровье. Молдавия пытается вытеснить Россию с берегов Днестра
Президент Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Вадим Красносельский на встрече в Тирасполе с чрезвычайным и полномочным послом РФ Олегом Васн >>>


Накануне Нормандского саммита Киев показал мускулы. Армия Украины испытала ракету, способную уничтожить Крымский мост
Киев накануне встречи в Париже лидеров России, Франции, Германии и Украины продемонстрировал свои военные достижения. Генштаб Вооруженных сил Украи >>>


Зеленского провожают в Париж всем майданом. Главу государства подозревают в намерении уступить Владимиру Путину
С воскресенья в ряде городов Украины начались уличные акции, участники которых заявляют, что они не протестуют, а напутствуют президента Владимира З >>>


Зеленскому к переговорам с Путиным дали вредные советы
В понедельник в Париже пройдет саммит «нормандской четверки». Украину на нем будет представлять Владимир Зеленский. Ему уже дали несколь >>>


Российский газ для Венгрии и Сербии застрял в Болгарии
Болгария затягивает строительство продолжения «Турецкого потока» по своей территории, заявил Владимир Путин. Вероятно, из-за давления со >>>


Соратник Ельцина рассказал о просьбе Донбасса и Крыма в 1991 году не оставлять их в составе Украины
«Это исконно наши земли были, просто их отдали Киеву. Они понимали, что находятся в неравных условиях с украинцами», – заявил газе >>>


В ЯЛТЕ СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ЛИВАДИЙСКОГО КЛУБА
6 декабря в рамках XIII Международного фестиваля «Великое русское слово» при поддержке Государственного Совета Республики Крым, Комитета >>>


Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


«АРТЕК» И ММЛ: ПОД ПАРУСАМИ МЕЧТЫ, КОТОРАЯ СБЫВАЕТСЯ
ММЛ – Молодежная Морская Лига, созданная более четверти века назад группой энтузиастов-подвижников, с каждым годом расширяет масштабы работы и >>>


Поиск



Наш день

9 декабря — День Героев Отечества в России
Эта памятная дата, которая отмечается ежегодно 9 декабря , установлена Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 года О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона О днях воинской славы и памятных датах России.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


В Севастополе почтили память подводников, погибших на АПЛ К-8 и на АС-31

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Украинские МБАКи расширят свои возможности благодаря беспилотникам
В Госдуме работают над проектом о противодействии подводным беспилотникам
Невостребованные знания. Что такое история военно-морского искусства
Сирийские суточные не достались морякам. Военный суд решил, что командировки в зону конфликта — не боевая задача
Музейные выставки побывали на байк-шоу
Американцы вновь пытались познать Крым и Севастополь
Накануне Нормандского саммита Киев показал мускулы. Армия Украины испытала ракету, способную уничтожить Крымский мост
СССР крепил единство Югославии деньгами и войсками. Страна хотела распасться на 20 лет раньше
МАРИНИСТЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В НОВОРОССИЙСКЕ
Реклама


Погода


Ранее
Туман гибридной войны. Неопределенности и риски в современных военных конфликтах

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ