Опрос

За кого Вы бы отдали свой голос на выборах губернатора Севастополя?
За экс-мэра Москвы Ю. Лужкова
И.о. губернатора Д. Овсянникова
«Народного мэра» А. Чалого
За авторитетного и умного управленца (из Севастополя)
За любого авторитетного и умного управленца
Губернатора Севастополя должен назначить Президент
Верните Яцубу!


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Адмирал у Белого озера
История без сослагательного наклонения
Затулин системно и последовательно занят языком
«Золотая Балка": Праздник виноградарей и виноделов под покровом Трифона Зарезана
Взрывы в Харькове сорвали встречу "нормандской четверки". В Киеве считают, что все это устроила Москва
«Арабская весна». Закат
Российский капитал теряет смысл присутствия на Украине
«Приднестровье готово на неадекватные действия реагировать адекватно»
"Адмирал флота Касатонов": как строят "фрегат-невидимку"
ВМС Украины испытывают подводную лодку "Запорожье"
Крым похоже, оказался в реальной морской блокаде
Россия топит Клайпедский порт. В Литве вспомнили: если у великого соседа насморк - у них воспаление легких
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Исламская революция в Иране и современная внешняя политика стран Востока


2017-02-17 08:43 Авторитетно
В Москве по инициативе Сектора Ирана Центра изучения стран Востока Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения прошла конференция "Международные аспекты Исламской революции в Иране".

В ней приняли участие известные отечественные востоковеды, а также их коллеги из иранских университетов и научных центров. Целью форума стало освещение  транснациональной и трансрелигиозной  сущности революции 1979 года на основе взглядов имама Хомейни и верховного лидера Али Хаменеи. Тема конференции была предложена Культурным центром Ирана в Москве и ее руководителем г-ном Реза Малики. Помощь в ее организации оказал Международный центр иранистики.  

По мнению российских и иранских экспертов, в условиях роста противоречий между мировыми державами  и развивающимися странами, а также многочисленных межконфессиональных конфликтов и противоречий внутри региона, подогреваемых глобальными игроками, возникает необходимость нового прочтения работ лидера Исламской революции – одного из наиболее значительных мировых событий второй половины ХХ века.

По словам заведующей сектором Ирана, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, революция в Иране изначально мыслилась ее идеологами как транснациональная.  Несмотря на то, что  официальной религией Исламской Республики Ирана является ислам джафаритского толка, в Конституции признаются равные права сторонников всех остальных мазхабов (правовых школ) – ханафитского, шафиитского, маликитского, ханбалитского, а также зейдитов.

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель Культурного представительства Ирана в Москве, атташе по культуре Посольства Исламской Республики Иран  Реза Малеки, в Тегеране осознают свою ответственность за последствия Исламской революции в стране и во всем регионе Среднего и Ближнего Востока.  Как подчеркивал, опираясь на аяты Корана,  сам Рухолла Хомейни, все божественные религии ставят целью спасение и процветание общества.  По убеждению аятоллы, мусульманин осознает свою ответственность за совершаемые им поступки и осуществляемую им миссию свидетельства о Боге. Его деятельность определяют 4 связи: с самим Творцом, с другими людьми, с тварным миром и с природой. Муджахид по Хомейни  – это в первую очередь созидатель, а не воин. Истинное предназначение мусульманина – соревнование в свершении благих дел.

В этом смысле в каждом историческом периоде развития человечества можно найти позитивные черты,  включая и недавний советский период господства коммунистической идеологии. Речь идет о поиске людьми в России и за ее пределами социальной справедливости  и распространении идей социального освобождения среди угнетенных и обездоленных.  Именно отсюда берут свое начало основы политического ислама. Реза Саджади подчеркнул, что свобода не может быть навязана народу извне: его представители сами должны стремиться к тому, чтобы им оказали поддержку. По словам эксперта, на протяжении почти сорока лет, прошедших с начала Исламской революции, Иран никогда не преследовал исключительно своекорыстных интересов во внешней политике. Основой иранской дипломатии является борьба за сплочение всех исламских народов, поскольку Тегеран не имеет права двигаться в сторону раскола. В свою очередь, Иран продолжает усиливать присутствие в этом регионе, опираясь на собственные ценности.

Доцент кафедры истории нового и новейшего времени Саратовского государственного университета им. Н.Чернышевского Алексей Баранов посвятил свое выступление оценке духовными лидерами Ирана событий на Ближнем Востоке, начиная с 2011 года. В мировой прессе серия политических переворотов в странах Магриба получила название "арабской весны". Однако в Тегеране этот термин не прижился: здесь предпочитают говорить об "исламском пробуждении", поскольку не считают возникшее социальное движение на Ближнем Востоке исключительно светским и ограниченным только одним регионом. Согласно суждениям рахбара Али Хаменеи, мир пришел в состояние трансформации из-за внешней и внутренней политики США, стремящихся единолично определять логику развития человечества. Режимы Ближнего Востока и Северной Африки стали заложниками этой политики. Они попали в зависимость от Вашингтона, который шантажировал местных политиков фактами из их собственного прошлого и быстро превратились с ближайших союзников Вашингтона. Что касается пришедших им на смену властей, то им не удалось преодолеть сложившуюся инерцию. В этом, а также в устойчивости монархических режимов Персидского залива, выступающих в качестве основных союзников Вашингтона - основные причины происходящих в регионе трагических событий. В то же время А.Баранов отметил, что духовные лидеры Ирана вовсе не настаивают на установлении в странах Магриба режимов по иранскому образцу, а лишь выступают за снижение зависимости от стран Запада, преследующих в Магрибе цели, далекие от нужд региона.

С целью усиления региональной роли Ирана Тегеран проводит политику культурной экспансии как на Востоке, так и за его пределами.

Доклад старшего научного сотрудника Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока  Института Востоковедения РАН Марины Каменевой был посвящен культурной дипломатии современной Исламской Республики Иран. По словам эксперта,  иранская культура  является национальным достоянием и пользуется всеобщей любовью населения страны.  Правда, стоит отметить, что еще в 1980 году, сразу после событий революции, новым руководством страны было принято решение о проведении так называемой Иранской культурной революции, направленной на формирование собственной самобытной исламской культуры и снижение культурного влияния Запада. Однако после ирано-иракской войны 1980-1988 годов возобладала идея культурной экспансии, важной составной частью которой стало повышение фарси как одного из важнейших языков мусульманской цивилизации. Цели распространения идей Исламской революции и знакомству с достижениями  в области музыки, живописи, киноискусства подчиняется деятельность культурных центров в странах региона, включая такие важные для Тегерана страны, как Индия и Пакистан. Активная деятельность ведется иранским руководством и на международной арене в рамках таких структур, как  Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры и Организации "Исламская конференция". В Москве также  высоко ценят сотрудничество с Тегераном. Так, 6 февраля с.г.   в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова состоялась XIII Региональная олимпиада по персидскому языку, собравшая студентов со всей России и из стран СНГ. Значительный интерес у специалистов и всех интересующихся современной жизнью Ирана имел выход книги Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран Мехди Санаи  "Мусульманское право и политика: история и современность".

Доклад доктора исторических наук, профессора Российского университета дружбы народов  Владимира Юртаева был посвящен специфике принципов веры шиитов (усул-ад-дин) и их преломлению в политике Исламской Республики Иран. Напомним, что этих принципов пять: Таухид ("единобожие"),  Адалат ("божественная справедливость"),  Нубувва ("пророчество"),  Имамат ("вера в воскресение из мертвых") и Маат ("вера в Страшный суд").  Все они, в разных сочетаниях,  оказали существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Ирана. Основные этапы политического развития страны можно выделить в соответствии с деятельностью президентов страны. Первым из них стал Абольхасан Банисадр (1980-1981), разработавший принципы так называемой концепции "тоухидной (таухидной) экономики", в соответствии с которой экономические отношения рассматриваются как неотъемлемая часть исламского образа жизни. Однако после его отстранения от власти и фактической эмиграции принцип Таухид был забыт, а вместо него при Мохаммаде Али Раджаи (1981)и Сейиде Али Хосейни Хомейни (1981-1989) возобладали  Имамат и Маат. При пятом президенте Ирана Мохаммаде Хатами (1997-2005) отдавалось предпочтение принципам Нубувва и Имамат. Одним из самых оригинальных был подход Махмуда Ахмадинежада (2005-2013), который в своей политике "гуманитарного пробуждения" и атомной дипломатии  остановился фактически в шаге от возрождения Тоухида, но так и не решился к нему прибегнуть, используя сочетание четырех остальных принципов веры. Что же касается четвертого президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани (1989-1997), то, по ряду косвенных свидетельств он опирался на принцип Такия (один изосновополагающих принципов в шиизме, под которым подразумевается "благоразумное сокрытие своей веры").

Выступление доцента кафедры восточных языков и кафедры истории, культуры и географии Московского государственного лингвистического университета, председателя Общества дружбы России с Ираном  Александра Полищука было посвящено  отношению имама Хомейни к средствам массовой информации. По словам докладчика, у аятоллы оно менялось от резко негативного в период правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, до признания значительной ценности прессы и свободы слова после победы Исламской революции. При сохранении антиамериканской и антиизраильской риторики, современный Тегеран проводит довольно гибкую политику в отношении как отечественных, так и зарубежных СМИ.  

Диалог российских и иранских коллег, состоявшийся в Институте востоковедения РАН, оказался очень плодотворным. Его результаты найдут отражение в сборнике, который будет выпущен по итогам состоявшейся конференции.

Просмотров: 99
Комментариев: 0
Автор: Андрей Торин
Источник: Международная жизнь
Фото: Международная жизнь
Тэги: исламская революция  Иран  Хаменен  Хомейни 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости флота, морской науки, кораблестроения, судоремонта, происшествия, культурная жизнь >>>


Черногория не хочет в НАТО
Граждане страны требуют проведения референдума по поводу вступления страны в альянс >>>


Лондон перехватывает у Москвы инициативу в Ливии
Великобритания берет курс на сближение с маршалом Халифой Хафтаром и парламентом в Тобруке >>>


Порошенко все же прикончил «Украину». Ракетный крейсер, четверть века разорявший Киев, решено пустить на запчасти
Когда давно сидящие без зарплат и сильно оголодавшие работники николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара (Украина) в минув >>>


Россия оказалась в центре региональной нестабильности. События в Белоруссии показали: национальные границы РФ должны быть надежно закрыты
То, что происходит в Белоруссии в последнее время, не только обнулило заявления Александра Лукашенко о недопустимости в его стране никаких революцио >>>


Неделя в армии. Российских оборонщиков позабавили американские санкции
Единый день приемки военной продукции провело в пятницу, 24 марта, Министерство обороны РФ. >>>


Главный вопрос в Молдавии: кто кого. Градус русофобии, насаждаемый в стране правящим большинством, зашкаливает
1 апреля исполняется 100 дней с момента вступления в должность президента Молдавии Игоря Додона. >>>


В Киеве заговорили о времени "Ч" для Донбасса. Донецк и Луганск могут попросить Москву ввести миротворцев ОДКБ
В выходные в Харьковскую область прибыли эксперты НАТО, которых президент Украины пригласил для консультаций по разминированию. >>>


Европейцы играют с Эрдоганом в поддавки
Несколько дней назад, 23 марта, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал развёрнутое  интервью  в эфире телеканалов  CNN Tür >>>


Грузия закупает у «Газпрома» дополнительные объёмы газа. И параллельно планирует создать базу НАТО в порту Поти
В течение двух первых месяцев 2017 года Грузия закупила у «Газпрома» дополнительно до 100 млн кубометров природного газа в связи с про >>>


Поиск



Наш день

1 апреля - 80 лет ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.
С юбилеем, выпускники!

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


В Севастополе прошло поминальное богослужение в честь 25-летия перезахоронения адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина, произошедшего 29 февраля 1992 года во Владимирском соборе – усыпальнице адмиралов.

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Первый штатный. 24 февраля. 55 лет назад США впервые почувствовали угрозу с моря
Перспективы когда-то секретного объекта «Сотка»: действующая боевая часть или объект военно-исторического туризма?
Ученые проводят мониторинг водных биоресурсов в районе строительства Крымского моста
«Золотая Балка»: итоги-2016 и планы-2017
Одиночное плавание. Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге стал менее международным и более патриотичным
Россия научит Израиль взаимодействать с комплексами С-300
Порошенко все же прикончил «Украину». Ракетный крейсер, четверть века разорявший Киев, решено пустить на запчасти
Русский порядок. Почему евреи оказались главными врагами черносотенных студентов и спортсменов
Сегодня – День моряка-подводника. Заполярная седина
Реклама


Погода


Ранее
ВМС Китая сегодня и завтра. Реальны ли претензии Поднебесной на лидерство в мировом океане? Часть II

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ