Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Ненашев объяснил, для чего Украина закупила американские катера
5 июля - День работников морского и речного флота
Приём для глав государств, приглашённых на Военный парад в честь 75 летия Победы в Великой Отечественной войне
Флот: события и факты
Экипаж задержанного в Азовском море российского судна имеет запасы на несколько дней
В Киеве призывают народ еще раз сменить власть. Националисты обвиняют Зеленского в "ватной позиции по Донбассу"
Европа душит остатки украинской промышленности
Спасение кандидата Байдена или спецоперация американских демократов на «украинском фронте»
Российское судостроение в июне 2020 года
Флотский судоремонт: Доки 13 СРЗ ЧФ – три в одном
Круизное сообщение между Ялтой и Стамбулом откроется 15 апреля
Грузооборот морского порта “Южный” в январе-ноябре составил 43,5 млн тонн, рост на 10,4%
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Братская кушетка. Василий Степанов о юбилее «Брата-2»


2020-05-17 08:26 Среда обитания
В мае 2000 года на российские экраны вышел "Брат-2" — долгожданный сиквел первого народного постсоветского фильма. Критики подвергли его обструкции, а зрительская любовь пережила уже два десятилетия и до сих пор не утратила своей страсти.

Весной 2000 года "Брат-2" ехал в немногочисленные еще тогда кинотеатры, чтобы побеждать. Первый "Брат" стал хитом видеорынка, и сборы сиквела, уже театральные, в нескольких московских и петербургских залах с обновленным проекционным оборудованием должны были если не оправдать затраты на производство (они были по тем временам и возможностям киноиндустрии внушительными — больше $1 млн), то хотя бы показать, что отечественное кино может быть настоящим бизнесом, а не только вопросом национального престижа и задачей культурной политики.

Впрочем, из всех рецензентов-современников только Михаил Брашинский подошел к фильму с бизнес-аршином: "Появление любого сиквела — знак здоровья кинокультуры. Алексей Балабанов снимает так, как только и нужно снимать: будто мы и правда живем в здоровой стране, выпускающей по 150 фильмов в год",— писал критик в начавшей выходить за год до этого "Афише", которая также всеми силами делала вид, что в Москве рубежа веков есть такие развлечения, про которые можно издавать глянцевый журнал дважды в месяц. По сути, кинокомпания СТВ и журнал "Афиша" занимались одним тем же, делали дело по американскому принципу самоназначенцев: fake it ‘til you make it. То есть — притворяйся, пока не получится. Только первая имитировала киноиндустрию, а второй — веселую повседневность.

Между тем веселья в России рубежа столетий было не то чтобы очень много. Только-только завершилась горячая фаза второй чеченской кампании, начавшейся после серии взрывов в жилых домах и террористического рейда в Дагестан. В этих обстоятельствах особое внимание зрителей и критиков "Брата-2" привлекло раскрытое "чеченское" прошлое главного героя. И если первый "Брат" в свое время удостоился мучительных проработок по этической линии (в 1997-м много писали об ответственности творца за социальные обобщения, формировании положительного образа убийцы и шовиниста), то теперь он казался уже образцом сдержанности и неоднозначности. Эмблематичную сцену из первого фильма с нахальными безбилетниками в дребезжащем питерском трамвае, которым Данила грозил пистолетом ("Не брат ты мне..."), еще можно было объяснить чеченским посттравматическим синдромом, а вот новые приключения и словесные обороты Данилы Багрова вызывали у культурных обозревателей куда более серьезные этические вопросы. По итогам критических баталий в "Искусстве кино" Евгений Гусятинский писал: "Для меня совершенно очевидно, что "Брат-2" — явление в первую очередь социально-идеологическое и только в последнюю — художественное, кинематографическое".

Но даже те, кто не видел зла в пестовании имперского ресентимента, указывали, что младший брат растерял в сиквеле свой петербургский флегматизм и приобрел вдруг московскую деловитость, а также горевали над присутствием в кадре певицы Салтыковой, которая умудрилась захомутать лучшего современного героя: "Для меня Багров-Бодров, вознамерившийся бодрячком прожить еще один полнометражный фильм, безвозвратно гибнет как романтический герой" — хоронила Данилу Лидия Маслова в "Коммерсанте".

Почему же на этом фильме так разошлись критики со зрителями? И почему сегодня так плоско звучат критические замечания о том, что авторы фильма стали идеальными выразителями формирующейся на глазах идеи суверенной демократии (хотя они, безусловно, ими стали: "Гуд-бай, Америка" "Наутилуса" не только идеально легла на финальные титры, но и оказалась прекрасным саундтреком нескольких будущих политических циклов)? Что же такое разглядели в воздухе времени режиссер Алексей Балабанов вместе со своим продюсером-соавтором Сергеем Сельяновым, что пересматривать второго "Брата" и десять лет спустя, во время медведевской оттепели, и сегодня, в канун "обнуления",— все еще увлекательный опыт? А Бодров в образе Данилы Багрова появляется на обложке майского номера журнала Esquire?

Дело, конечно, не только в исключительных кинематографических качествах фильма, хоть он крепко сделан, он ритмичен, ироничен (в том числе и самоироничен), его герои заражены движением и равны схваченному моменту. И даже не в том, как ловко сумел Балабанов упаковать этот постсоветский миг в два часа пленки с помощью попсового саундтрека и десятка звездных камео. (Через несколько десятилетий, если нужно будет рассказать внукам о России 2000-го, достаточно будет включить этот фильм: на саундтреке — радио "Максимум", в кадре, помимо Ирины Салтыковой,— Иван Демидов, Дарюс Каспарайтис, Владислав Пельш и "Останкино" как место силы начала нулевых, а еще эта странная дособянинская Москва с бомбилами на "жигулях".)

Балабанов с Сельяновым, хотели они того или нет, пригласили своего зрителя не в кино, а на сеанс психоанализа: "Брат-2" разом вываливает на постсоветского гражданина все его комплексы, чаяния и травмы. Он словно бы проговаривает за него все, что тот хотел сказать, но не говорил (потому ли, что оказался лишен собственного голоса в 1990-е, или по какой-то другой, менее ясной причине). Именно поэтому для рафинированной критики "Брат-2", конечно, был неудобен, как неудобна любая откровенность. Окончательно это стало понятно в 2014-м, когда большая политика вдруг стала выглядеть как сцена в чикагском сортире, где украинскому бандиту напророчили ответку за Севастополь. Кто это кидает громкие фразы про "бандеровцев"? Это Виктор Сергеевич Багров, бывший питерский киллер, провинциальный милиционер, начинающий чикагский гангстер, мечтающий дать очередь из пулемета "Максим" на вечной русской гражданской. В балабановской дихотомии двух братьев — "хорошего" и "плохого" — герой Виктора Сухорукова уж точно не является образцом для подражания или объектом авторского умиления. Но в нем сложно не признать своего соседа по даче или коммуналке. Наверное, "Брат-2" еще долго можно будет использовать как градусник общественной психической температуры. А когда сила его иссякнет, когда какой-нибудь следующий юбилей фильма будет интересовать исключительно киноведов — вот тогда можно будет смело сказать, что мы наконец оказались в "прекрасной России будущего".

Просмотров: 344
Комментариев: 0
Автор: Василий Степанов
Источник: Коммерсантъ Weekend
Фото: Кинокомпания CTB
Тэги: Esquire  Бодров  Багров  «Гуд-бай  Америка»  «Наутилус»  суверенная демократия  Алексей Балабанов  «Брат-2»  «Брат»  fake it ‘til you make it: притворяйся  пока не получится 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Жаркое лето Ирака, главные события – впереди. Конфликт между центральными властями и проиранским «шиитским ополчением» набирает силу
Летняя пора в Ираке всегда знойная – температура 48-50 по Цельсию в тени никого не удивляет, и местные жители её стоически переносят, несмо >>>


Взрыв беспорядков в Сербии – причины, режиссёры, исполнители. «Речь не идёт о коронавирусе, речь идёт о захвате власти»
Спустя почти 20 лет после «бульдозерной революции», которая в октябре 2000 г. привела к свержению Слободана Милошевича и определила е >>>


Наводнение в Карпатах и полуколониальный статус Украины. Как Запад поддерживает своих украинских партнёров
В Карпатах разразилось катастрофическое наводнение, сравнимое с теми, какие происходили в 1998 и 2008 годах. >>>


На Украине в рамках социальной политики предлагают стерилизовать неимущих. О либеральном фашизме
Знаменательное выступление председателя комитета по социальной политике Верховной рады Украины Галины Третьяковой сработало с некоторым запоздание >>>


В Греции призвали ввести санкции против Турции из-за решения по Святой Софии
Греция должна ввести санкции против Анкары после решения Турции превратить собор Святой Софии в мечеть, а также закрыть турецкое консульство в Комоти >>>


Турецкие С-400 могут появиться в Ливии
Анкара, несущая человеческие, материальные и финансовые потери в Ливии от действий «неопознанной» авиации, намерена восстановить свое по >>>


Египет готов поставить Турцию на место
Египетская армия начала широкомасштабные военные учения под кодовым обозначением «Hasm 2020» недалеко от границы с Ливией. Различные типы >>>


Памятник русским воинам демонтирован после протестов
В Адлере (большой Сочи) 9 июля был демонтирован памятник, установленный 30 июня на месте основания в 1837 году русской армией в ходе Кавказской войны >>>


Анкара признает любой Крым, только не российский
Турция уважает целостность Украины и выступает за мирное урегулирование проблем на территории дружественной страны. Об этом заявил министр обороны Т >>>


Эра битв за воду. Глобальная жажда в эпоху великого потепления
Нынешнее недалекое человечество, состоя наполовину из горожан, не весьма хорошо представляет, насколько мы зависим от пресной воды. >>>


Поиск



Наш день

12 июля – День памяти русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова
10 июля 1855 года адмирал на Малаховом кургане был ранен в висок, а через два дня скончался, не приходя в сознание.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


Доки 13 СРЗ ЧФ: три в одном

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
США применили в Сирии «летающую мясорубку»
Анкара осудила подписание соглашения о газопроводе EastMed
О монографии В.В. Кафтана, П.В. Петрия «Аксиология воинского служения»
Денежное довольствие военных подняли на 4%
Российский ВМФ в зеркале Финского залива. Медведь готовится стать тренером по плаванию
ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР: Учения НАТО с соблюдением дистанции
Наводнение в Карпатах и полуколониальный статус Украины. Как Запад поддерживает своих украинских партнёров
Знаменосцы Победы. Кто водрузил штурмовой флаг над Рейхстагом. Руководитель мастерской "Невский баталист" Дмитрий Поштаренко рассказал ТАСС, кого считать "первопроходцем"
"Лейтенант, водивший канонерки, читал мне на память мои стихи..." Кем был удивительный Сергей Колбасьев, родившийся 120 лет назад
Реклама

Православные праздники

Погода


Ранее
Таллиннский порт заинтересован в инвестициях из Казахстана

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ