Опрос

Сколько севастопольцев проголосуют за Путина на выборах Президента?
Более 80% избирателей
Более 70% избирателей
Более 60% избирателей
Более 50% избирателей
Нет смысла проводить выборы - альтернативы Путину нет
За Путина - пожизненного Президента


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Открытое письмо корабелов Севастополя руководству Российской Федерации
Адмирал, сын адмирала. На службе России уже четвёртое поколение Касатоновых
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин высоко оценил эффективность российского оружия в ходе военной операции в Сирии
Флот: события и факты
Расстрел украинских морпехов: увы, не впервые...
Президент Украины переходит в оборону. Противники Петра Порошенко активизировались
Эрдоган накинул на Россию новую петлю. "Газпром" продолжает строить "Турецкий поток" без железобетонных гарантий
Авианосец «Адмирал Кузнецов» должен был быть атомным?
На верфи SEDEF заложен киль ДВКД «Анадолу» для ВМС Турции
Возвращение в строй БДК "Ямал" ожидается в первом полугодии
В обход санкций: СМИ заявили об иностранных судах у побережья Крыма
Порт Кавказ вчера и сегодня
Наша библиотека. "Хроника флотского спецназа" (фото)

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Ансамблю песни и пляски Черноморского флота - 85 лет!


2017-03-26 00:03 Юбилей
Ансамбль песни и пляски ЧФ был создан 18 марта 1932 года приказом наркома по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова при поддержке Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе и его руководителя Александра Васильевича Александрова.

Репетиционная база ансамбля размещалась в Доме Красной Армии и Флота имени лейтенанта Шмидта. В годы Великой Отечественной войны артисты ансамбля дали около 2000 концертов для защитников Одессы, Севастополя, Новороссийска, жителей освобожденных городов СССР, Румынии, Болгарии. Более сорока членов коллектива были награждены орденами и медалями. В послевоенные годы ансамбль превратился в большой профессиональный коллектив с широким репертуаром и высоким исполнительским мастерством. Он стал творческой лабораторией для многих композиторов-песенников.

Одним из них был народный артист СССР композитор Вано Ильич Мурадели. В фондах ФГБУК "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" хранятся материалы о пребывании в 1954 году В.И. Мурадели на ЧФ и о создании песни "Легендарный Севастополь". Из них особо хочется выделить воспоминания Б.В. Боголепова, народного артиста УССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, начальника и художественного руководителя Ансамбля песни и пляски ЧФ в 1950-1974 гг.:

- В 1950 году я был назначен художественным руководителем Ансамбля песни и пляски ЧФ. Действующий репертуар ансамбля требовал пополнения новыми произведениями. Композиторы К. Листов, Б. Мокроусов, Ю. Слонов, В. Макаров, служившие на флоте во время Великой Отечественной войны, в 1945 году демобилизовались и свое творчество в основном переключили на мирные темы. Политуправление ЧФ решило опереться на местные творческие силы, но это не дало желаемого результата.

Член Военного совета вице-адмирал Николай Михайлович Кулаков предложил пригласить композитора Мурадели. Он говорил: "Нам нужна песня, которая бы воспела героические дела Севастополя в дни Великой Отечественной войны". Вано Ильич дал согласие и в конце июня 1954 г. прибыл в Севастополь с женой Натальей Павловной... В гостиницу ехали медленно - так попросил Вано Ильич. День был солнечным. К 1954 году центральное кольцо города было восстановлено. Ярко-белые дома из инкерманского камня, как лебеди, выделялись на фоне голубого неба. "Наташа, смотри, какая красота", - обратился он к супруге и как бы между прочим сказал мне: "Привез текст песни "Легендарный Севастополь", стихи московского поэта Петра Градова. Есть наметки мелодии".

Утром следующего дня Мурадели был принят членом Военного совета, а затем мы отправились в ансамбль. В это время он размещался в районе Херсонеса, в небольшом одноэтажном доме. Шла репетиция хора и оркестра, проводили ее дирижер А.А. Молохов и хормейстер П.П. Турылев... Цветы, аплодисменты. Мурадели тепло поздоровался, передал привет от московских композиторов: "Я приехал к вам с задачей написать песню о Севастополе, первыми исполнителями которой будете вы. Дело ответственное, будем работать вместе". Вано Ильич прочитал текст, затем сел за рояль и сказал о том, что мелодию сочинил в Москве, но окончательно оформит ее здесь, так как в процессе работы могут быть изменения. Затем Мурадели запел. Пел он великолепно, обладал красивым драматическим баритоном. Окончив, обвел всех взглядом, как бы спрашивая: "Ну как?" Песня понравилась сразу.

Дальше пошли творческие будни. Ежедневно в течение нескольких дней я заезжал за Мурадели в гостиницу, затем отправлялись в ансамбль. Прибывали обычно за 10-15 минут. Это были минуты дружеской встречи композитора с артистами ансамбля. Вано Ильич был отличным рассказчиком. Он умел самый простой эпизод подать образно, с юмором. Беседуя, он интересовался делами коллектива, особенно песнями, которые исполнял хор во время Отечественной войны.

В один из дней он сказал: "Борис Валентинович, прошу послушать окончательный мелодический план песни и ее ритмическую основу. Песня боевая, поэтому ритм должен быть ярко пунктирным". В подтверждение этого продекламировал первый куплет. В дальнейшем я обратил внимание, что Мурадели непрестанно декламировал стихи, на которые писал музыку, ища подходящие интонации. У нас возник небольшой спор. Дело в том, что припев на словах "легендарный Севастополь" вызывает желание начать первые два слога из-за такта, а не в такт, как написано у Мурадели. Вано Ильич сказал: "Пойдемте к хору - посоветуемся" (хор занимался в соседней комнате). Он обратился к артистам: "Друзья! У нас небольшое сомнение. Одна голова - хорошо, много - лучше". Сел за рояль и так убедительно спел, что в душе я уже был согласен с его вариантом. Мнения артистов разделились.

После репетиции я застал его на берегу моря у знаменитого колокола в Херсонесе. Он любовался морем и, может, обдумывал наш спор (кстати, Мурадели хотел написать песню о колоколе). Увидев меня, он пошел навстречу, сказав: "Все-таки надо в такт, - и запел, идя строевым шагом: - Для строя это будет лучше"...

Вано Ильич попросил спланировать между репетициями посещение Малахова кургана, Сапун-горы, Военно-морского музея, кораблей. Дальнейшая работа так и строилась. Получив окончательный вариант клавира, приступили к разучиванию. Мурадели устраивался в стороне, слушал, иногда подпевал, подходил к окну, смотрел на Севастополь. Когда мелодия была выучена, попросил разрешения самому исполнить песню. Горящие глаза, выразительные жесты говорили об огромном внутреннем напряжении. На этот раз его пение произвело особенное впечатление. Последний куплет запели все. Вано Ильич дирижировал. Описать восторг коллектива невозможно. Все бросились к нему, жали руки, обнимали.

Учитывая большой эмоциональный накал (матросы пытались качать композитора, и трудно сказать, чем это могло бы кончиться), я увел Вано Ильича в кабинет. Во время перерыва страсти успокоились. Придя на второй урок, Мурадели поблагодарил всех и обратил внимание на более четкое исполнение шестнадцатых нот. Я запомнил его рассуждение по этому поводу: "Учтите, что шестнадцатые ноты по исполнению бывают разными в зависимости от творческой задачи". Как пример проиграл "Марсельезу", вступление к "Патетической сонате" Бетховена, несколько тактов из "Революционного этюда" Шопена. "В "Легендарном Севастополе" должен быть свой ритмический пульс".

Почти каждый вечер после трудового дня мы встречались у меня за чашечкой чая. Говорили обо всем: о музыкальной жизни страны, о песнях - современных и народных, музицировали... Однажды после чаепития решили погулять по Приморскому бульвару, любовались Севастопольской бухтой, говорили о разном. Он сказал: "Хороший у вас хор - приятно иметь с ним контакт, - и, продолжая разговор, перешел к "Легендарному": - Дело в том, что написанный вариант вполне устраивает матросскую массу. Для ансамбля нужна более развернутая разработка хоровой партитуры. Вы хоровик, знаете свой коллектив, сделайте обработку сами, я помогу, если надо будет".

Мне было приятно это доверие. Выполняя просьбу Мурадели, постоянно советуясь с ним, я через несколько дней представил партитуру. "Отлично, - сказал он, - есть хорошие находки, особенно нравятся аккорды, имитирующие строевой шаг, а вот в конце для эффекта следует поднять", - и написал подголосок. Закипела работа: расписывались хоровые партии, клавир был отдан в оркестровку. Мурадели вносил поправки, давал советы. Например, для концертного исполнения рекомендовал развернутое оркестровое вступление и тут же написал его.

Наступило время, когда можно было сводить хор с оркестром. Волновались все. Мурадели зашел в класс. "Давайте друг другу покажем свою работу, - говорит он. - Вначале сыграет оркестр, затем под фортепиано споет хор, ну а затем вместе". Прозвучал оркестр, хор блеснул своими голосами. "Ну а теперь, - говорит Мурадели, - с Богом, ура!" Кивнул мне головой, я взмахнул дирижерской палочкой. От большого старания все гремело, но это было могуче, здорово! Вано Ильич слушал, улыбаясь, со слезами на глазах.

На флоте и в городе прошел слух о том, что Мурадели - в ансамбле. К нему потянулись люди. Приходили представители кораблей, частей, школ, местные поэты, самодеятельные композиторы, артисты. На слова севастопольского поэта А. Красовского Вано Ильич написал "Матросские куплеты", которые долгое время были в репертуаре ансамбля.

После тщательной отработки "Легендарного" на репетициях сдавали его политуправлению флота в Доме офицеров, где присутствовали также власти города, представители частей. Песня произвела на всех огромное впечатление. После официального утверждения и включения в репертуар ансамбля было дано указание отпечатать листовки и широко внедрять их в личный состав флота. Артисты ансамбля были распределены по воинским частям, где шло разучивание песни, ее записали на радио, подключились коллективы художественной самодеятельности..."

17 октября 1954 года, в день празднования 100-летия обороны Севастополя 1854-1855 гг., на стадионе Черноморского флота песню спел многотысячный объединенный хор моряков, жителей Севастополя и участников художественной самодеятельности в сопровождении сводного военного оркестра. Дирижировал автор - композитор В.И. Мурадели.

"Наступил торжественный день. Разместить огромное количество поющих было очень сложно. Вано Ильич принимал в этом деятельное участие, затем встал у дирижерского постамента. Поднимаясь на него, я бросил взгляд на композитора, который, подбадривая, махнул рукой: "Давай!" Грянул оркестр, зазвучали голоса севастопольцев. На трибунах сидели защитники города, тогда еще молодые, в орденах. Зрелище потрясающее! После окончания пения все встали. Мурадели поднялся на дирижерский постамент, поклонился публике, хору, оркестру. Аплодисменты не утихали. Тогда песню пришлось бисировать, дирижировал сам автор. На последнем припеве он обернулся к публике - запели все находившиеся на стадионе..."

Ансамблем ЧФ впервые были исполнены песни "Заветный камень" Б. Мокроусова, "Ходили мы походами" К. Листова, "Сапун-гора" Б. Боголепова и др. В современном репертуаре ансамбля - песни разного характера: о родном городе и флоте, о войне и мирной жизни, лирические, народные, старинные матросские и солдатские песни, произведения русских и зарубежных классиков.

Лариса БАРАНОВСКАЯ, научный сотрудник (1944-2016).

На снимке: (слева направо) композитор В.И. Мурадели, Б.В. Боголепов, В.Г. Колодкин (крайний справа) - начальник управления культуры, в 1959-1965 гг. - директор музея.

Фото А.В. Баженова, 16 октября 1954 года.

* * *

ПАМЯТИ АВТОРА

Л.В. Барановская, известный в городе искусствовед, сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, ушла из жизни в ноябре 2016 года. Любимой работе в музее она отдала 45 лет (с 1971-го по 2016 г.), была экскурсоводом, научным сотрудником (старшим, ведущим), завсектором, специалистом.

Л.В. Барановская являлась автором 28 научных справок, каталогов, обзоров фондовых коллекций, более 30 художественных и художественно-исторических выставок музея. Активно участвовала в издательской деятельности музея, являлась автором статей энциклопедического справочника "Севастополь" и "Вестника" МГООС. Постоянно сотрудничала с прессой: ею были опубликованы десятки статей о музейных коллекциях в периодической печати, сборниках и журналах.

Л.В. Барановская выступала с докладами на крымских научно-практических конференциях, представляла работу музея на мероприятиях, связанных с культурой, наукой, пропагандировала работу музея на городском радио и телевидении. Наиболее значимым для нее стал каталог "Севастополь и Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. в литографиях "Русского Художественного Листка" Г.-В. Тимма", вышедший в 2013 году.

К сожалению, она не успела выпустить книгу о севастопольских художниках, над которой работала долго и плодотворно. Но сегодня мы предлагаем нашим читателям одну из ее ярких статей, посвященную истории создания песни "Легендарный Севастополь" и ее первому исполнителю - Ансамблю песни и пляски ЧФ, который в марте 2017-го отметил 85-летие своей творческой деятельности.
Просмотров: 512
Комментариев: 0
Автор: Лариса БАРАНОВСКАЯ
Источник: Слава Севастополя
Фото: Слава Севастополя
Тэги: Ансамбль песни и пляски ЧФ  Боголюбов  Мурадели  Легендарный Севастополь 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Вечный огонь на Малаховом кургане: вновь 60 лет спустя
Торжественная церемония зажжения Вечного огня на отреставрированной Оборонительной башне Корниловского бастиона  Малахова кургана состоялась 21 >>>


Появились данные о численности ЧВК «Вагнера»
Частная военная компания «Вагнера» насчитывает более 3,6 тыс. человек, а их содержание обходится в сумму 17,4 млрд рублей, утверждают С >>>


Флот: последние новости
Информационный обзор. Новости флота, морской науки, кораблестроения, судоремонта, происшествия, культурная жизнь. >>>


23 Февраля - День защитника Отечества. 100-летие создания Красной Армии и Флота
>>>


США приучают Россию к равнодушию в Черном море. Вашингтон уверен, что Москва боится потерять военное преимущество
Телеканал  CNN , ссылаясь на свои источники в Пентагоне, информировал, что американские ВМС стремятся приучить российских военных к своему пост >>>


Москва не поддержала ввод войск Асада в Африн. Смена российского командования в Сирии связана с новым этапом борьбы Дамаска и его союзников против проамериканских группировок
Российское руководство, судя по всему, идет на поводу у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Именно с этим связана задержка с вводом сирийской а >>>


Почему не нужно бояться американских эсминцев в Черном море
В акватории Черного моря на данный момент находятся сразу два эсминца ВМС США – Carney и Ross. Второй корабль известен тем, что в апреле прошл >>>


День «сопротивления» Крыма отметят на Украине 26 февраля
Член Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев заявил о том, что нужно приложить максимум усилий, чтобы  тема «аннексии» Кры >>>


Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости флота, морской науки, кораблестроения, судоремонта, происшествия, культурная жизнь. >>>


Владимир Королев: мы восстановили военно-морское присутствие в Мировом океане
Вы уже знакомы с блогом " Вахтенный журнал " КОРАБЕЛ.РУ , в котором публикуются тезисы из интервью с представителями промышленности, ф >>>


Поиск



Наш день

23 Февраля - День защитника Отечества. 100-летие создания Красной Армии и Флота

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


Севастопольская организация Союза журналистов России (председатель Сергей Горбачев) в День российской печати в театре им. А.В. Луначарского собрала на праздник медиасообщество Города-Героя

Православные праздники

Сегодня церковный праздник:
Пророка Захарии Серповидца из 12-ти. Великомученика Феодора Стратилата. Святителя Саввы II, архиепископа Сербского...
Завтра праздник:
Мученика Никифора из Антиохии Сирийской. Святителя Иннокентия, епископа Иркутского...
Ожидаются праздники:
23.02.2018 - Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и Феоктиста и 3-х мучениц. Преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Преподобного Лонгина Коряжемского...
24.02.2018 - Священномученика Власия, епископа Севастийского, и с ним 2-х отроков и 7-ми жен. Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского. Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Мученика Георгия Софийского...
25.02.2018 - Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского. Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского...
26.02.2018 - Преподобного Мартиниана Афинского. Преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого...
27.02.2018 - Преподобного Авксентия. Равноапостольного Кирилла Философа, учителя Славянского. Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах...

Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Стали известны возможные сроки размещения ракет "Циркон" на крейсерах
«Турецкий поток» подорожал на $1 млрд. «Газпром» сам профинансирует газопровод стоимостью $7 млрд
Аномальное изменение прозрачности и цвета Черного моря
В Севастополе для детей военнослужащих Черноморского флота Правительством Москвы организованно проведение новогодних утренников
МВМС-2017 показал новинки российской флотской техники и оружия
Вертолеты ВМСУ тренировались совместно с американским эсминцем
Почему не нужно бояться американских эсминцев в Черном море
Почему русская армия так и не взяла Проливы и Константинополь. Уроки стратегического взаимодействия России и стран Антанты в Дарданелльской операции
В Севастопольской Морской библиотеке презентовали "Императрицу Марию"
Реклама


Погода


Ранее
Минобороны начало формирование постоянной группировки в Тартусе и Хмеймиме

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ