Орден – за мужество экипажа
22 июня 1941 года эсминец "Железняков" под командованием капитан-лейтенанта В. Шишканова встретил в ремонте на севастопольском заводе. Уже через неделю он вышел на боевое задание по обороне Одессы. Как рассказывал вице-адмирал Леонид Дмитриевич Чулков, командовавший артиллерийской боевой частью эсминца в самую жаркую военную пору, железняковцы в составе Новороссийской военно-морской базы дрались за Севастополь, Новороссийск, участвовали во многих десантных операциях черноморских моряков, обороняли кавказское побережье, топили вражеские транспорты в море, прикрывали в конвоях свои транспорты огнём и собственным корпусом. Вот лишь один эпизод из сотни.
– Во время высадки феодосийского десанта в "Железняков" попали вражеский снаряд и 3 мины, вызвавшие пожар, – вспоминал заслуженный ветеран, который в этом году отметил поистине золотой юбилей – сотый день рождения. – 5 человек из экипажа погибли и 16 получили ранения. Весь следующий день эсминец поддерживал десант своим огнём, отбивал атаки фашистских самолётов, расстреляв к вечеру весь боезапас.
Во время Великой Отечественной войны эскадренный миноносец "Железняков" был награждён орденом Красного Знамени. Этим боевым орденом принято было отмечать не только результаты нанесённых врагу потерь, но и храбрость экипажа, его самоотдачу и жертвенность в выполнении воинского долга.
Моря особый закал
Сегодня в составе Новороссийской военно-морской базы несёт службу морской тральщик "Железняков". Это один из самых больших и современных тральных кораблей в мире, способный реализовать возможности вдали от своих баз. Поэтому вполне логично, что на его долю выпадают сложные и ответственные задачи в море. И вполне закономерно, что в характере экипажа сегодняшнего "Железнякова" прослеживаются те же боевые качества, что были присущи морякам военной поры. Под началом капитана 3 ранга Александра Вьюркова морской тральщик одним из первых кораблей Новороссийской базы участвовал в международных учениях "Си-Бриз" и "Блексифор". Следующий командир "Железнякова" капитан 3 ранга Всеволод Бобриков вёл тральщик в составе отряда черноморских кораблей, которые обеспечивали проводку и высадку десанта в августовской операции 2008 года по принуждению Грузии к миру. Были тогда у корабельных комендоров и реальные цели, и реальные боевые залпы, а несколько позже – и боевые награды.
На сегодняшний день корабельный лаг тральщика отмерил более 50.000 морских миль. Профессионализм и высокая морская выучка железняковцев отмечалась иностранными специалистами в ходе международных учений "Черноморское партнёрство", "Фарватер мира", "Иониекс". Его экипаж достойно представлял российский военно-морской флаг на просторах Чёрного моря и Средиземноморья, во многих иностранных портах во время международных визитов.
В 2006 году Россия по приглашению турецкой стороны присоединилась к антитеррористической операции "Черноморская гармония". С тех пор совместная работа турецких и российских военных моряков по освещению обстановки, обмену информацией и поддержанию благоприятного режима в Чёрном море ведётся круглый год. "Железнякову" регулярно доводится осуществлять патрулирование в рамках операции "Черноморская гармония" в северной и восточной частях Чёрного моря. В случае необходимости специальная группа, находящаяся на борту тральщика, готова к досмотру подозрительных судов в соответствии с нормами международного морского права.
– До половины всех судов, следующих под иностранным флагом, на первичный запрос не отвечают, – вспоминает капитан 3 ранга Виктор Овчаренко, выводивший в качестве командира МТЩ "Железняков" на подобные дежурства в море. – Однако, завидев боевой корабль, идущий на сближение на дистанции 25 кабельтовых, желание вступить в диалог обычно появляется. При интенсивном судоходстве и волнении моря такие манёвры требуют особой сноровки, которой моряки нашего экипажа владеют традиционно.
Потенциал традиций
Ответственное это дело – демонстрировать военно-морское присутствие России в районах морского судоходства на Чёрном море. Но и к будням, наполненным напряжённой учёбой, моряки "Железнякова" привыкли относиться с полной самоотдачей.
– Трал к постановке подготовить! – эту команду подчинённым старшины 1-й статьи контрактной службы Виталия Торбина в составе трального расчёта приходилось слышать и выполнять десятки раз во время тренировок по специальности. Но на этот раз их проверял не только командир, но и море. А оно всё круче дыбилось волнами. На тральщиках говорят: "Ют есть ют…", подразумевая, что работа минёров здесь не только физически трудна, но содержит известную долю риска, – на тесноватом пространстве тральной палубы и трального ангара "Железнякова" размещено множество различных механизмов, а сама оснастка и оборудование тралов с обилием тросов и ребристого металла требуют особой сноровки, выучки, сообразительности и даже ловкости. Для матроса-"краткосрочника" освоиться здесь – задача нелёгкая. Но на "Железнякове" говорят, что уже после пятой практической постановки трала моряк становится надёжным минёром. Вот и на этот раз тральный расчёт, который в большинстве своём состоял из матросов срочной службы, приготовил и поставил глубоководный контактный трал, уложившись в жёсткие рамки нормативов. Вообще же минное траление – действие в высшей мере коллективное. Каждый боевой пост корабля составляет неотъемлемое звено общей цепи слаженности экипажа. От чёткости работы гидроакустиков старшего лейтенанта Павла Санько во многом зависел эффективный поиск мин, а штурманская боевая часть старшего лейтенанта Виталия Козьякова обеспечивала необходимую точность курса и манёвра с тралом за кормой. Комендоры лейтенанта Артёма Скидана поставили своеобразную точку, первыми же выстрелами уничтожив обнаруженный в ходе траления имитатор всплывшей мины. Кстати, Артём – потомственный офицер тральных сил, его отец в своё время командовал дивизионом тральщиков, в котором теперь служит сын.
Морской тральщик – сгусток энергии в корпусе из маломагнитной стали. А бесперебойность в проявлении этой энергии и, соответственно, хода корабля, электропитания для оборудования и вооружения обеспечивают трудяги из БЧ-5 старшего лейтенанта Виктора Гурбанова.
Именно высокая слаженность и выучка экипажа позволила "Железнякову" в позапрошлом году стать лучшим кораблём Черноморского флота по противоминной подготовке.
Когда душа сроднилась
с кораблём
Сегодня тральщик стал в ремонт, почти в три раза перекрыв установленные эксплуатационные нормы, что красноречиво говорит о рачительном отношении экипажа к своему кораблю. И это тоже одна из преемственных традиций железняковцев разных поколений. В 1942 году у кавказского побережья в эсминец "Железняков" попала вражеская авиабомба. За ночь экипаж сумел восстановить ход корабля и успешно привёл раненый корабль в базу для дальнейшего ремонта. Сегодня с такой же самоотверженностью восстанавливают техническую готовность своего тральщика моряки под началом командира корабля капитан-лейтенанта Артура Дермидонтова. Основные нагрузки конечно же ложатся на моряков контрактной службы. Опыт, знания, рабочий настрой таких опытных специалистов, как старший мичман Владимир Ковшарёв, главные корабельные старшины Искандар Искужин, Евгений Сидоренко, старшина 1-й статьи Виталий Торбин, старшина 2-й статьи Роман Поликанин, старший матрос Денис Подтёлкин, матрос Евгений Шарыгин, создают хорошую основу для того, чтобы ремонтные сроки не затянулись. А ещё они становятся как бы задающим импульсом для быстрого становления молодых моряков. С каждым днём утверждаются в своих навыках матросы Евгений Мужчинин и Михаил Багдасарян.
– Большинство контрактников проходили срочную службу здесь же, на "Железнякове", и уже сроднились с кораблём. Потому отношение их к ремонту – далеко не равнодушное, – поведал мне помощник командира корабля капитан-лейтенант Евгений Хрипков. – На всех участках люди трудятся с душой. "Наш корабль" – эта обыденная фраза воспринимается в экипаже со смыслом "наш дом".
Мне самому пришлось услышать, какое пристрастное обсуждение среди офицеров и старшин вызвало предложение темрюкских судоремонтников отремонтировать главный двигатель за 1 млн. 300 тысяч рублей при стоимости нового двигателя 1 млн.
– При очевидной экономии средств мы будем иметь новый двигатель и отличный комплект ЗИПа из старого сделаем, – по-хозяйски рассуждают они. С точки зрения боеготовности это – ого-го какой козырь!
Любовь к своему кораблю, бережное к нему отношение, умение применить в деле весь его боевой потенциал – это те самые традиции, которые объединяют героический экипаж орденоносного корабля Великой Отечественной войны и сегодняшних моряков морского тральщика "Железняков". И эта преемственность лучших качеств черноморцев делает их закалённые морские души и мастеровые руки ещё надёжнее в нелёгком деле защиты южных рубежей России.