Опрос

Севастополь - отдельный субъект Федерации, город с особым статусом. Оправдан ли этот статус в современных условиях?
Абсолютно, в полной мере
В большей мере "ДА"
В большей мере "НЕТ"
Этот статус городу не нужен вообще
Этот статус утрачен по факту
Не разбираюсь в этой проблеме
О Севастополе ничего особо не знаю



Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Юрий Югансон: репортаж с Первого Всероссийского собрания маринистов. Или: Зачем я летал в Москву?
Владимр Путин: Наш долг – хранить память о доблести воинов, отдавших свои жизни ради жизни других, о всех наших солдатах и мужественных бойцах второго фронта, о вкладе в Победу стран антигитлеровской коалиции, о боевом братстве тех, кто противостоял нациз
Министр обороны России поздравил военнослужащих и ветеранов с Днем Победы
"Адмирал Владимирский" : итальянский визит
«Арестованное» Украиной судно «Печора» стоит в Севастопольском порту
Игорю Додону придают евразийский лоск. Его позиции внутри Молдавии укрепляют статусом наблюдателя в ЕАЭС
Украина никогда не вернет России долги. Киев вынужден брать все больше внешних займов для погашения старых кредитов
Формальное соглашение: договор о дружбе России и Украины влияет только на украинских популистов
Подведены итоги судостроительной отрасли России за апрель 2018
Источник сообщил о возможном ремонте подлодок ЧФ в дружественной стране Средиземноморья
Проходят: Киев обманул Госдеп и ЕС по судоходству из-за Крымского моста
Морской порт Таганрог. Новая история
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Весь мир голодных и рабов


2016-11-26 09:55 История
Почему люмпен-пролетариат стал основной движущей силой революции 1917 года

Многие историки объясняют события февраля 1917 года глубоким экономическим кризисом, разочарованием населения во власти, поражениями на фронте. Исследователи до сих пор спорят о вкладе каждого из этих факторов в свержение монархии. Но было ли тогда российское общество настроено против царя и хотело ли смены режима? "Лента.ру" выяснила, какие политические взгляды и настроения были у малообеспеченных слоев населения Российской империи перед революцией.

 

 

Крестьяне не хотели республики

Опыт революции 1905 года показал государству всю мощь крестьянских бунтов и дал представление о границах терпения сельских жителей. Крестьяне хорошо понимали, чего они хотят получить от монарха. Анализ историка Сергея Дубровского, который изучил более тысячи крестьянских наказов и петиций в Думу, свидетельствовал о том, что российское крестьянство обладало высоким уровнем самосознания. Их требования носили стихийно социалистический характер, хотя большинство из них не имели ни малейшего представления о социализме.

О тяге крестьян к этой идеологии писал и бывший министр внутренних дел Петр Дурново в своей знаменитой записке на имя Николая II в феврале 1914 года, еще до начала Первой мировой войны: "народные массы несомненно исповедуют принципы бессознательного социализма… и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое".

В 1906 году, на выборах в Первую Думу, крестьяне активнее всего голосовали за кадетов и левых беспартийных кандидатов, хотя в своем политическом выборе уверены не были. Один из лидеров костромских кадетов Захарий Френкель вспоминал, как в день заключительного заседания губернского съезда выборщиков к нему пришли несколько человек и предложили ему стать их представителем в Думе. Они сочли, что выступление Френкеля на съезде показало понимание им народных нужд и крестьянского дела. При этом больше всего их волновал другой вопрос: "Вот говорят, что ты еврейского происхождения. Не томи наши души, скажи: жид ты или не жид?"

Эти выборы показали, что среди сельского населения были распространены леволиберальные идеи. Впрочем, увидев впоследствии неспособность своих депутатов решить вопрос малоземелья, крестьяне разочаровались в них, и впоследствии предпочитали выбирать в Думу представителей своего сословья.

Крестьяне читают газету, в которой опубликованы ленинские декреты о земле и мире
Фото: РИА Новости
Крестьяне читают газету, в которой опубликованы ленинские декреты о земле и мире

С течением времени их интерес к парламенту все больше ослабевал. Фельетонист, выходец из дворянской семьи Сергей Гусев отмечал: "В 1909 году меня еще спрашивали о Государственной Думе, а в 1910 году она уже не возбуждала к себе ни малейшего интереса. Деревня ничего от Думы не ждет и смотрит на нее, как на своего рода присутственное место, где сидят определенные правительственные чиновники". Служивший в волостных старшинах Матвеев также писал о равнодушии крестьян к Думе: "Почитают газету; посмеются на счет Илиодора и Пуришкевича; потолкуют о Думе, которая столько-то "миллионов стоит и ничего не делает"".

Государственная Дума в их представлении была неразрывно связана с императором, ведь именно по его указу она была созвана. Вероятно, поэтому и роспуск Первой Думы, и Выборгский манифест, и даже разгон Учредительного собрания были приняты в деревне с равнодушием.

После столыпинской реформы деревня уже не видела в Николае II защитника от чиновников и помещиков, и понимала, что он не собирается даровать им новые земельные наделы. Кроме того, в их памяти были живы воспоминания о карательных экспедициях, порках и ссылках 1906-1907 годов.

Если в 1914 году наблюдался повсеместный подъем патриотизма, который усиливался за счет новостей об успехах армии, то уже в 1915 году дела на фронте стали ухудшаться, общество устало от войны, непонимание ее необходимости вызывало недовольство царем. В 1916 — начале 1917 года в следственных делах начали встречаться реплики некоторых крестьян о желании убить императора. И хотя ненависть к царю не была повсеместной, все говорило о том, что теперь именно он становится главным виновником проблем в стране.

Тем не менее, по своей природе крестьяне были традиционалистами, и хотя обиды на царя копились годами, другого политического строя для себя сельские жители не представляли. Император в их сознании был помазанником Божьим, и ему придавались сакральные черты. Беды страны деревня обычно списывала на нерадивых чиновников и сановников.

Посол Франции в России Морис Палеолог в своих дневниках зафиксировал разговор с одним "старым князем", который считал русский народ самым покорным из всех, когда им сурово повелевают, но неспособным к самоуправлению. "Как только у него ослабляют узду, он впадает в анархию. Вся наша история доказывает это. Он нуждается в повелителе, в неограниченном повелителе: он идет прямо только тогда, когда он чувствует над своей головой железный кулак. Малейшая свобода его опьяняет", — цитировал князя французский дипломат.

Рабочие требовали лучшей жизни, а не смены власти

Подавляющая часть рабочих (к моменту революции 1917 года их насчитывалось около 15 миллионов человек — 10 процентов населения) были выходцами из деревни. Большинство их составляли представители рабочего класса в первом поколении, многие имели свою землю и возвращались в деревню на уборку урожая.

Как отмечал историк Борис Миронов, в рабочей среде преобладало влияние устойчивых традиционных крестьянских представлений. "Крестьянское происхождение рабочих мы обнаруживаем во всем: в организации рабочих коллективов, в обычаях и ритуалах, в неуважении к собственности, в отношении к буржуазии как к паразитам, в монархических симпатиях, в склонности к стихийным разрушительным бунтам, в негативном отношении к интеллигенции и либеральному движению", — писал он.

Даже потомственные, квалифицированные рабочие, которые составляли около трети всего промышленного пролетариата России, не в полной мере впитали городскую культуру, частично сохраняя менталитет крестьянского мира.

Если судить по членству рабочих в политических организациях, то политизированных граждан среди них было очень мало. Так, в начале XX века к социал-демократам примкнули около пяти тысяч человек, что составляет менее 0,2 процента от всех промышленных рабочих. В 1914 году эта цифра увеличилась до 18-30 тысяч человек, но это, опять же, 0,5-0,8 процента от общего числа. В среднем, только один из ста рабочих состоял в какой-либо партии.

Сами социал-демократы признавали, что даже в Москве и Санкт-Петербурге среди членов их организации представителей рабочего класса почти не было. Среди сторонников РСДРП квалифицированные кадровые рабочие прежде всего поддерживали крыло меньшевиков, а не большевиков. Немалая часть работников крупных предприятий шла за эсерами. Так, в 1907 году, во время выборов во Вторую Думу, по петербургской рабочей курии из 272 уполномоченных 147 являлись социал-демократами, а 109 — эсерами.

Профсоюзы, объединявшие сторонников умеренных идей, не были так влиятельны: к первой половине 1914 года в них состояло, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч человек (1,2-4,6 процента от общего числа промышленных рабочих). Безразличие к политике отразилось и на выборах в Четвертую Думу — на них голосовало не более 10 процентов имевших право голоса представителей этого класса.

Революционный плакат
Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com
Революционный плакат

Основная масса рабочих до 1916 года критически относилась к социалистической пропаганде. Если они и испытывали некоторые симпатии к этим идеям, то только по тем пунктам, которые соответствовали их собственным взглядам и предпочтениям. Кроме того, на общероссийские политические газеты была подписана лишь малая часть представителей рабочего класса. Например, на Урале периодику РСДРП получали только около 300 человек.

Для небольшой группы политизированных рабочих с леворадикальными взглядами социалистические идеалы включали в себя не только свержение монархии, но и уничтожение частной собственности, произведение тотальной уравниловки. Обычно такие взгляды формировались за счет работы революционных партий и были присущи малоимущим представителям пролетариата, которые не имели жилья или земли.

От ура-патриотизма к недовольству и радикализации

В 1905-1907 годах наблюдался всплеск стачечного движения, но в следующие четыре года он пошел на спад. С началом Первой мировой и до конца 1914 года рабочие, как и остальные слои населения, прониклись духом ура-патриотизма, и в течение этого времени в стране не прошло ни одной антивоенной стачки.

В первый год войны рабочие надеялись, что теперь-то обеспеченные классы объединятся с малообеспеченными в общем порыве и разделят с ними тяготы военного времени. Но патриотического единения не случилось, экономическая ситуация ухудшалась, а на фронте российские войска несли потери.

Разочарование рабочих масс вылилось в новый рост числа забастовок. На фоне войны и спада патриотических настроений шло распространение радикальных социалистических идей. "Углубление разногласий среди рабочих, все более безжалостные меры подавления активности социальных организаций рабочих, предпринимаемые властями, помогли большевистскому меньшинству охладить патриотические настроения пролетариата", — писал в своих мемуарах Александр Керенский.

С 1915 года рабочие уже массово участвовали в продовольственных бунтах. В ряды погромщиков вливались беднейшие слои рабочего класса. Эти события подтолкнули некоторых рабочих к ведению антиправительственной пропаганды.

При этом Ленин считал, что рабочий класс как таковой вовсе не является революционным, он не способен выйти за рамки профсоюзов и противостоять капитализму, хотя это не мешало большевикам заигрывать с рабочими. О том, что рабочий класс не будет движущей революционной силой, в 1916 году писал и посол Великобритании в России Джордж Бьюкенен: "Если волнения возникнут, то они будут вызваны скорее экономическими, чем политическими причинами, и начнут их не рабочие на фабриках, но толпы, стоящие на морозе в очередях у продовольственных лавок".

Так и получилось — 27 февраля (по новому стилю) 1917 года именно недостаток хлеба и повышение цен стали причиной массовых протестов населения.

В погромах участвовал люмпен-пролетариат

В конце XIX – начале XX века после реформ крестьяне плохо приспосабливались к трансформирующемуся на фоне модернизации обществу. Писатель Глеб Успенский указывал на то, что российский капитализм развивается не в интересах крестьянства, а потому в России будут шириться ряды нового сословия — сельского пролетариата. Бывший крестьянин превратится в "злого мужика", уставшего бороться с обстоятельствами. Он бросит свое хозяйство, начнет пить и ненавидеть весь мир, в котором он оказался не нужен.

Именно из таких людей в начале XX века стала формироваться категория социально-культурных люмпенов. Они перекочевали в город, им было сложно найти работу, они часто перебивались случайными заработками. Многие из них постепенно опускались, становясь нищими или бродягами — босяками.

Писатель и философ Дмитрий Мережковский в своей работе 1905 года "Грядущий хам" объяснял появление такой категории населения процессом быстрого разрушения старых общественных ценностей, в том числе религиозных. Отстраняясь от социальных норм, босяк деградировал сначала внутренне, а потом и внешне. Взамен разрушенных ценностей у него не формировались новые.

Красногвардейцы у костра, октябрь 1917 года
Фото: Russian Look
Красногвардейцы у костра, октябрь 1917 года

"О босяке никогда нельзя знать, да и он сам не знает сегодня, что с ним будет завтра и кем он окажется, случайным ли союзником русской интеллигенции или патриотическим героем черной сотни, избивающей эту же самую интеллигенцию", — подчеркивал писатель.

Этот социальный слой еще во время революции 1905 года принимал участие в вооруженных столкновениях с властью, поджогах имений помещиков. Некоторые люмпены находили себе единомышленников в лице черносотенцев и были в числе организаторов еврейских погромов.

Об одном из погромов с участием люмпенов, произошедшем 4 августа 1914 года, писал в своих мемуарах Морис Палеолог: "Народная толпа бросилась на германское посольство и разграбила его до основания. Чернь наводнила особняк, била стекла, срывала обои, протыкала картины, выбросила в окно всю мебель, в том числе мрамор и бронзу эпохи Возрождения. И, чтобы кончить, нападавшие сбросили на тротуар конную группу, которая возвышалась над фасадом. Разграбление продолжалось более часу, под снисходительными взорами полиции".

Лидер партии эсеров Виктор Чернов в своих воспоминаниях указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного пролетариата, а скорее огромную "резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов". Он отмечал, что в итоге настоящие пролетарии "утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии".

К 1914 году по численности квалифицированные кадровые рабочие все больше уступали неквалифицированным, недавно выбравшимся из деревни, подверженным чужому влиянию и жаждущим уравниловки. Они в массе своей были сторонниками большевиков и других радикальных левых движений и стали основной движущей силой событий 1917 года.


Просмотров: 776
Комментариев: 0
Автор: Виктория Кузьменко
Источник: lenta.ru
Фото: lenta.ru
Тэги: Государственная Дума  революция  люмпен  палеолог  декрет  царь 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
На Черноморском флоте проведено показное занятие по приготовлению корабля к бою и походу
В соответствии с планом боевой подготовки флота в Крымской военно-морской базе проведено занятие, в ходе которого командирам и расчетам главных кома >>>


ОИС «Адмирал Владимирский» продолжает визит в Мессину
Сегодня экипаж и командование судна «Адмирал Владимирский» ВМФ России, находящегося с визитом в сицилийском порту Мессина (Италия), приня >>>


Более 500 школьников Севастополя вступили в ряды Юнармии
Сегодня в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова состоялось знаменательное событие –– более 500 школьников города >>>


Новые береты морпехов ВСУ: кто не согласен – в запас. Почему украинские морпехи отказались надевать новые синие береты
Украинские морпехи в Николаеве пришли на торжественное вручение новых синих беретов президентом Украины Петром Порошенко в старых — черных го >>>


Украинских морпехов отправили в запас за отказ надеть новые береты
Некоторые военнослужащих украинского батальона морской пехоты отказались надеть новые береты на церемонии с участием президента страны Пе >>>


В сирийский Тартус направились противодиверсионный катер "Грачонок" и СБ "Шахтёр"
Российский противодиверсионный катер "П-433" (проект 21980 "Грачонок") проследовал через Черноморские проливы в акваторию Среди >>>


С гаджетом вход запрещен. Минобороны запретило проносить на территорию особо важных объектов любые электронные устройства
Минобороны запретило проносить гаджеты на территорию ведомственных режимных объектов (в том числе в любые организации, где работают с документа >>>


Турция между Израилем и Ираном: аналитический обзор
Градус противостояния между Израилем, с одной стороны, Ираном и его союзниками, с другой, стремительно растет. Джереми Боуен, специалист ВВС по Ближ >>>


"Русскому миру" ищут куратора в правительстве. Чиновники продолжают держать соотечественников за гастарбайтеров
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) подготовил рекомендации по госполитике в отношении российских соотечественников. Главной проблемой приз >>>


У российской границы появятся швейцарские контролеры. "Келейные переговоры" Москвы с Тбилиси ущемляют Абхазию и Южную Осетию
Сегодня в Праге состоится очередной раунд российско-грузинских переговоров в формате Карасин–Абашидзе. По словам спецпредставителя премьера Гр >>>


Поиск



Наш день

24 мая - День славянской письменности и культуры.
Праздник отмечается в честь двух братьев-просветителей, Святых Кирилла и Мефодия.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


Севастопольцы и черноморцы отметили 200-летие со дня рождения героя Первой обороны генерал-инженера Э.И. Тотлебена

Православные праздники

Сегодня церковный праздник:
Святителей Епифания, епископа Кипрского и Германа патриарха Константинопольского. Преподобного Дионисия Радонежского. Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца...
Завтра праздник:
Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного. Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца...
Ожидаются праздники:
27.05.2018 - Мученика Исидора Хиосского. Преподобного Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. Блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца...
28.05.2018 - Преподобного Пахомия Великого. Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца. Преподобного Пахомия Нерехтского. Преподобных Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских. Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца...
29.05.2018 - Преподобного Феодора Освященного, ученика святого Пахомия. Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца...
30.05.2018 - Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии. Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской. Мученика Николая Болгарского...
31.05.2018 - Память св. отцов семи Вселенских соборов. Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских, Ираклия, Павлина и Венедима Афинских. Мучеников Феодота Анкирского и семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии...

Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Систему обнаружения субмарин спрятали в обычный контейнер. ВМФ испытывает компактную гидроакустическую станцию
«Золотая Балка» представляет: 5-6 мая впервые в Крыму – гастрономический фестиваль «О, да! Еда!»
В Севастополе вспомнят об «ударе» «Беззаветного» и СКР-6
Рыбакам на промысле в Азовском море необходимо соблюдать превентивные меры
Международный военно-морской салон – 2017: сенсации и перспективы
Гостевая палуба. Немного об использовании чужих авианосцев
Новые береты морпехов ВСУ: кто не согласен – в запас. Почему украинские морпехи отказались надевать новые синие береты
Первое Мая для Севастополя— дата особая
В КОЛЛЕКЦИЮ ФАЛЕРИСТА: «ПРОВОРНЫЙ» ИЗ «КАСАТОНОВСКОЙ» СЕРИИ
Реклама


Погода


Ранее
Обманутая Европа и заказчики войны

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ