Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Эксперты обсудили роль России в прошлом и будущем Антарктиды
Глобальный беспорядок: есть ли шансы для новой повестки дня?
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О ветеранах»
Флот: события и факты
Экипаж затонувшего близ Босфора суда «Лиман» доставили на базу ЧФ РФ
Палестина заявила о разрыве отношений с США и Израилем
Оздоровление предприятий ОПК – приоритет власти. К такой сложной задаче нельзя подходить с бухгалтерским менталитетом
Турецкая месть Асаду станет вызовом для России
Дмитрий Красников: лучший социальный проект – это своевременно выплачиваемая заработная плата и ее рост
Директор ФГУП "13 СРЗ ЧФ" Минобороны России поздравил севастопольских судоремонтников с Днём защитника Отечества
16-летняя голландка завершила кругосветное плавание
Порты Азовского бассейна Украины в январе-ноябре снизили перевалку грузов на 5,6% до 14,9 млн тонн
Наша библиотека. "Хроника флотского спецназа" (фото)

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Стояние за Никиту


2012-02-04 21:21 Личность
В последнее время читатель в любом издании мог встретить материал, в котором дается критический анализ не только творчества, но и гражданской позиции, деятельности известного далеко за пределами России лауреата Оскара и множества других премий, актера и режиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Представляемая публикация явно диссонирует со всем этим "информационным продуктом". Ее авторы – друзья Севастополя и флотских газетчиков журналисты и писатели из Саранска Анна и Константин Смородины.

В майские дни состоялась премьера  фильма Никиты Михалкова "Цитадель" ("Утомленные солнцем" - 3). Надо сказать, что фильм "Предстояние" мы посмотрели с большим душевным волнением, не согласившись с хором критиков, что это – провал и неудача режиссера. Именно потому рецензия Александра Кондрашова на "Предстояние", опубликованная в "Литературной газете", запомнилась тогда как умное, глубокое, тонкое суждение о фильме. И прежде всего замечанием о том, что секуляризированным, то есть обмирщенным, погрязшим в житейском умом понять этот фильм невозможно, потому что он – цепь евангельских притч на фоне огромной и страшной войны. Потому и помнился Александр Кондрашов единомышленником в жестком идеологическом противостоянии, в центре которого – фильмы Никиты Михалкова и сам режиссер. Писали ведь о фильме много, но что?.. Вот Дмитрий Быков в "Новой газете" снисходительно похлопал по плечу: "Поздний Никита Михалков — осознав, вероятно, свой эстетический потолок, хотя и не признаваясь в этом себе самому, — обставляет собственное творчество разнообразными внеэстетическими обстоятельствами, которые позволили бы проигнорировать художественную слабость"…  Вот Роман Сенчин в "Литературной России", и кстати, не он один, возмутился финальной сценой "Предстояния", когда юный умирающий танкист просит медсестричку раздеться перед ним, увидев тут чуть ли не пошлость. А ведь это так ясно свидетельствует о чистоте парня, которую девушка, тоже чистая, почувствовала и, сострадая, страдая сама, разделась. Стоит в глазах эта выразительная картина: посреди поля боя, хаоса смерти – обнаженная женская фигура как бы в преодолении смерти, мертвый мальчик-танкист и только она – живая… 

Но вернемся к новой статье Кондрашова о "Цитадели". В ней телекритик обвиняет режиссера в желании угодить либералам: и война в фильме не такая, и Сталин не такой, и немцы симпатичные, и народ-победитель изображен быдлом…

Считать ли Никиту Михалкова БОЛЬШИМ ХУДОЖНИКОМ? Думается, вопрос это – риторический. И в своих запоминающихся фильмах, и в своей общественной деятельности, и даже в том, какой резонанс вызывает то и другое – от ожесточенного неприятия до восторга – Никита был и есть крупный ЧЕЛОВЕК и БОЛЬШОЙ ХУДОЖНИК. Внутри себя нужно все время помнить об этом и еще надо помнить слова Пушкина: да, грешен и поэт, но "не так, как вы"! И если веришь Михалкову в "Пьесе для механического пианино" или "Обломове", если веришь ему в "Предстоянии", веришь, что он искренен в общественной деятельности, в частности в "Бесогоне", то почему следует предполагать, что именно в "Цитадели", в третьей части фильма, он взялся осуществлять либеральный заказ, дабы потрафить обхаивателям Родины и войны?

Никита – большой художник, не те он задачи решает, не будет он врать – ни в творчестве, ни лично. Каков мотив должен быть? Еще больше славы?  Мелко это, скучно. Жизни на это жаль, таланта. Ошибаться, конечно, может. Оступаться. Быть подверженным какой-то неправомерной позиции. Но вульгарно врать? Неприложимо это к его личности, уже достаточно раскрывшейся для всех нас. И понятно, что в столь масштабном полотне лично для себя Михалков выясняет принципиально важные жизненные вопросы. В своей человеческой и профессиональной зрелости Никита разбирается с самим собой, с искусством, с пониманием Родины и народа.

Фраза Кирика (актер Владимир Ильин), к которому ушла Маруся, ключевая и остро актуальная, является чрезвычайно важной для автора квинтэссенцией. Обращаясь к Котову, Кирик говорит: "Вы – большой человек, но наступит время маленьких людей. И тогда большие пожалеют о том, что они – большие!.." Вот оно и пришло это время. И то, что ЖЕНЩИНА выбирает маленького человека, по замыслу Михалкова, глубоко оправдано,  потому что с большим ей беспокойно и не по себе, и судьба ее может тоже в трагичность оступиться с большим. Это важно для понимания современной ситуации далеко не только в искусстве. Мы говорим: время менеджеров. Нет, не менеджеров, а маленьких людей, живущих под низкими потолками, у которых громадным вырастает только их ЭГО.

Александр Кондрашов отмечает, что сцена встречи с дочерью в финале – "не могла не тронуть. Это лучшая сцена Михалкова-актера, и если бы его герой, отослав на безопасное расстояние дочь, подорвался бы на мине, я многое простил бы фильму…"

Но ведь так и есть! В этом фильме, далеком от реализма и в то же время реальном иначе – чувствами, мыслями, ДВОЙНАЯ КОНЦОВКА. Это существующий художественный прием. Реальная судьба Котова завершается взрывом. Главный герой погибает, и в этом – правда. Экран гаснет. И вдруг снова действие возобновляется, и мы как зрители утешены этим, потому что главный герой мифа не может погибнуть. Эта другая, вторая,  концовка – представляет собой завершение притчи о людях не только на войне, но и вообще – в переломных, обнажающих суть, экстремальных для личности ситуациях. Вторая концовка эта совершенно притчевая. Видеть в ней просто довесок, "проникнутый европейскими ценностями", неумно. "Немчик в финале вызывает сострадание", - пишет в рецензии Кондрашов. Немчик этот, больной, чуть не юродивый,  в равной мере и отвращение вызывает как искалеченное в самой своей природе существо, пусть и звучит это неполиткорректно. И еще по поводу "европейских ценностей" в этой сцене. Виктор Астафьев, человек и писатель довольно жесткий, бывший детдомовец и фронтовик, известный своими нелицеприятными высказываниями о народе, в своей повести "Веселый солдат" рассказывает, как и он, и его жена подавали милостыню пленным немцам. Картошку и хлеб, хотя сами жили впроголодь, и подавали,  буквально на свою ненависть и ожесточение наступая… Просто бывает, что НЕЛЬЗЯ НЕ ПОДАТЬ. Нельзя не сострадать. Перестаешь быть человеком, если не сострадаешь. Пусть свое огнем жжет и болит. И это не по "европейски", а по-новозаветному!.. И художник может дать этот взгляд. Именно как бы – после жизни, после смерти, после всех катастроф, личных и общественных…  А все же финал – наши танки, идущие "На Берлин!" И в этом нет поражения и расплывчатости, а есть жизнеутверждение и сила.

Говорит А.Кондрашов, что народ в фильме изображен быдлом. "…Женитьба безногого героя Павла Деревянко на какой-то золотушной дурочке с веселящейся поперек войны толпой, безудержно быдловатая радость "а-ля-рюс", и братание Котова с народом, дарение часов и поцелуев…"

Сцена свадьбы в этом фильме – особенная, она – из главных, из переломных. Тема же "народа" неотделима от темы "Котова" - человека из народа. Кто такой Котов? Военачальник, высоко вознесшийся и живущий отделенно, особость свою осознавая, культивирующий в себе не лучшие народные черты. Кость от кости  своих братьев-реформаторов, переустроителей народной жизни, революционеров.  Восстания крестьян подавлял, монашка убил, много чего понаделал, за что – по высшему счету – и получил расплату. Так вот это ПОНЯТЬ О СЕБЕ – трудно, почти невозможно. Сюжет это – христианский, сквозной, на который все прочие притчи – нанизаны. Котову Михалков дает это понять, ведя его по пути потерь и страданий. Кондрашов иронически заявляет, что "Котов, как Моисей, ведет народ к спасению, и воды отверзаются…" Вообразил себя, короче, Моисеем, избранным вождем. Нет! Котов идет по пути понимания себя – внутрь, и как раз понимает о себе, что ТАКОЙ ЖЕ, как прочие, так же страдает телесно и душевно, в тюрьме – унижался и боялся и не хочет попасть туда снова, и вообще – просто человек, и вот тут рождается желание со своим народом РАЗДЕЛИТЬ СУДЬБУ ( Ахматова: "И была я со своим народом там, где мой народ, к несчастью, был…"), тем самым искупить свое, потому и идет с палкой впереди других. Безоружным почувствовал себя легендарный комдив перед Богом, голым, уязвимым, обыкновенным. Многое он узнал и вспомнил о себе, и здесь – начало покаяния.

А свадьба – это та сцена, где Котов впервые видит народ в радости и поражается этой твердости духа, и учится душевно, и жаждет. Ведь Котов в этот миг – опустошен, оставлен женщиной; дом его, по сути – прошлое, разорено и его больше нет; он только что его вновь обрел и снова потерял, он бесприютен навсегда, здесь и отчаяние возможно, и тут видит – безногого солдата с невестой, которые бесхитростно рады продолженью жизни в них самих, и окружающие захвачены этим чувством-стихией – осознанием ЖИЗНИ вопреки войне вокруг.

Кстати, это одно из главных чувствований фильма. Ведь и начальная сцена о рождении младенца – о том же, о жизни вопреки войне. В этом понимании, которым проникается Котов, есть как раз христианский взгляд на мир. Автор приводит своего героя к покаянию, которое, происходит, может, только потому, что в сердце его живет удивительно теплая любовь к дочери. И вот через эту любовь, через этот живой кусок сердца и происходит оттаивание, преображение души жестокосердого Котова.  Пусть и пишет А.Кондрашов, что "православных мотивов уже нет, как корова языком слизнула…", это не так!  Фильм Михалкова (вся трилогия) это по-настоящему христианское искусство. А как хорош сам Михалков в сцене свадьбы, где ему удается это упоение стихией чувства! Вообще актеры замечательны многие: и Маковецкий, и Анна Михалкова, и Надя, и Меньшиков, и Мадянов с его тяжким персонажем, и Чурикова... Да практически все!

Не показалось натяжкой и то, что "маленький комарик" спас жизнь наклонившегося солдата-штрафника в исполнении А.Смольянинова. Тут надо опять о православии… Бог – и в мелочах, в дуновении легкого ветерка, в комарике, в паучке… Кстати, тот же прием использован в фильме В.Хотиненко по роману А.Сегеня "Поп". Там – муха, через которую показан сначала герой и вообще – мир, и которую убить – страшно, невозможно… Кстати, немец-меломан, погибший из-за паучка, вовсе не "симпатичен", он отвратителен в своей сытости и даже в том, как он слушает-пожирает, удовлетворяясь, музыку.

Еще Кондрашов считает, что режиссер не рванул "к горним высям эпоса", не оправдал надежд. Однако ПРИТЧА считается самым высоким жанром в искусстве, она обобщает, ставит акценты и тем близка к народному мифу. Но все же фильм-трилогию "Утомленные солнцем" - 3, конечно, следует считать эпическим, масштабным, панорамным произведением. Это многосложное произведение, с большим потенциалом мыслей, чувств, художественных образов и находок, с великолепной операторской работой, и говорить о нем – интересно. Это ли не признак таланта?..

 "Сталин. Если в "Предстоянии" это – воплощение чего-то сказочно пугающего, - пишет рецензент, - то в "Цитадели" это, извините, дурак… Сталин у Михалкова говорит кровожадные глупости…"

Да, тему Сталина обойти в военных фильмах и книгах невозможно. Но, напомним, фильм Михалкова далек от примитивного реализма (и это заявлено), это не документальное произведение, и художник свободен дать свой взгляд на проблему вождя и народа, дав образ абстрактного тирана. Почему вообще идет такая борьба за Сталина? Понятно – все, что касается войны и Победы – дорого и драгоценно и кровью полито, и всуе прикасаться нельзя. Но Михалков – не всуе. Однако кто запретил наконец спросить о том, почему для русских надо считать единственно возможной формой правления и лучшей к тому же – тоталитаризм. Ведь, как ни крути, против нашего народа в первую голову были направлены репрессии уничтожения. Выбиты духовенство, офицерство, пассионарное крестьянство, - основа основ народа. Да, в такой огромной стране власть должна быть единой, мощной, державной, но – отеческой для народа. И обожествлять Сталина, и приравнивать его имя к самой Победе – невозможно. Да, и кстати, он нам – не родной. А если попробовать отстраненно взглянуть? Сколько уж измываются киношники над известными историческими фигурами: и Ивана Грозного не побоялись, и Есенина с Достоевским затрогали…  И их ли одних! И ничего! Творческая свобода! Отчего Никите отказывать? Хотя, повторимся, у него Сталин скорее олицетворяет судьбу, играет роль языческого божества, направляя потоки, сталкивая лбами, заваривая кровавую кашу. Историческую достоверность надо искать у Солженицына, а не у Михалкова. У Михалкова правда иного рода, и это тоже правда!..  

И еще цитата: "…кинорежиссеру… странно выступать в роли бесогона – со своими бы чертями разобраться". Странно делать такие замечания! Ведь Михалков весь – общественная фигура и что бы он ни сделал – обсуждается с пеной у рта.

Хочется в завершение сказать о том, что, на наш взгляд, вызывает безумное РАЗДРАЖЕНИЕ, когда речь заходит о Никите, да и в целом – о семействе Михалковых. Это их БАРСТВО. РУССКОМУ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ БАРИНОМ! Почему, собственно говоря? Всех выбили? Вот если б беем, ханом или князем грузинским – пожалуйста, а русским уготована другая социальная роль, на которую Михалковы – не согласны! Вот, например, что писала в своем дневнике, опубликованном не так давно в "Новом мире",  Лидия Чуковская об Александре Исаевиче Солженицыне: "… молодой, белозубый, быстрый, легкий, сильный, очень русский…  одно остается в силе: очень русский. Светло-голубые глаза, неопределенного цвета волосы. Шофер? Монтер?.."

Какая говорящая цитата! Русский – шофер, монтер. Аристократом – нельзя, в семнадцатом году отменили. А тут – баре Михалковы, взяли и выжили. Да, при всех режимах уцелели. Баре нашего народа, и, согласитесь, присутствие этой барственной семьи в общественной и культурной жизни страны ярко и необходимо. По природному праву чувствуют себя ДОМА, живут со вкусом и на широкую ногу, не виноватятся зазря, с достоинством идут по жизни.

И ведь это здорово, что Никита Сергеевич – не просто русский барин. Он – русский художник, в душе которого болит и Родина, и народ, и потому все, что он делает в кинематографе, очень русское. И надо учиться ценить это, ценить СЕЙЧАС, а не потом. 

Анна и Константин СМОРОДИНЫ

 

Просмотров: 1416
Комментариев: 0
Автор: Анна и Константин СМОРОДИНЫ
Источник: Флот - XXI век
Фото: Флот - XXI век
Тэги: Никита Сергеевич Михалков  "Цитадель"  "Предстояние"  "Утомленные солнцем" 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
«Сабуровские чтения» впервые прошли в Ялте
В этом году традиционная, ежегодная конференция из цикла «Сабуровских чтений», проводимая уже в 11-й раз, впервые прошла в Ялте – >>>


ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР. «Спартанцы» флота: как в Крыму захватывали последний украинский корабль
Чтобы недруга знать - нужно знать, какие тараканы бегают под его крышей. Потому мы приняли решение опубликовать этот материал. Уверены: наши читатели >>>


24 февраля — День рождения Великого русского флотоводца, Святого праведного воина, непобедимого адмирала Флота Российского Фёдора Фёдоровича Ушакова (13 [24] февраля 1745[1] — 2 [14] октября 1817)
>>>


Путин: Армия и Флот получат новейшее оружие
Президент РФ Владимир Путин заявил, что Армия и Флот будут оснащаться новейшим вооружением, в том числе лазерными и гиперзвуковыми комплексами.&nbs >>>


С ракетным эсминцем ВМС США в Черное море зашла турецкая подлодка
Вместе с американским ракетным эсминцем USS Ross (DDG 71) ("Росс") в воскресенье в акваторию Черного моря вошла турецкая подводная лодка, >>>


«А немчик-то с задатками!» Как русский моряк с «секретным оружием» на борту переделал карту мира
«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных знаменитым путешественникам, землепроходцам и первооткрывателям. В предыдущих материала >>>


Путин об Украине. Из интервью ТАСС
Опубликована вторая часть интервью Владимира Путина информационному агентству ТАСС. Проект «20 вопросов Владимиру Путину» – ин >>>


Супер авто для Минобороны: Либералы неудачно попытались раскрутить скандал
Либеральная пресса пытается раздуть скандал вокруг сообщения о тендере, в ходе которого Минобороны России запланировало купить за 30 миллионов рубле >>>


Российские военные отслеживают действия американского эсминца, который зашел в Черное море
Американский эсминец УРО "Росс" зашел в акваторию Черного моря, сообщили в Национальном центре управления обороной (НЦУО) РФ. >>>


Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


Поиск



Наш день

24 февраля — День рождения Великого русского флотоводца, Святого праведного воина, непобедимого адмирала Флота Российского Фёдора Фёдоровича Ушакова (13 [24] февраля 1745[1] — 2 [14] октября 1817)

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


Крещение Господне на Иордане. Паломники Императорского Православного Палестинского общества, среди которых были севастопольцы, совершили поездку на Святую Землю – в Иорданию и Иерусалим.

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Истребители субмарин. Корабли, от которых не могли уйти подлодки США
Эрдоган приступает к разрушению важнейшей для России конвенции
Черное море под экологическую защиту
В Международный день Черного моря важно вспомнили о его уникальности
Будущее и настоящее Российского флота. Что показали на военно-морском салоне — 2019
Российский газ в обход Украины пойдет через Болгарию
ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР. «Спартанцы» флота: как в Крыму захватывали последний украинский корабль
Судьба Мадагаскарского проекта. Как готовилось окончательное решение «еврейского вопроса»
Сергей Шевченко представил картину «Адмирал Нахимов. Прощание…»
Реклама


Погода


Ранее
На прекращение огня в Сирии направят совместный план. Сергей Лавров и Джон Керри согласовали план пакет документов по сирийскому урегулированию

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ