Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Национальная морская политика России: версия 2.0. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Молдавия освобождается от захватчиков. Что сейчас происходит в стране и при чем здесь Россия
Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Выступление В.В. Путина и дискуссия
Флот: события и факты
Танкеры в Оманском заливе взрывает неведомая сила
Планируется внешнее вмешательство в дела Судана под флагом ООН. Китай, Россия и африканские члены СБ ООН решительно против
Украина cможет восстановить свою экономику только за счет России
Америку готовят к войне Джона Болтона с Ираном. Отправка «Авраама Линкольна» на Ближний Восток – акт театральной бравады
Танкер "Академик Пашин" впервые заправил фрегат "Адмирал флота Касатонов" в открытом море
ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ: Владимир Кравченко занесён на Доску Почета Нахимовского района г.Севастополя
В обход санкций: СМИ заявили об иностранных судах у побережья Крыма
Порт Новороссийск: флагман Черного моря
К юбилею Средиземноморской эскадры

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Почему некоторые исламисты до сих пор застряли в Х веке ("Atlantico", Франция)


2014-07-07 17:46 Авторитетно
29 июня исламисты ИГИЛ объявили о формировании исламского халифата, который включает в себя некоторые регионы Сирии и Ирака.

Там они установили режим, который представляет собой смешение светской власти и исчезнувшего более века тому назад фундаментализма. Такой поступок отражает серьезно отличающееся от нашего отношение к теологии и традиции. 

Atlantico: Может ли завершение толкования Корана, которое относят к Х веку, послужить объяснением догматических сложностей с появлением демократических представлений? Не выходит ли, что лидеры "Исламского государства Ирака и Леванта" ослеплены идеологизированным восприятием действительности, которое связано с существовавшей в те времена руководящей системой?

Реми Браг: Это стремление к восстановлению халифата стало одним из ответов на его упразднение Ататюрком в 1924 году. Первой же реакцией было основание движения "Братья-мусульмане" в 1928 году. 

По правде говоря, в этом упразднении не было ничего политического: "халиф" — это почетный титул, который предоставлялся обладающему юридическим влиянием лицу. Халифат как воплощение религиозной и политической власти исчез еще в середине Х века под напором персидским эмиров, а затем и турецких султанов.   

Что касается толкования Корана, оно, по сути, так и продолжило идти своим чередом на исламской земле. Стоит вспомнить, например, о появившихся в Египте в XIX веке комментариях. Как бы то ни было, слово "толкование" нужно воспринимать с осторожностью. Для нас оно означает, что мы отходим от буквы текста и пытаемся понять намерения автора. В юридической сфере понятие справедливости неразрывно связано с тем, как воспринимает ее автор того или иного закона. Создатели Библии, быть может, и были одухотворенными личностями, но они все равно — люди, которые жили в определенную эпоху и в определенной культуре. Тем не менее, в исламе автор Корана — никто иной как Бог. Он вечен и всемогущ, стоит вне времени и предвидел все возможные условия. Как тут можно пытаться толковать что-то, кроме самих слов?

Вот вам пример. Когда святой Павел советует женщинам носить вуаль, это можно понимать следующим образом: одевайтесь прилично, сообразно эпохе и климату. Когда же об этом говорит сам Бог, остается лишь рассуждать, какой должна быть эта вуаль, короткой, прозрачной, темной и т.д. 

На протяжение XI века в исламских регионах люди пришли к выводу, что все проблемы повседневной жизни мусульман уже так или иначе нашли решение в существующих правовых школах, и, следовательно, дальнейшие инновации в этом деле не требуются.  

Малек Шетель: Конец толкования в официальном исламе датируется концом IX — началом X века с формированием коранических школ. Как бы то ни было, на самом деле толкование на этом не остановилось, потому что мусульманские теологи продолжили комментировать священные тексты в неофициальных работах. Свободные мыслители стоят вне общепринятого мнения, и нам неизвестно, каким на самом деле был их вклад.

Официальное толкование прекратилось, так как суннизм породил четыре теологических школы. Люди посчитали, что теология перестала быть главным аргументом, потому что четыре теолога кодифицировали право с рождением четырех основных школ суннизма: ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов.  

Сабрина Мервен: Они не занимаются восстановлением некоего "режима", а стремятся реализовать на практике утопию, используя ключевые слова (вроде слова "шура", совет) и концепции наподобие халифата, которые лишены изначального смысла, вырваны из контекста и применяются антиисторическим образом для активизации народного движения. Главная цель — убедить в своей правоте и добиться верности молодых мусульман.

Когда турецкое собрание упразднило халифат в 1924 году, Ататюрк подчеркивал, что халифат — это неосуществимая в реальной жизни утопия. Дело в том, что после правления так называемых праведных халифов (первые четыре преемника пророка Мухаммеда), а затем османских и аббасидских халифов (с Х века), халифат начал ослабевать. В XIII веке после захвата Багдада монголами он фактически превратился в пустую скорлупу. В XVIII веке султаны вновь вдохнули жизнь в эту идею. А исламистские движения в дальнейшем преподносили ее как идеал, к которому нужно стремиться. Получается, что идеологи ИГИЛ полностью отрицают историю, в том числе историю исламской цивилизации.    

Проникновение демократических идей в том виде, в котором они были сформированы в Европе, пришлось на момент, когда Европа плевала на собственные принципы под предлогом их распространения за границей. Короче говоря, эти идеи были восприняты одновременно как интересные и инородные. С конца XIX века мусульманские мыслители (как суннитские, так и шиитские) занялись рассмотрением и критикой проблемы абсолютизма, а также подняли вопрос парламентаризма и демократии, чтобы разобраться, допустимы ли они в системе исламской мысли и как их объединить с религиозным законом (шариатом). Впоследствии эти вопросы вновь неоднократно поднимались на протяжении ХХ века и поднимают по сей день. Если говорить схематически, здесь обрисовались три основные тенденции: исламизация современности (таков главный проект исламистских движений) и модернизация ислама либо путем его приспособления к политическим, общественным, экономическим и культурным проблемам эпохи, либо с помощью процесса секуляризации, в котором религия постепенно отходит в сферу личной жизни человека. Все эти тенденции могут переплетаться между собой.    

 

— Каким был ислам в тот период, три века спустя после начала мусульманского летоисчисления? Как мусульманские мыслители и ученые были двигателем научного прогресса?  

Реми Браг: Восток превосходил знаниями Европу еще со времен Древней Греции и Рима. Посмотрите на биографии великих философов, математиков, астрономов, врачей и т.д. Подавляющее большинство из них были "огречившимися" египтянами, сирийцами и анатолийцами (турок тогда еще не было). То же самое относится и к отцам церкви. Эти отличия сохранились, когда главному региональному языку, древнегреческому, составил конкуренцию древнесирийский, на котором говорили христиане. Ситуация осталась прежней и после утверждения главенствующего положения арабского языка, который к тому же позволил наладить беспрепятственное общение между отделенными ранее друг от друга областями: Месопотамией, Ираном, Средней Азией, Магрибом и даже Испанией.    

Потерянные в Европе работы греков сохранились на Востоке, в Византии, а также в сирийских обителях. Это дало арабской науке прочную основу. Мудрецы опирали на нее свои построения и в некоторых областях смогли зайти дальше греков. Аверроэс или Ибн Рушд, которого едва ли можно назвать математиком, вряд ли сможет стать тут хорошим примером. Настоящим новатором в философии скорее стал Авиценна. В науке мне бы хотелось отметить аль-Бируни, чья работа так и не дошла до средневековой Европы. 

Что касается искусства, ислам практически не знал живописи и скульптуры, однако в нем отводилось большое место миниатюрам и каллиграфии (знаменитые "арабески"), которых почти не было в Европе. Поэтому сравнения тут проводить сложно. В архитектуре и музыке они были примерно на равных до европейских инноваций XII и XVI веков. 

Вообще, главная загадка заключается в том, как Европе, которая начала путь с жалких крох, удалось начать с XI века интеллектуальный подъем, позволивший ей оставить позади исламский мир.    

Малек Шебель: Ислам тогда достиг своего пика во всех областях: теологии, науке, геополитике, искусстве и философии. Для него это был настоящий апогей, так как те времена отличались мирным столкновением вопросов и доктрин, огромным пространством на геополитическом уровне, повсеместным богатством и цивилизационным подъемом. Это было время возведения прекрасных мечетей, а в дипломатической сфере ислам намного опережал другие нации. То была эпоха его повсеместного расцвета при том, что христианский мир погряз в религиозном мракобесии, церковь была вездесуща и повсюду подавляла свободную мысль. Аверроэс опережал ее на насколько столетий, как и живший в XIV веке социолог Ибн Хальдун.   

Сабрина Мервен: Да, исламская цивилизация действительно опережала всех в науках в классический период. Об этом было достаточно написано, и этот факт не вызывает сомнений: мусульманские математики, философы, юристы и мыслители воспользовались наследием греков, развили его, передали другим людям. Кроме того, много писали и о том, что впоследствии, после окончательного формирования мусульманских доктрин и запрета философии ислам пошел по пути регресса и оказался в состоянии упадка, в котором обнаружил его окрыленный Просвещением Запад. Такую интерпретацию истории не стоит воспринимать слишком уж однозначно, тем более что она не в силах полностью объяснить происходящее сегодня. В современном мире люди и идеи находятся в постоянном движении, в мусульманских странах есть свои собственные интеллектуалы, инженеры и врачи… Хотя мусульманские общества в целом могут показаться "застывшими" по сравнению с нашими, у них хватает собственных ресурсов. Они вступают в период преобразований, потрясений и перестановок, которые затрагивают как религию, так и другие сферы жизни.   

 

— Как объяснить, что эта доминирующая роль сошла на нет так быстро после окончания "иджтихада"? В какой степени научный прогресс связан с необходимостью модернизации политики? Можно ли сказать, что современная интерпретация текстов, которая сводится лишь к обновлению старых решений, не дает теологам выйти за границы анахроничного мышления? 

Реми Браг: Очень хорошо, что сейчас мы решаемся задать себе вопрос о том, почему ислам, несмотря на такое хорошее начало, пошел по пути регресса. Сейчас об этом предпочитают молчать еще с семинара в Бордо 1956 года. Лишь очень немногие специалисты решились вновь поднять эту проблему.  

Я мало кого могу назвать помимо Дана Динера, чья вышедшая на немецком книга была переведена на английский и итальянский, но обошла стороной французский, и, разумеется, Бернара Леви. Но раз оба они — евреи, у людей может появиться соблазн окрестить их "сионистами" и отмахнуться от их аргументов.

Колонизация — это следствие, а не причина. Как говорил марокканский историк Абдалла Ларуи, колонизация подразумевает, что сам народ к ней готов. Объяснений тому может быть множество. Морис Ломбар ставил на первое место экономику. Некоторые поглядывали в сторону права. Но вопрос менталитета всегда был запретным. 

Малек Шебель: После 1492 года, который ознаменовал собой утрату Андалузии, ислам потерял буквально все. Пять последовавших столетий породили регресс, самоизоляцию, потерю ориентиров и общее ощущение неуверенности. Позиции арабов ослабли во всех областях, где некогда они были сильны: философии, науке, нравственности, архитектуре... В дальнейшем среди них, конечно, появлялись великие мыслители, но они не привлекали к себе должного внимания. С 1920 года все мусульманские мыслители находятся где-то на периферии, а их идеи практически не отразились на политической и юридической сферах. Это можно объяснить потерей территории и влияния, утратой веры в себя, разрушением знаковых ориентиров.

Сабрина Мервен: О каких таких теологах мы говорим? В мусульманском мире есть множество улемов (то есть религиозных мудрецов, которые являются одновременно юристами и теологами), которые в каждый день стараются примирить ислам с современной эпохой, перенести традицию и осовременить ее, вдохнуть в нее жизнь. Проблемы возникают, когда им приходится выработать позицию, отреагировать на "западную современность", которая им не нужна, на фоне политической конфронтации, неприятия экономической гегемонии и т.д. Кроме того, в таких крайних случаях как ИГИЛ, идеологи манипулируют упрощенческими концепциями ислама и видеозаписями, чтобы с одной стороны убеждать, а с другой терроризировать людей. 

Вопрос приспособления ислама к реалиям современных обществ обсуждается повсюду уже очень давно. И стоит отдельно. 

 

— Какая динамика существует вокруг этих вопросов? Некоторые страны, по всей видимости, проявляют открытость к демократии и принимают рациональный подход к реалиям ислама. Это относится к Марокко и в меньшей степени к Турции и Индонезии. Какие взаимоотношения порождает этот разнонаправленный ислам? 

Реми Браг: В Указанных вами странах у модернизации был источник поддержки в обществе в лице торговой буржуазии, часть которой получила образование в открытых христианскими миссионерами школах. В случае Турции же государство переняло европейские методики, так как было обеспокоено своей военной мощью. 

Малек Шебель: Эти различия связаны с внешними вмешательствами. Это, например, относится к отделившемуся от Индии в 1947 году Пакистану, прошедшему через советскую оккупацию Афганистану и Ираку, где все тесно связано с американским вмешательством… Египет же ведет борьбу с внутренним социальным кризисом. Большинство мусульманских государств — это современные и стабильные страны, такие как в Юго-Восточной Азии.   

Реми Браг: Первое, что нужно было бы сделать Западу, это задаться вопросом, действительно ли он представляет собой привлекательную модель для мусульман, которые живут в исламских странах или приехали в Европу. 

Так называемая "современность" вызывает у многих мусульман презрение или даже отвращение. Они считают ее упадочной и обреченной на исчезновение. Они стремятся скорее защититься от нее, а не подражать ей. 

Малек Шебель: Залогом нынешней модернизации арабских стран, таких как Египет, Тунис, Алжир или Марокко, является правовое государство, которое способствует формированию нации. Без правового государства надеяться на ненасильственные перемены совершенно бессмысленно. Для формирования правового государства требуется представительство нации. В некоторых странах арабская весна принесла перемены, но все в итоге все равно обернулось общественным кризисом. Чтобы найти примерную модель, необходимо удерживать исламистов в стороне. Если это не получится, рассчитывать на современный ислам не приходится. Общество совершенно сбито с толку, ему предлагают сделать выбор, но у него нет по-настоящему серьезных политических ориентиров. Последние 20 лет я активно говорю о современности, но складывается такое ощущение, что мои слова — это голос вопиющего в пустыне. 

В нынешней системе получается, что несущий тревогу и конфронтацию исламизм привлекает к себе больше внимания, потому что у слышащего подобные заявления человека возникает желание бороться с ним. Больше всего всегда слушают самого громкого, что в полной мере также относится, например, к профсоюзным кризисам и лоббистам. Единственное решение — призывать людей к бдительности, объяснять им положение дел, защищать ценности уважения к другим, правильно интерпретировать Коран… Существуют программы в этом направлении, в том числе на уровне ООН. Нужно способствовать просвещению людей, открыть для них доступ к знаниям. Не приносить им рыбу, а научить их рыбачить.   

Сабрина Мервен: Существует политическая напряженность, динамика вокруг борьбы за гегемонию на Ближнем Востоке, которая в частности может дойти вплоть до передела границ. Кроме того, есть и свойственная каждой стране логика и динамика. Так, например, Тунис, по всей видимости, смог нащупать путь к демократии (однако ответной реакцией на этот процесс стал "экспорт" молодых исламистов в Сирию). Другим странам потребуется больше времени. 

 

Малек Шебель (Malek Chebel) — антрополог религий и философ.  

Реми Браг (Rémi Brague) — преподаватель философии в Университете Париж-I Пантеон-Сорбонна. 

Сабрина Мервен (Sabrina Mervin) — сотрудник Национального центра научных исследований, специалист по современным исламским докринам и практикам.

Просмотров: 924
Комментариев: 0
Источник: inosmi.ru
Фото: REUTERS Stringer
Тэги: ИГИЛ  Халифат  Коран  Ататюрк  Ирак 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Наталия Микиртумова – лауреат Премии города Севастополя в области журналистики
На торжественном собрании, посвященном празднованию Дня России и 236-й годовщины со дня основания Севастополя, глава города Дмитрий Овсянников по >>>


Палестинцам предложат план вместо сделки. Ближневосточный эксперимент Трампа может обернуться очередной интифадой
 В конце июня администрация Дональда Трампа планирует обнародовать экономическую часть «сделки века». Под этим многообещающим назва >>>


Россия тратит миллиарды на сирийский Тартус. Пока не ясно, что для Москвы важнее – военно-морская база или нефтяной хаб
Российские инвестиции в сирийский морской порт Тартус почти в 10 раз увеличат его пропускную способность. Об этом, как сообщает Интерфакс, заявил в ин >>>


Украинские избиратели слышат Азов. Владимир Зеленский и украинские националисты померялись патриотизмом
Президент Украины Владимир Зеленский посетил находящийся в украинской части Донбасса город Мариуполь, приняв участие в мероприятиях по случаю пяти >>>


Вашингтону может потребоваться провокация крупнее уже состоявшихся. Иран готовится мобилизовать своих сторонников от Бейрута до Саны
В настоящее время в оперативной зоне Персидского залива находится американская ударная авианосная группа, возглавляемая авианосцем «Авраам >>>


Косово – такого напряжения не было давно. Представитель РФ на заседании Совета Безопасности ООН назвал косовские власти «обнаглевшими»
10 июня в Совете Безопасности ООН прошло очередное заседание, посвящённое обсуждению ситуации в Косово. Заседания подобного рода проводятся регул >>>


Украину принудят к миру в Донбассе
Украина важна для США только в контексте их отношений с Россией и мешает на пути к их улучшению. Лишним подтверждением этому стало последнее заявле >>>


Сергей Горбачев удостоен чести быть занесённым на Доску почета Города-Героя Севастополя
Традиционно в День Города-Героя Севастополя открыта обновлённая городская Доска почета. В этом году на Доску почета занесены фамилии шестнадцати севас >>>


Конституционный суд Молдавии сам себя поправил. Он пересмотрел свои же решения о незаконности новой власти
Конституционный суд (КС) Молдавии собрался сегодня, чтобы пересмотреть собственные решения, принятые в момент обострения политического кризиса в ст >>>


На Молдавии мир клином сошелся. Как Россия, ЕС и США на одну неделю превратились из противников в союзников
Молдавский олигарх Владимир Плахотнюк перестал быть властью в республике, которой единолично правил последние несколько лет. После вмешательства вн >>>


Поиск



Наш день

9 июня - День рождение Петра Великого - Отца Отечества и создателя Российского флота. Родился в 1672 году.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


26 мая в Севастополе проведен комплекс памятных и воспитательных мероприятий, посвященных 190-летию подвига черноморского брига "Меркурий"

Православные праздники

Сегодня церковный праздник:
Святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Преподобного Мефодия, игумена Пешношского...
Завтра праздник:
Священномученика Дорофея, епископа Тирского. Перенесение мощей благоверного князя Киевского Игоря, Черниговского чудотворца. Благоверного князя Феодора Ярославича, Новгородского. Преподобного Петра Коришского. Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев...
Ожидаются праздники:
19.06.2019 - Преподобного Виссариона, чудотворца Египетского и преподобного Илариона Нового, из обители Далматской. Святителя Ионы, епископа Великопермского. Преподобного Паисия Угличского...
20.06.2019 - Священномученика Феодота Анкирского...
21.06.2019 - Великомученика Феодора Стратилата. Святителя Феодора, епископа Суздальского. Страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских...
22.06.2019 - Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. Преподобного Александра, игумена Куштского...
23.06.2019 - Священномученика Тимофея, епископа Прусского. Святителя Василия, епископа Рязанского. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского...

Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи. Самолеты поступят на вооружение полков на напряженном стратегическом направлении
Члены Совфеда в 2019 году внесут законопроект о Дне военной присяги. Одним из основных разработчиков документа выступила член оборонного комитета, сенатор от Крыма Ольга Ковитиди
Военная наука смотрит в будущее. В Москве состоялась военно-практическая конференция Академии военных наук
«Деньги есть, но вы держитесь». Прибавки к пенсиям потрачены на топ-менеджеров. Ветеранам горячих точек – закон о замораживании
Первый деловой день МДМС-2018: официоз и насыщенная программа
Анкаре надоели комплексы Вашингтона. Турция может купить дополнительную партию С-400 и российские истребители
Моряков нет: почему корабли Киева не атакуют Керченский пролив. Названа причина, почему корабли Украины туда не идут
На сайте Минобороны России открыт мультимедийный раздел с архивными историческими документами, посвященными 75-й годовщине освобождения Севастополя
"Лейтенант, водивший канонерки, читал мне на память мои стихи..." Кем был удивительный Сергей Колбасьев, родившийся 120 лет назад
Реклама


Погода


Ранее
ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР: Американский эсминец в Одессе: в порту приняты беспрецедентные меры безопасности

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ