Когда-то, давным-давно, по поводу крымских бронепоездов меня пытал киевский специалист Алексей Киянов (в сети известный ака Орнст). Несмотря на мои вполне внятные объяснения, что я не спец по этой теме, он донимал меня долго и нудно. С тех пор очень многое поменялось, и, в принципе, по этой изначально крайне «мутной» теме, уже многое понятно. Помогли немецкие документы, и, кое-что нашлось у нас (правда, с огромным трудом). Сейчас читаешь отдельные «труды» того времени, и иронично улыбаешься. Цитировать то, что было написано ранее другими авторами уже не буду. (Смысл?)

 

Сеть железных дорог для себя когда-то прорисовал (уж простите, что простенько). Она чуть-чуть не дорисована, а, жаль (карты-исходника не хватило). Суть в том, что ветка на Херсон еще была не достроена, и по выходу из Крыма, она заканчивалась на станции Вадим (за «Червоным Чабаном»). Таким образом в Крым шла только одна ветка (по дамбе, через Сальково). На карте путей снабжения немецкой 11-я армии четко видно, что железной дороги от Цурюпинска до Вадима нет. Но, кстати, нагнав пленных, они построили ее очень быстро: планировали к 16 октября 1941 года, достроили в ноябре. Задержка была вызвана только тем, что немцы были вынуждены перешивать колею на наших железных дорогах (об этом обычно забывают). Именно на этом объекте работало много пленных из Шталага 370 в Херсоне (потом он перебрался в Крым). Колею в Крыму перешили на немецкий стандарт к концу 1942 года, после его полной оккупации (здесь работали тоже, в основном, пленные). Немцы в своем составе имели достаточное количество специализированных батальонов, но рабсила была лагерная. С железными дорогами, в общем, все понятно. Мы пока не о противнике, а о наших бронепоездах.

Большинство авторов допускает одну очень важную ошибку. Они считают бронепоезд чем-то единым и неделимым. При рассмотрении истории бронепоездов, следует учитывать, что бронепоезда—не единый и неделимый состав, они могли менять свою комплектацию. Иногда дивизион бронепоездов действовал как единый состав, а, иногда, один бронепоезд действовал, как два (во всяком случае, у нас).

Сложность заключается еще в том, что в Крыму были «флотские» бронепоезда, а были армейские.

В директиве Ставки № 00931 от 14 августа 1941 года (22:00) об образовании 51-ой отдельной армии, указывается: « 5. Военному совету 51-й Отд. армии:

а) за счет призыва людских ресурсов Крыма до 1895 года включительно сформировать две-три стрелковые дивизии и необходимое количество бронеплощадок;». Далее, этот документ содержал положение: «г) для организация обороны Крыма использовать все материальные средства территории полуострова. Все ценное и ненужное для обороны эвакуировать» [1].

Директива Ставки стала основанием для постройки двух первых крымских бронесоставов: керченского «Смерть немецким оккупантам!» (будущий «Войковец») и феодосийского «Смерть фашизму!». В дальнейшем, после формирования дивизиона, эти бронепоезда получили обезличенные наименования «Бронепоезд №1» и «Бронепоезд №2».

 

В инициативном порядке, в севастопольских железнодорожных мастерских строился третий бронепоезд «Севастополец», который в документах почти не упоминается, однако, он послужил донором для других бронесоставов.

Первое упоминание о бронепоездах в Крыму фигурирует уже в приказе вновь назначенного командующего 51-й отдельной армии Ф.И.Кузнецова №001 от 17 августа 1941 года. В этом документе упоминаются два бронепоезда, (и оба они армейские). На момент выхода приказа, ни один из бронесоставов готов не был.

«Войковец», он же «Бронепоезд№1»

«Корифеи» пишут: «В августе 1941 года на металлургическом заводе им. Войкова в Керчи был построен бронепоезд «Войковец» в составе забронированного заводского паровоза Ов-4209 и двух платформ. Так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен, бронепоезд их не имел - пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами» [2].

 

Правда? О («Основной») — первый паровоз «нормального типа», то есть принятый основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии. Паровоз серии Ов («овечка»), с колесной формулой 0-4-0, действительно был очень распространенным, и тяговое усилие у него было приличным (9 т.с.), но на фото ранней версии бронепоезда явно не он, а маневровый паровоз (очень похож на трехосный 9П). Да, и в принципе, на заводе им. Войкова был только маневровый паровоз для кантовки вагонов по территории комбината (когда-то это было очень мощное предприятие). На нем некогда существовало мелкосерийное предприятие по ремонту паровозов, но в 1937 году оно было закрыто. Ов-4209, это второй бронепаровоз, появившийся позже (о нем потом).

 

Тем не менее, в литературе указывается: «21 августа бронепоезд «Войковец», ведомый машинистом Акимом Алексеевичем Полежаем, вышел на Симферополь. Здесь экипаж доукомплектовали артиллеристами и пулеметчиками, в паровозную бригаду пришли из Симферопольского паровозного депо А. Сакута, С. Корнеев, Б. Василенко. Командиром бронепоезда назначен майор Попахов». А.А.Полежай, действительно числится машинистом маневрового паровоза 9П (номер пока не установлен). Фамилия жэе командира бронепоезда дана с ошибкой, в документах числится майор Бабахов. К сожалению, ни в одном из документов, где встречается его фамилия, не указаны инициалы.

И, с вооружением все чуть-чуть не так. Паровоз имел на тендере площадку для ручного пулемета, прикрытую листом стали. Никаких «щитов» орудия не имели. Были забронированы две четырехосных платформы. По центру платформ разместили каземат, обшитый сталью, имевший по 4 закрывающихся бойницы на борт. Еще 4 бойницы (планировавшиеся под станковые пулеметы) располагались в углах каземата. Каземат имел командирскую башенку. Телефона не было, сигналы передавались флажками.

Ранее, на территории завода находилась стационарная зенитная батарея, оснащенная короткоствольными орудиями 8К (одна из трех керченских стационарных батарей, под 76-мм пушки Лендера). Снятые при перевооружении батареи «зенитные» 30-калиберные орудия (4 шт) и составили матчасть двух площадок. Площадки с орудиями прикрывались только бортами и откидными щитами. Эта компоновка с различными вариациями будет использована в большинстве наших Крымских бронепоездов.

28 августа 1941 года, бронепоезд был придан 156-ой сд[3]. Первый бой бронепоезда произошел в районе современной станции Вадим. Его описание дано в воспоминаниях бывших военнослужащих «LSAH», например, Курта Майера, (разведбат бригады): «Но потом это случилось! Прозвучал давно ожидавшийся голос фронта! Русские снаряды со свистом проносились над нами и взрывались в походной колонне Штиффатера. Его солдаты побежали назад, сначала по одному, а потом большими массами. Я же устремился вперед, желая добраться до первых домов поселка (речь идет о хуторе Преображенка – Прим. автора), откуда должен быть виден Перекоп. После нескольких прыжков я нырнул в дорожную пыль под градом осколков рвущихся снарядов. Темное чудовище выдвинулось на небольшой подъем и стреляло прямо по нас. Всего в нескольких сотнях метров впереди нас был огнедышащий дракон, сеющий смерть и опустошение в наших рядах. На пути батальона, ощетинившись дулами орудий, встал бронепоезд. Я подал условный знак, означавший, что надо было отходить. Мои мотоциклисты развернулись на месте и помчались назад широким фронтом, в то время как бронемашины вели огонь по поезду и отходили, прикрываясь дымовой завесой. 37-мм противотанковая пушка выпускала снаряды по бронепоезду, а спустя несколько секунд сама взлетела на воздух. Лязг и грохот сокрушенного стального лафета заглушил крики моих погибающих солдат. По нас стреляли пять батарей тяжелых и две – легких орудий. Позади нас можно было видеть лишь столбы пыли. Я вздохнул с облегчением. Не было видно ни горящих танков, ни бронемашин. Я прополз вперед еще несколько шагов и смог различить глубоко эшелонированные полевые укрепления с полосой заграждений из рвов и колючей проволоки. Бронепоезд, пыхтя, удалился в направлении Перекопа» [4].

В журнале боевых действий 73-й пехотной дивизии вермахта сказано: «12.09.41 г. Отряд преследования 73-й пд и разведбат «LSAH» в 6.30 столкнулись западнее хутора Преображенка с сильным сопротивлением противника. Части остановились и открыли огонь тремя легкими и одной тяжелой батареей по железнодорожной линии, по которой маневрировал бронепоезд. Дальнейшее продвижение оказалось невозможно». Отмечен рейд этого бронепоезда и в журнале боевых действий немецкой 11 армии.

В журнале боевых действий 73-й пехотной дивизии вермахта сказано: «12.09.41 г. Отряд преследования 73-й пд и разведбат «LSAH» в 6.30 столкнулись западнее хутора Преображенка с сильным сопротивлением противника. Части остановились и открыли огонь тремя легкими и одной тяжелой батареей по железнодорожной линии, по которой маневрировал бронепоезд. Дальнейшее продвижение оказалось невозможно». Отмечен рейд этого бронепоезда и в журнале боевых действий немецкой 11 армии.

На следующий день после удачного рейда, в результате авианалета пикирующих бомбардировщиков Ю-87 из группы II./StG77 13 сентября на станцию Будановка, паровоз бронепоезда и одна из площадок были повреждены, и состав был отправлен в Симферополь для ремонта.

«Смерть фашизму!», он же «Бронепоезд№2».

«Бронепоездом №2» или «Армейским №2» в армейских документах называют бронепоезд «Смерть фашизму!», который строился на станции Сары-Голь (совр. Айвазовская). В создании бронепоезда принимали участие рабочие железнодорожных мастерских, завода 181 («Гидроприбор»), портовых мастерских. Завод 181 с первых дней войны изготавливал 82-мм минометы.

А.Киянов в своей статье указывает: «Железнодорожниками станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) при непосредственном участии коллективов предприятий Феодосии был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» в составе бронепаровоза Од-1694, двух четырехосных бронированных полувагонов, и контрольной платформы. Вооружение: 2 орудия, 2 миномета, 9 пулеметов».

Чуть-чуть не так. Бронепоезд имел одну площадку, на которую установили два короткоствольных орудия 8К (вероятнее всего, ставили уже в Севастополе), «базу» (большой каземат с одной площадкой, на которой было два миномета) и площадку с 4 минометами (по два на площадке). Конструкция площадок, примерно та же, что и у керчан, с небольшими особенностями (амбразур было по две на борт, бортовые щиты имели скругленные края).

"Севастополец»

Самый «загадочный» бронепоезд. Упоминаний о нем минимум. Связано это с тем, что его подвижной состав потом вошел в другой бронепоезд, «флотский бронепоезд №3», он же «Орджоникидзевец» (не путать с «армейским №3»). Бронепоезд строился в инициативном порядке рабочими железнодорожных мастерских станции Севастополь. Для его создания были использованы две коротких станционных платформы, дореволюционной постройки, которые ранее использовали для перевозки рельсов и шпал при ремонтных работах, и станционный маневровый паровоз. Для бронирования использовалось котельное железо.

При строительстве площадок впервые была использована электро- и газосварка, применено композитное бронирование бортов: два стальных листа, между которыми заливался гидротехнический бетон.

Платформы имели узкий центральный каземат, сваренный из однослойной 20мм стали, опирающийся на несущие балки платформы. Каземат имел по две амбразуры на борт, закрываемые шиберными заслонками, и четырехскатную крышу с командирской башенкой. Платформы имели открытые площадки для орудий, с трех сторон прикрытые композитным барбетом, высотой 750мм и толщиной до 250мм (два слоя стали, толщиной 16-18мм между которыми был залит бетон). За счет этого, площадки были чуть шире каземата.

Паровоз был полностью покрыт прямыми листами стали, толщиной 16-18мм и имел только боковые смотровые окна.

Крымские бронепоезда раннего периода имели три общих существенных недостатка, порожденных недостатком опыта: они не имели связи с командирским вагоном, вооружались по остаточному принципу устаревшими короткоствольными орудиями, которые в полной мере не являлись зенитными, но, самое главное, они имели достаточно низкую скорость (кроме феодосийского состава). Маневровые паровозы были не в состоянии тягать бронесоставы (пусть даже короткие) с нужной для боя скоростью.

А, потому, кое-что потом начало меняться… (но об этом в следующем рассказе)

[1] Сборник Русский архив ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ Том 16 Ставка ВГК (5—1) Документы и материалы. — М. Терра 1996г.

[2] Например, здесь, но это вторичный источник: https://pandia.ru/text/78/062/79834.php

[3] П.Е.Воронов. Воспоминания. Архив ГМГООС. Фотокопия. Архив автора.

[4] Майер Курт Немецкие гренадеры. Воспоминания генерала СС. 1939-1945 оригинал Meyer K. Grenadiers. — Winnipeg: J. J. Fedorowicz Publishing, 1994.

Источник: https://dzen.ru/a/ZG5xxC7Oa162iu2W