В 2015 году, к первой годовщине Севастопольской-Крымской-Русской весны, мною был выпущен авторский фотоальбом «От Третьей обороны – к Русской весне», организована фотовыставка, которая экспонировалась в нескольких местах, а затем была подарена Севастопольскому президентскому кадетскому училищу (ныне – Филиал Нахимовского военно-морского училища). Думается, представленные тогда материалы не только не утратили актуальности, но и по-прежнему интересны.

Поэтому решено вновь представить их «потребителям информации» – уважаемым читателям. Тексты, написанные десять лет назад, слегка «причёсаны» – не по сути, а по форме подачи.

Сергей ГОРБАЧЁВ,
исполнительный директор Института стран СНГ в г. Севастополе,
председатель Союза журналистов Севастополя,
учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота,
капитан 1 ранга



«Вежливые люди»: на острие боевой задачи

Как уже говорилось, принято считать, что Русская весна началась в День защитника Отечества, 23 Февраля 2014 года, в Городе Русской Славы на «Митинге народной воли», проведенном на площади Нахимова. Уже тогда заговорили о Севастопольской весне. Через несколько дней речь уже шла о Крымской весне. Потом, с течением времени, соединившись, эти две «весны» трансформировались в «Русскую», от которой воспрянула вся Россия и вздрогнул весь мир.

На самом же деле всё было, мягко говоря, не совсем так, как пишут нынче иные «герои» тех дней, чему есть не только обоснованные доказательства, но и весомые материальные свидетельства. К примеру, на медали Министерства обороны России «За возвращение Крыма» выбита дата: 20.02.14–18.03.14. Почему так?

На этот вопрос, возникший у меня сразу же после того, как эта медаль была вручена мне 24 марта, в принципе, ответ нашелся быстро. Точнее, ответ был мне изначально известен в силу ряда обстоятельств, связанных со служебной деятельностью. Но этот ответ был неведом практически никому из тех, кто непосредственно не был причастен к событиям тех дней.

Первые «вежливые люди» (или как кое-кто по-сердюковски называет их «зелеными человечками») появились, конечно же, не после 23 февраля, а «до того», что вполне обосновано. Сейчас уже мало кто помнит, но накануне тех судьбоносных событий в прессе промелькнуло сообщение, которое, возможно, преднамеренно было «слито», а может быть, появилось благодаря несанкционированной информационной утечке: в Крым для охраны особо важного стратегического объекта переброшена одна из российских бригад спецназа.

Как-то так получилось, что публикация об этом затерялась в череде менявших друг друга с калейдоскопической быстротой важных сообщений. Но если бы кто-то и заострил на этом факте внимание, то это событие было бы обосновано легитимностью происшедшего. Дело в том, что согласно «Большому» российско-украинскому договору и так называемым базовым соглашениям по Черноморскому флоту, подписанным в конце мая 1997 года, в своем составе ЧФ мог иметь до 25 тысяч человек личного состава. На самом деле по факту в Севастополе, Феодосии, на Каче и в Гвардейском находилась едва ли половина от этого числа российских военнослужащих. Так что увеличение численности личного состава флота в феврале-марте вполне вписывалось в рамки межгосударственных договоренностей.

В такой же мере беспочвенны и утверждения о том, что Россия оккупировала Крым, введя туда свои войска. Это утверждение, как принято говорить, – в пользу бедных. Россия никогда Крым не оккупировала. Она его приобрела в 1783 году на основе норм в то время существовавшего международного права. И из Крыма Россия – Советский Союз не уходила никогда (1942-1944 гг. – не в счет).

Благодаря черноморцам, возглавляемым адмиралами Игорем Касатоновым, Эдуардом Балтиным, Виктором Кравченко, Владимиром Комоедовым, Владимиром Масориным, Александром Татариновым, Александром Клецковым, Владимиром Королёвым, Александром Федотенковым, Александром Витко, при поддержке севастопольцев, крымчан, патриотов-россиян было обеспечено постоянное присутствие в Крыму российских моряков на своих исторических, созданных ими же базах. Нахождение в Севастополе и Крыму Российского Черноморского флота и сохранение состояния Русского мира в сознании подавляющей части населения полуострова обеспечило существование надежного плацдарма для действий «вежливых людей».

«Вежливые люди» – это российские воины, подставившие своё дружеское, побратимское плечо черноморским морякам, пришедшие на призыв севастопольцев и крымчан. В принципе, «вежливые люди» – это и моряки-черноморцы, морские пехотинцы, одетые в камуфляжную форму «зеленых человечков». А «вежливые» – потому что обходительные, деликатные и высокопрофессиональные. Действовавшие на высочайшем организационном уровне. Получившие всеохватывающую поддержку населения. Потому Крым и был возвращен «вежливо» – практически без выстрелов и жертв. Так «оккупанты» не действуют. И, соответственно, так восторженно, как это было в те дни на полуострове, к «оккупантам» не относятся.
«Вежливые люди» – это наши братья, отцы и сыновья, многие из которых, кстати говоря, были рождены в Крыму и Севастополе. На Русской земле, за которую сражались наши пращуры. И в которой многие из них остались навсегда. Не на чужбине и не в заокеанских далях, а в своей, родной земле. И потому сегодня Крым – вновь неприступная крепость, непотопляемый авианосец России. А Севастополь – главная военно-морская база на ее Юге.

Вежливые люди1

Вежливые люди3

Вежливые люди8

Вежливые люди6

Вежливые люди17

Вежливые люди5

Вежливые люди16

Вежливые люди10

Вежливые люди13

Вежливые люди18

Вежливые люди19