Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
Общероссийское движение поддержки флота по всей стране провело торжественные акции по случаю 349-й годовщины со дня рождения Петра I
Путин назвал две самые актуальные проблемы экономики России
В Москве под руководством главы военного ведомства прошло заседание Коллегии Минобороны России
ТУРЦИЯ ЗА НЕДЕЛЮ: 7-13 июня 2021 года
В Египте утонул экс-глава Службы внешней разведки Украины
Россия послала Турции сигнал. Не надо спекуляций вокруг «крымско-татарского вопроса»!
Москва поставит Киеву торговые барьеры. Украинская власть не предупредила население об издержках евроинтеграции
Как на земле русской появились украинцы. Репрессии Вены не могли остановить русское возрождение Карпат
«Стражу» надо стать «Боссом». Куда Российский флот спрячет корабли
13 СРЗ ЧФ получил в пользование землю и акваторию
1000 рейсов совершили паромы на Керченской переправе в мае
СКЖД предлагает оптимизировать процесс использования инфраструктуры порта Кавказ
Наша библиотека. "Хроника флотского спецназа" (фото)

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Защита Отечества – священная обязанность. В борьбе за авторитет военной службы важнее традиции, а не закон


2013-02-19 13:43 Акцент
Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова "клянусь" на "обещаю" дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах "доведенной до нового облика" армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной. Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Защита Отечества – священная обязанность
Фото: Алексей Матвеев

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается. За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов "Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР" и "Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан", изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности. В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: "Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите". Военный публицист и историк А. А. Керсновский отмечает, что "в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю". Это отличало ее от западноевропейской системы, где "царил принцип найма, вербовки", а военное дело считалось "доходной профессией".

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу. Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: "И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду".

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: "Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно". В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги "з городов всего Московского государства". При этом "со всяких служилых людей" брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение "ратных людей", Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков. Строгое наказание было за самовольный "побег з государевой службы" – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья. За воровство ружья полагалось бить кнутом "нещадно", а лошади – "руку отсечь". За убийство мирного населения и насилие над женщиной – "казнити смертию".

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму. При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также "церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут". Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться "священной обязанностью каждого русского подданного". К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии. Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь "обязанностью всех граждан республики". Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о "священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии", то Конституция 1918 года слово "священный" не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета. Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует прежде всего его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл, каждый будущий воин начинал ее словами "обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием" и заканчивал "в чем да поможет мне Господь Всемогущий". Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства "пред лицом трудящихся классов России и всего мира", обращаясь к идеологии и ценностям социального характера. Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству "быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству". Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова "народ и Отечество", но приоритет явно отдается закону. Гражданин Российской Федерации клянется "свято соблюдать Конституцию". Из современной присяги исчезло слово "враг", имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах, кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – "обещаюсь". При Николае II – "обещаюсь и клянусь", при Временном правительстве – "клянусь… и обещаюсь", во время советской власти в 1918 году – "обязуюсь", далее – "торжественно клянусь", в Российской Федерации – "клянусь". Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге "Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы" пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 процента, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 процента. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше. В связи с этим можно утверждать, что слово "клянусь" в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово "обещаю".

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан. Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля "отцов своих и дедов", народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

Просмотров: 2820
Комментариев: 1
Автор: Виктор Ясинский
Источник: vpk-news.ru
Фото: pobedaspb.ru
Тэги: Традиция  Закон  Служба  Военная присяга 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Флот: события и факты
Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщ >>>


ТУРЦИЯ ЗА НЕДЕЛЮ: 14-20 июня 2021 года
Представляем информационный обзор за минувшую неделю эксперта-тюрколога, военного аналитика, председателя региональной общественной организации &quo >>>


Итоги Четвертого заседания “Лазаревского клуба”
В Ереване в конференц-зале гостиницы «Конгресс» состоялось Четвёртое заседание Международного российско-армянского «Лазаревского кл >>>


Затулин: Восстановить Армению может Роберт Кочарян, Никол Пашинян на эту роль не подходит
О предстоящих внеочередных парламентских выборах в Армении, об армяно — российских отношениях и перспективах решения статуса Нагорного Караба >>>


22 июня — День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны
Это одна из самых печальных дат в истории России. Этот день напоминает о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от г >>>


Госдума России осудила политику Кишинёва и Киева в отношении Приднестровья. Молдова и Украина планируют усилить блокаду Приднестровья
Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление «О планах и действиях Молдовы и Украины, ведущих к срыву урегулирования прид >>>


Политолог: «Без России Армения потеряет свою независимость». «Есть ожидания того, что действующая власть так просто не уйдёт»
Накануне парламентских выборов в Армении, назначенных на 20 июня, Агентство международной информации «Новости – Армения» опублик >>>


Чтобы победить бедность, нужно расстрелять бедных Универсальный метод
После встречи Путина и Байдена в Женеве, во время которой тема Украины и Минских соглашений обсуждалась вскользь, в Вашингтоне и в Киеве начались >>>


Американские истребители разорят украинские ВВС
Советская военная авиатехника доживает на Украине последние годы. Лишним подтверждением этому послужило предложение вооружить ВВС этой страны истре >>>


Выдержит ли Грузинская церковь давление Госдепа? Отделить овец от козлищ!
Как   сообщал   Фонд стратегической культуры , 11 июня на службе, приуроченной к именинам Экуменического патриарха Варфоломея, вместе >>>


Поиск



Наш день

22 июня — День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны
Это одна из самых печальных дат в истории России. Этот день напоминает о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы своё Отечество.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


На Камчатском люнете освящен закладной камень возрождаемого храма Святого благоверного князя Александра Невского

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
Ракета с собственным наведением: США испытают AGM-158C. Defense News: это «убийца Черноморского флота РФ»
Президент РФ поручил правительству внести изменения в законодательство по безэкипажному судоходству
Робот тебе поможет. Искусственный интеллект встанет на страже наших морей
«Золотые эполеты» севастопольских курсантов
Художник-черноморец Сергей Шевченко представил свою «Победную» картину
Российские корабли примут участие в учениях со странами НАТО впервые за 10 лет. Учениях AMAN-2021 пройдут в феврале 2021 года в водах Пакистана
Американские истребители разорят украинские ВВС
По следам забытого плебисцита в Городе-Герое Севастополе
Вышла в свет книга об адмирале Н.И. Ховрине
Реклама


Погода


Ранее
МИД РФ: Франции пора определяться с поставками "Мистралей" России

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ