Опрос

Должно ли стать 100-летие Гражданской войны в 2020 году Событием всероссийского масштаба
Да, вне всякого сомнения
Нет, абсолютно незначительное событие
Рядовое событие на фоне происходящего
Мало знаю по этой теме
Не понимаю, о чём речь
Мне безразлично
Гражданская война не закончилась до сих пор


Праздники России

Праздники России

Русский вопрос


Еженедельная авторская
телепрограмма К. Затулина

Читайте также
О сущностных, значимых направлениях работы ДПФ по содействию Российскому Флоту
Эрдоган готовит двойной удар по черноморским державам
В Москве под руководством главы военного ведомства прошло заседание Коллегии Минобороны России
Флот: события и факты
ФСБ показала видео задержания украинского консула в Петербурге
Украина готова говорить о кластерах урегулирования в Донбассе. Повестку встречи лидеров Нормандского формата определят их советники
Армии Украины будет сложно без русской картошки и траншей МВФ. В сельском хозяйстве Незалежной сокращается производство
О диверсии в иранском ядерном центре Натанзе
Кризис среднего возраста «Варшавянки». О российских неатомных субмаринах
По заслугам – и честь! На севастопольском 13-м СРЗ открыта обновленная Доска почета
Дополнительные грузовые линии организованы на Керченской переправе - ЕТД
Бюджетные средства на строительство порта Тамань будут выделены не раньше 2018 года - Ространсмодернизация
Наша библиотека. "Хроника флотского спецназа" (фото)

Реклама


Видеооко


Включай и смотри

Партнёры




Черногорский пример для Церкви на Украине. Когда православные не испытывают ложного стыда за «политическое православие»


2020-09-06 10:58 Авторитетно
У черногорцев появилась возможность впервые за почти 30 лет устранить дорвавшегося до власти в 1991 г. бывшего члена ЦК Союза коммунистов Югославии, а ныне известного балканского мафиози и "своего сукина сына" для Госдепа Мило Джукановича. Случилось это во многом потому, что митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий  призвал  единоверцев идти на парламентские выборы и голосовать "в защиту Божьих святынь".

Как подчеркнули в связи с этим в Союзе православных журналистов Украины (СПЖ), "82-летний митрополит Амфилохий сам впервые в жизни пойдет на парламентские выборы, чтобы голосовать против власти, которая принимает антицерковные законы".

СПЖ, по мнению многих экспертов, – ресурс, аффилированный с Киевской митрополией УПЦ (МП). Той самой митрополией, которая и ввела 10-15 лет назад во внутриправославный дискурс термин "политическое православие". Тогдашнее автокефалистское окружение предстоятеля УПЦ (МП) Владимира навешивало ярлык "политправославия" на братства и отдельных епископов, пытавшихся противостоять культурно-историческому разрыву Великой и Малой Руси и втягиванию последней в евроатлантические структуры, стоящие на страже богопротивных ценностей. В итоге движение православных братств фактически было загнано в маргинальную сферу, а "проблемные" епископы отправлены на покой или за штат.

И вот, всегда держащая нос по ветрам, исходящим от митрополии, СПЖ уже на следующий день после выборов в Черногории радостно сообщает, что "свои голоса против правящей коалиции на выборах отдали иерархи Сербской Православной Церкви".

Что это – изменение отношения к "политправославию" или невольный прокол? Скорее, второе. Ибо в преддверии украинских местных выборов тот же СПЖ пишет: "Следует воздержаться от поддержки тех или иных политических сил или наоборот, критики в адрес других сил. Подобное может иметь место в общественной сфере, но не церковной. Ставка на определенные политические партии опасна не потому, что эти партии могут проиграть, а потому что это не соответствует целям Церкви в этом грешном мире".

Это как понимать?

Следует ли православным "воздержаться от поддержки на выборах тех или иных политических сил", даже если эти силы последовательно поддерживают Церковь на Украине в самое трудное для неё время за всю историю УПЦ (МП)?

Следует ли воздержаться от критики в адрес тех сил, которые открыто декларируют своими целями изгнание канонической Церкви?

И каковы в таком случае "цели Церкви в этом грешном мире", если им не соответствует политическая защита Церкви как таковой?

Не станем останавливаться на подтасовке – приравнивании понятий "поддержка политических сил" и "ставка на политические силы". У Церкви "ставка" – если уж оперировать такими словами – только на Господа. Поэтому поговорим о допустимости поддержки тем или иным политическим силам или критики таковых.

Обратимся к Основам социальной концепции УПЦ (за само издание которой Церковь, кстати, "глубоко молитвенно благодарила" предвыборный блок из пяти партий во время очередной парламентской кампании).

"Невозможной является участие… церковной Полноты… в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка политических организаций или отдельных кандидатов, участвующих в выборах, агитация и т. д.", – говорится в разделе V Концепции. Однако насколько сама Концепция – предписывающий акт? Скажем, той же Концепцией "не допускается выставление кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней", но уже после её принятия целые члены синода УПЦ (МП) выставляли свои кандидатуры в органы власти разных уровней от разных политических сил. Очевидно, архиереи руководствовались при этом следующей оговоркой в Концепции: "В то же время… решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности должно приниматься, исходя из потребности каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве".

Да и синод РПЦ (членами которого являются архиереи УПЦ, включая митрополита Киевского) принял в 2012 г. (спустя 12 лет после утверждения Социальной концепции) решение о том, что "в исключительных случаях… когда нужно противостоять раскольническим или иноконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью, Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви (к каковой относится и УПЦ. – Д.С.) определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти".

Логично предположить, что решение о поддержке отдельных кандидатов должно приниматься из "потребностей каждой конкретной эпохи" и "положения Церкви в государстве", когда "раскольнические или иноконфессиональные силы, стремятся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью" (что наблюдается на Украине).

И действительно, в Социальной концепции УПЦ (МП) закреплены положения архиерейского собора РПЦ 1997 г., которые признают возможными контакты с политическими организациями, если эти контакты "не носят характера политической поддержки". Сотрудничество с такими организациями осуществляется "в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки". Однако если Церковь публично благодарит ту или иную партию или иного кандидата за последовательное отстаивание христианских ценностей, за благотворительность, за храмостроительство, проявляемые не только в предвыборные периоды, – это политическая поддержка? Если Церковь благословляет партию на такую деятельность, если духовно окормляет партийных деятелей, то должна ли она отзывать благословление на время предвыборной кампании? Именно последовательное сотрудничество с такими партиями / политиками "исключит интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки". Равным образом не будет восприниматься как контрагитация обличение антицерковной и/или аморальной деятельности иной партии, если это будет не кампанейщина, а последовательная позиция (что мы наблюдали в течение целого года в Черногории).

Народ станет прислушиваться к Церкви, если она будет давать духовную (в т. ч. нравственную) оценку волнующим общество политическим и общественным событиям, явлениям, деяниям на протяжении "полных парламентских и президентских каденций". Тогда не будут восприниматься как неприкрытая агитация такие примеры, как благословение предстоятеля УПЦ (МП) Януковичу на президентство в 2004 году (спустя какие-то два года после принятия Социальной концепции, вроде бы запрещающей подобное). Тогда митрополит Владимир в самый разгар президентских выборов (между первым и вторым турами) заявил в эфире самого рейтингового телеканала Украины, что из всех участников президентских выборов давал благословение на участие в выборах только Виктору Януковичу. "Я вижу в нем действительно верующего православного человека, достойного встать во главе нашего государства", – подчеркнул Блаженнейший.

Если это не "публичная поддержка отдельных кандидатов, участвующих в выборах и агитация", то что? И можно ли при этом упрекать митрополита в том, что он оказал эту поддержку своему же единоверцу "с учетом положения Церкви в государстве", которое в "конкретную эпоху" премьерства Ющенко уже продемонстрировало себя как дискриминационное по отношению к каноническому православию?

"Эпоха гидносты", согласимся, куда жёстче оказалась для Церкви, нежели та – "Помаранчевая". И недопущение возвращения к власти гиднюков требует куда более отчётливой артикуляции отношения Церкви к такой перспективе. Конечно, "судьба государства устраивается Господом, и Промыслом Божиим будет определен тот, кто станет у руля, – уточнял митрополит Владимир накануне выборов президента уже в 2010 г. – Но неизведанный и непостижимый Промысел Божий осуществляется через нас, немощных, и потому все мы призваны способствовать свершению воли Божьей".

В 2012 г. в преддверии очередной парламентской кампании с обращением выступил уже синод УПЦ (МП). В нём, в частности, говорилось: "Государство должно гарантировать открытый и прозрачный избирательный процесс, защитить граждан от всевозможных попыток ограничить их конституционное право на честные выборы". Однако, сказав "А", должна ли Церковь говорить "Б" в том случае, если государство на протяжении предвыборной кампании использует админресурс и "всевозможными попытками ограничивает конституционные права граждан на честные выборы"? Должна ли Церковь в предвыборную кампанию "критиковать" такие действия? Оставим ответ уважаемым коллегам из СПЖ.

И, кстати, это "А" в виде совершенно справедливого наставления политической власти по поводу политического процесса – что как не политическое заявление со стороны Церкви, которая, дескать "вне политики"?

В том же обращении говорилось: "Участники выборов должны вести борьбу за голоса избирателей достойными методами. Являются недопустимыми любое давление на избирателей, клевета на своих политических оппонентов, провозглашение несбыточных обещаний и тому подобное". Тот же вопрос: а если политики и целые партии ведут борьбу недостойными методами? Должна ли Церковь молчать, если уж предупредила их? Или "следует воздержаться от критики", как нас учат сегодня?

"Предвыборная кампания всегда является временем особой активности всех общественно-политических сил, временем обострения политической борьбы, – констатировал синод УПЦ (МП). – К сожалению, эта борьба нередко превращается в противостояние, в котором стороны забывают о морали и достоинстве..." Так кому, как не Церкви, напоминать о морали и достоинстве. Особенно во время "особой активности" и "обострения борьбы"?

"Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях, – провозгласил Архиерейский собор РПЦ 2011 г. – Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний". Выделено мною. Для братьев и сестёр из СПЖ.

Просмотров: 212
Комментариев: 0
Автор: Дмитрий СКВОРЦОВ
Источник: Фонд стратегической культуры
Фото: Фонд стратегической культуры
Тэги: Джуканович  Милошевич  референдум о независимости  выборы  Черногория  НАТО  Россия  геополитика  Греция  УПЦ (МП)  русофилы  митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий 
В тему:


Просмотреть все комментарии к новости
Добавить коментарий
Ваше имя
Тема
Комментарий
Число на картинке


    Последние публикации
Министры обороны ЕС обсудят меры военной поддержки Украины. Встреча в Брюсселе проходит одновременно с визитом госсекретаря США в Киев
Недавняя передислокация российских войск к украинским границам побудила Запад по-новому отнестись к давнему проекту создания единой европейской арми >>>


За месяц до возможной встречи Байдена и Путина Зеленский поговорил с госсекретарем США. Украина надеется на большое соглашение в сфере безопасности и на дорожную карту по вступлению в НАТО
Госсекретарь США Энтони Блинкен и его заместитель по политическим вопросам Виктория Нуланд завершают визит в Киев. Украинская сторона услышала слова >>>


Президент Молдавии нарушила нейтралитет страны. Молдавских военных отправили на учения НАТО в Румынию
Молдавские военные будут участвовать в учениях НАТО в Румынии. Указ об отправке молдавского подразделения подписала главнокомандующий Вооруженных си >>>


Удобно быть иезуитом. «Идиоты вообще очень опасны»
Сам по себе орден иезуитов даже неплох: его монахи руководствуются обетами бедности, послушания и целомудрия. Правда, смущает их принцип, позволя >>>


Myśl Polska: Польша заманивает Киев в грузинскую ловушку. Внешняя политика Польши несёт риски для всей Восточной Европы, в том числе и для Киева
«Присутствие Владимира Зеленского в Польше на торжествах по случаю 230-й годовщины принятия Конституции подтвердило, что внешняя польская >>>


Молдова: дата выборов назначена – денег нет. Майя Санду уверена: найти средства – проблема правительства
Политические силы Молдавии готовятся к досрочным парламентским выборам, которые назначены на 11 июля. И хотя до назначенной даты остаётся всего дв >>>


Зачем посольство США призвало своих граждан срочно покинуть Россию? Двусторонние отношения сворачиваются
Посольство США в Москве   призвало  американских граждан срочно покинуть Россию, разослав соответствующие уведомления по электронной по >>>


Украинский фашизм крепнет год от года Эсэсовский марш в Киеве готовили власти
Улеглись страсти вокруг очередного марша неофашистов в Киеве и теперь об этом можно поговорить взвешенно, ибо состоявшуюся акцию на назовёшь &laq >>>


7 мая — День создания Вооруженных Сил России
Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией России, главная задача которой вооруженная защита целостности и >>>


Командующий Черноморским флотом поздравил ветеранов Великой Отечественной войны с Днём Великой Победы
Текст поздравления командующего Черноморским флотом вице-адмирала Игоря Осипова: Уважаемые моряки-черноморцы, севастопольцы и крымчане, дорогие наши >>>


Поиск



Наш день

7 мая — День создания Вооруженных Сил России
Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией России, главная задача которой вооруженная защита целостности и неприкосновенности территорий страны, отражение агрессии, направленной против РФ, а также выполнение задач в соответствии с международными договорами России.

Объектив

Фотогалерея


Отражение (новый выпуск!)



В фокусе


В Севастополе после долгого ожидания открыт мемориал Единства России, посвященный 100-летию окончания Гражданской войны

Православные праздники


Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ


Свежий выпуск

Тема
"Промахнуться невозможно": чем вооружат новые корабли ВМФ России
Тесты технологий автономного судоходства на коммерческом флоте начнут в августе
Мобилизация военной науки. Новым президентом Академии военных наук избран Валерий Герасимов
Живая соль. Чем богаты розовые озера Крыма
Международный военно-морской салон открывается в Санкт-Петербурге
Путин поручил Минобороны подписать с Суданом соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ
Удобно быть иезуитом. «Идиоты вообще очень опасны»
«Марафон» разведчиков на Святую гору. 35 лет назад госбезопасность Болгарии провела уникальную спецоперацию в афонском монастыре
Вышла в свет книга об адмирале Н.И. Ховрине
Реклама


Погода


Ранее
Грузия: ещё на полшага ближе к НАТО? «Отныне Грузия будет ещё больше присутствовать в составе Североатлантического альянса», – верят в Тбилиси

IX ТЕННИСНЫЙ ТУРНИР ПОБЕДИТЕЛЕЙ