Российские и зарубежные СМИ в последнее время уделяют много внимания дискуссиям о том, где и когда может начаться пресловутое контрнаступление ВСУ.

На самом деле «контрнаступ» уже идёт. Только не в том виде, как этого ожидали журналисты. Нет и, возможно, не будет огромных масс мотопехоты и бронетехники, воздушных армад и бороздящих морские просторы гигантских эскадр.

Нет и не будет (до поры до времени) даже единственного направления главного удара (теоретик и практик блицкрига Гудериан формулировал это так: Klotzen, nicht Kleckern (Бей кулаком, а не растопыренной пятернёй).

Сейчас ВСУ наносят удары именно «растопыренной пятерней», что полностью соответствует канонам военной стратегии, разработанной в Пентагоне.

Современная «теория победы над равным противником» должна основываться на установлении над ним преимущества в принятии решений (Decision-Making Advantage). «Этот подход, заимствованный из теории маневренной войны, сочетает оборонительные операции для предотвращения атак противника, с разнообразием наступательных возможностей…», – говорится в докладе аналитиков Hudson Institute.

Decision-Centric Warfare это новое название сетецентрической войны (Network-Centric Warfare).

«Необходимо сосредоточить внимание на принятии решений и решениях, которые являются результатом применения командиром оперативного искусства»,пишут военные аналитики Эрик П. Деланж и Майк Моррис, в прошлом высокопоставленные офицеры ВВС США. «Подход к войне, ориентированный на принятие решений, поставит врага перед множеством дилемм, чтобы помешать ему достичь своих целей», – говорит директор Центра оборонных технологий Hudson Institute Брайан Кларк.

На практике доктрина Decision-Centric Warfare выглядит как нанесение противнику «тысячи булавочных уколов» в виде разведки боем и диверсионных вылазок с целью выявления слабых мест обороны, по которым будет нанесен главный удар.

Американский военный портал Warrior Maven отмечает, что украинская армия применяет «децентрализованную тактику и разрозненные засады по принципу “бей и беги” (Decentralized" Tactics and "Disaggregated" Ambush Hit-and-Run Attacks)».

«Из-за того, что им не нужно сосредотачиваться большими группами или управлять каждым их движением из одного центрального командного пункта, украинские военные используют элемент внезапности и сами стали гораздо менее уязвимыми целями», – пишет издание.

Отметим, что тактику рассредоточения воинских подразделений, военных складов и командных пунктов начала применять и российская армия.

Ещё недавно боевые действия на Украине носили иной характер. Шла ожесточённая контрбатарейная борьба, в ходе которой ВС РФ применяли тактику «огневого вала» и добивалась успеха в силу численного превосходства своей артиллерии. Однако на фоне поставок ВСУ большого числа западных вооружений российская армия перешла к стратегической обороне почти по всей линии соприкосновения, за исключением украинского укрепрайона вокруг Бахмута.

Напомним, что, именно перейдя к стратегической обороне весной 1943 года, Красная армия сумела отразить в битве на Курской дуге наступление вермахта в духе гудериановского Klotzen, nicht Kleckern и разгромить противника. Сегодня такая стратегия также приносит успех. Так, британский телеканал Sky News пишет, что Бахмут «во всех смыслах теперь эффективно контролируется Россией», уточняя, что «падение небольшого угольного городка, безусловно, является ударом для Украины, которая вложила в свою защиту огромное количество ресурсов».

А дальше подпускается дезинформация. «Теперь основное внимание будет сосредоточено на надвигающемся контрнаступлении Украины. Его успех или неудача, скорее всего, повлияет на то, как в конечном итоге закончится этот ужасный конфликт», – пишет Sky News.

На самом деле контрнаступление ВСУ уже идёт. И любой из «тысячи булавочных уколов» может перерасти в решительное наступление, если его не нейтрализовать. Более того, многочисленные партизанские наскоки ВСУ и спецназа ГУР, диверсии и теракты рассчитаны на то, что российская армия, не успевая принимать быстрые и правильные решения, не только утратит инициативу, но и лишится воли к сопротивлению.

Ситуация на украинском ТВД отличается от сражений Второй мировой тем, что враг использует более изощренные методы наступательных действий. Если во Второй мировой войне отвлекающие удары, призванные сковать силы противника и воспрепятствовать переброске резервов по внутренним операционным линиям на направление главного удара, наносились точечно мощными силами бронетехники и мотопехоты, то теперь такое отвлечение делается с помощью «тысячи булавочных уколов», сопровождаясь диверсиями и терактами.

Ещё одна пентагоновская военная инновация – тактика «сетевого роения», которую применяют украинские ДРГ, в том числе та, которая проникла недавно на территорию Белгородчины. Кстати, если бы в Белгородской области была организована полноценная территориальная оборона, то вылазка украинских диверсантов не имела бы шансов на успех.

Тактика «сетевого роения» основана на так называемой стигмергии, отмечает эксперт CNAS Лорен Фиш, – одной из форм биологической самоорганизации, в ходе которой создаются сложные структуры без какого-либо планирования, контроля и даже прямой связи между индивидами. Стигмергия является свойством коллективного взаимодействия термитов и участников массовых протестов в ходе цветных революций. Роевая стигмергия позволяет создавать самоорганизующиеся стаи, которые действуют на основе четко установленных правил (найти цель, сосредоточиться, атаковать, рассеяться). Способность «младших командиров» быстро применять эти правила, не полагаясь на команды сверху, значительно увеличивает мобильность таких групп.

Тактика стигмергии разрабатывалась в ходе многочисленных учений американского и британского спецназа. Ее особенностью является умение диверсантов действовать автономно без применения каких- либо средств электронной связи с вышестоящим командованием. 

Сегодня такую тактику применяют не только украинский спецназ, но и подразделении регулярной армии. Аналитик CNAS Сэмюел Бендетт рассказывает о «широком использовании украинскими военными засад, обычно устраиваемых в кустах у лощин, у лесных полян, опушек, у дорог, полян и троп, проходящих через овраги, а также на поворотах по путям продвижения российских войск (время действия засады 5-10 минут, затем быстрый отход)».

Западные СМИ в последнее время обращают внимание на возросший военный потенциал русской армии, отмечая, что «Россия преуспела в изощрённых средствах радиоэлектронной борьбы, гиперзвуковых и ракетных атаках большой дальности». В то же время российскому военному руководству есть над чем поработать в плане более эффективного противодействия назойливым ударам противника «растопыренной пятерней».

Владимир Прохватилов

Источник: Фонд Стратегической Культуры
https://www.fondsk.ru/news/2023/05/25/kontrnastup-uzhe-idet-59329.html