Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) стал одной из главных политических катастроф конца XX века. Он изменил облик Балканского полуострова. События 1991–2008 годов вызвали дезинтеграцию всего полуострова. При этом, на сегодняшний момент некоторые бывшие югославские республики состоят или стремятся войти в НАТО, в то время как Сербия помнит натовские бомбардировки двадцатилетней давности.
Роль сербского народа в распаде Югославии искажалась международной пропагандой в течение уже тридцати лет. На самом же деле, они не виновны ни в распаде Югославии, ни в гражданской войне. Виноваты те, кто обвинили сербский народ и десятилетиями поддерживали эту позицию. Об этом заявил председатель Президиума СФРЮ (1990–1991) Борисав Йович во время экспертной дискуссии на тему: «Историческое наследие распада Югославии и современные отношения России со странами бывшей республики» на площадке клуба «Валдай». Он также презентовал русский перевод своей книги «Потерянный век: сербская позиция в распаде Югославии».
Помнению Борисава Йовича, книга опровергает ложную информацию, которая уже стала популярна как о событиях, так и о лицах, которые перекраивали судьбу Югославии. «Она разрушает теории и утверждения, что сербы виноваты во всем, что происходило с конца 80-х годов. Моя книга – это своего рода самозащита сербского народа, которому приписали роль главного виновника в распаде Югославии», – подчеркнул он, добавив, что до недавнего времени исторические факты скрывались от общественности, но теперь они раскрыты и развенчивают ложные утверждения о том, кто и когда принял решение о распаде Югославии, и кто эти решения претворил в жизнь. Они также проливают новый свет на фактическую позицию сербов в конфликте с теми, чьей целью был распад страны.
По мнению Борисава Йовича, решение о распаде Югославии было принято задолго до того, как оно реально произошло. Значительную долю ответственности он возложил на Коммунистическую партию Югославии и на Иосипа Броз Тито. Борисав Йович отметил, что югославское руководство зачастую не поддерживало Иосипа Броз Тито. Однако он выстроил систему абсолютной власти и мог реализовывать свои цели независимо ни от чего. Ещё раньше решение о необходимости ликвидировать страну было принято партией, хотя его реализация и была отложена. «Об этом не говорится ни в одном официальном документе, но всё это было практически полностью осуществлено»,- подчеркнул Борисав Йович.
По его словам, другим шагом с целью распада страны было принятие Конституции 1974 года. Согласно ее тексту, республики могли стать самостоятельными. При этом, каждое изменение Конституции вело к усилению позиций республик, ослабляя централизованную позицию Югославии. «Создатели Конституции, Иосип Броз Тито и его соратники, ответственны не только за распад Югославии, но и за гражданскую войну»,- заявил Борисав Йович. Он также добавил, что Югославия не распалась до тех пор, пока была нужна крупным силам, а именно НАТО. «Как только был ликвидирован один из противников НАТО, распад Югославии был неизбежен. Страны-члены НАТО хотели, чтобы Югославия распалась на много маленьких государств»,- обратил особое внимание Борисав Йович. Он заключил: «Сейчас необходимо найти настоящего виновника. В ближайшем будущем он будет найден».
Действительный член Сербской академии наук и искусств Матия Бечкович отметил, что книга Борисава Йовича – это первая книга ещё ненаписанной истории сербов. «Заслуга автора книги заключается в том, что он сломал печать молчания и заговорил о том, о чём ещё не говорили. Эта книга – смелое и патриотическое свидетельство о событиях, участником которых он был. У Сербии не будет ни свободы, ни спасения, если не будет истины, которая все ещё неизвестна»,- подчеркнул Матия Бечкович.
Говоря о влиянии тех событий на Россию, о связи судьбы России с регионом и что её ждёт в ближайшем будущем, доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Европы Российской академии наук (РАН) Екатерина Энтина отметила, что несмотря на то, что наши отношения объединяют века, современная внешняя политика России и Сербии во многом базируется на итогах распада Югославии и российской политики на Балканах периода 90-х годов. «С начала 2000-х годов мы делали ставку на прагматическое, практически аполитизированное развитие отношений с Балканским регионом и реализуем политику ситуативных реакций до сегодняшнего дня», – подчеркнула Екатерина Энтина. «Однако исключительно прагматический подход исчерпал себя. Мы так и не сформулировали, что является российскими интересами на Балканах, а также не определили географические рамки этого региона»,- добавила эксперт.
По ее словам, речь идёт не только о двусторонних отношениях, но и о геополитической игре в целом. Так, с одной стороны, своё присутствие на Балканах наращивает Китай, в частности, в Сербии. Он открыто заявил о необходимости выстраивания стратегических энергетических проектов в регионе. С другой стороны, к реализации национальных интересов вернулась Великобритания, что, по мнению эксперта, повышает конфликтный потенциал региона в целом. «В то время как Москва не может сформулировать свои интересы в регионе, наши основные западные партнёры видят своей целью усиление противоречий на Балканах именно с Россией»,- обратила особое внимание Екатерина Энтина,добавив, чтов ближайшее время Москва будет вынуждена дать ответ на вопрос о своих интересах в регионе и включиться в сложные политические этнотерриториальные процессы, которые начались после распада Югославии. «Иначе встает вопрос о более узком периметре российской безопасности»,- заключила Екатерина Энтина.
В свою очередь, научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт обратил внимание на то, что ход истории привёл к тому, что при всей прагматике рабочие, устойчивые и позитивные отношения у России сложились только с Сербией и Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины. «Только с ними у нас в регионе устойчиво развиваются экономические отношения, есть позитивное взаимодействие, отсутствуют проблемы в политической сфере»,- заявил Георгий Энгельгардт. По его словам, максимальное ограничение присутствия России в регионе не является инициативой Балканских стран, это происходит из-за внешнего влияния стран Запада. Поэтому несмотря на ситуативность политики России на Балканах, вскоре ей придётся занять более твёрдую позицию.
Отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь», Борисав Йович подчеркнул, что от распада Югославии никто не выиграл. «Все потеряли. Сербский народ большего всего проиграл в этой ситуации, поскольку Сербия была государствообразующим элементом. Кроме того, сегодня нет необходимого уровня сотрудничества и политического понимания между государствами региона. Каждый остался сам по себе»,- заключил Борисав Йович.