В 1938 и 1939 годах на Тихоокеанский флот из Ленинграда и Севастополя были переведены 10 кораблей.

30-е годы ХХ века ознаменовались, с одной стороны, полным признанием СССР всеми странами, что позволило расширить географию дальних походов кораблей флота, с другой – приближалась Вторая мировая война, что требовало активной работы по пополнению состава советского военно-морского флота. В этой статье мы расскажем о последнем мирном десятилетии и о дальних походах советских кораблей.

Тридцатые годы

 

В начале 30-х годов продолжились походы советских подводных лодок в Турцию. В 1930 году с вышеперечисленным лодкам типа АГ добавилась А-4. Впрочем, после 1930 года малые лодки прекратили такие походы. Следующий поход был в 1933 году, когда большая подводная лодка Д-4 «Революционер» (серия I) пришла в Стамбул.

В том же 1933 году, корабли Черноморского флота совершили дальний поход по маршруту Севастополь – Стамбул – Пирей – Неаполь – Севастополь. В отряд входили крейсер «Красный Кавказ» и два эсминца–«новика» «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян». За время похода корабли прошли 2 650 морских миль – около 5 000 км.

Завершая «турецкую» часть нашего рассказа. В 1938 году умер Кемаль Ататюрк. С его смертью закончилась эпоха тесного сотрудничества Турции и Советской России. Лидер эсминцев «Москва» (проект 1) доставил в Стамбул советскую делегацию на похороны турецкого лидера. Последний довоенный визит советских военных кораблей в Турцию состоялся через год, в 1939 году. Лидер эсминцев «Москва» и эсминец «Беспощадный» (проект 7) посетили Стамбул.

В середине 30-х годов возникла надежда на улучшение советско-польских отношений, что вылилось в визиты польских эсминцев в Ленинград. Уровень визита был настолько высок, что польских адмиралов и офицеров на «Красной стреле» доставили в Москву, где они провели переговоры в Наркоматах Обороны и Иностранных дел. Ответный визит состоялся в 1934 году, когда линейный корабль «Марат» и эсминцы-«новики» «Калинин» и «Володарский» посетили польский порт Гдыня. Этот визит был единственным, который омрачил неприятный инцидент. С линкора сбежал матрос-артиллерист. Была ли это операция поляков, или он действительно влюбился в жительницу Гдыни, доподлинно не известно.

В 30-е годы международное положение СССР упрочилось, страну признали почти все государства. Улучшение выразилось еще и в том, что в 1937 году советский военный корабль пригласили в Великобританию на военно-морской парад, посвященный предстоящей коронации Георга VI. По традиции, такие военно-морские парады проводились на Спидхетском рейде. Самый высший ранг визита согласно дипломатическому протоколу – это государственный визит. Участие в военно-морском параде по случаю коронации близок по статусу к государственному визиту. Для участия в параде Балтийский флот выделил линейный корабль «Марат». Всё прошло успешно, англичане показали всем на своем военно-морском параде линейный корабль под советским флагом, балтийцы приняли участие в очень необычном для себя мероприятии. На обратном пути линкор зашел в порты Мемель, Лиепаю, Таллин. Немного отвлекаясь, скажем, что успешный опыт 1937 года после Второй мировой войны привел к приглашению в 1953 году крейсера «Свердлов» на парад по случаю коронации Елизаветы II и в 1956 году к государственному визиту Хрущева в Великобританию на борту крейсера «Орджоникидзе». Но это уже другая история.

В 1939 году состоялся еще один визит советского военного корабля, но о нём почти ничего не известно. Канонерская лодка Каспийской флотилии «Красный Азербайджан» (бывшая «Ардоган») посетила с дружественным визитом иранский Порт-Пехлеви.

Закончим наш рассказ о дальних походах советского флота между мировыми войнами историей о межтеатровых переходах кораблей на Тихоокеанский флот. В 30-е годы на Тихом океане сложилась непростая обстановка. Тихоокеанский флот создавался с ноля. Сначала из Ленинграда и Николаева по железной дороге доставлялись разобранные подводные лодки, которые собирались во Владивостоке. Потом был построен город Комсомольск-на-Амуре и крупный судостроительный завод. На нем строились корабли различных классов, но завод был перегружен заказами, и на флоте возник дефицит кораблей некоторых классов.

Так, в частности, катастрофически не хватало тральщиков специальной постройки, которые в достаточном количестве входили в состав Балтийского и Черноморского флота. Поэтому в конце 30-х годов было принято решение о переводе 10 базовых тральщиков (БТЩ) типа «Трал» (всего в состав советского ВМФ входили 44 БТЩ этого типа проекты 3, 53, 53У. 58) – по пять с каждого флота. Как водится, планы скорректировали, и остановились на переводе в 1939 году на ТОФ 8-и тральщиков, по 4 с Балтики и Черного моря. Т-1 «Стрела», Т-2 «Трос», Т-3 «Проводник», Т-4 «Подсекатель» были построены в Ленинграде и совершили переход во Владивосток через Панамский канал по маршруту Ленинград – Плимут – Норфолк – Колон – Сан-Франциско – Датч-Харбор – Петропавловск – Советская Гавань – Владивосток. Т-5 «Параван», Т-6 «Капсюль», Т-7 «Веха» и Т-8 «Чека» были построены в Севастополе и пошли во Владивосток южным путем, через Суэцкий канал по маршруту Севастополь – Порт-Саид – Аден – Коломбо – Манила – Владивосток. Что интересно. В литературе нет объяснения, но все восемь тральщиков шли без вооружения, как гражданские суда. Для чего была эта игра в конспирацию – не совсем понятно. Как мы уже говорили, тральщики этого проекта строились большой серией, и были указаны во всех международных справочниках, то есть никакой тайны в их вооружении не было. Годом ранее, в 1938 году, на ТОФ были переведены из Ленинграда два гидрографических судна «Партизан» и «Полярный». Их маршрут пролегал через Панамский канал. Завершая рассказ о предвоенных межтеатровых переходах, нужно рассказать об еще одном, хотя к советскому флоту он имеет опосредованное отношение. В 30-е годы возникло тесное сотрудничество между советскими и итальянскими судостроителями. Почему фашистская Италия стала сотрудничать с коммунистической Россией – тема отдельной статьи. Итальянцы помогли с турбинами для первого крейсера советской постройки «Киров», построили самый быстроходный корабль советского флота – лидер эсминцев «Ташкент» – знаменитый «голубой крейсер» Черноморского флота, два пограничных сторожевых корабля для Камчатки – «Киров» и «Дзержинский». Вот два последних (опять без оружия) и совершили переход из Италии во Владивосток… правда, с итальянскими экипажами под итальянским торговым флагом! Переход построенного лидера «Ташкент» из Италии в Севастополь был организован аналогично – без вооружения, с итальянским экипажем, под итальянским торговым флагом.

Нереализованные планы

Завершая обзор по теме дальних океанских походов советских боевых кораблей между двумя мировыми войнами, надо коснуться и нереализованных планов. О них, по понятным причинам, информации очень мало, поэтому подробностей нет. Известно о трех нереализованных проектах.

1. Были планы по визиту крейсера «Киров» из Ленинграда в Монреаль на Всемирную выставку. Но вроде не успели привести главный двигатель (напомним, на нем стояли итальянские турбины) в надежное работоспособное состояние.

2. Черноморский крейсер «Красный Кавказ» готовился к походу в Австралию. Но, по неизвестным причинам, подготовку отменили.

3. Во время Гражданской войны в Испании, европейские страны – Великобритания, Франция, Италия и Германия – направили к берегам Испании свои военные корабли в рамках «защиты жизни и имущества своих граждан». Фактически, они блокировали порты Испании с целью не допустить поступления оружия из Европы. Первоначально, СССР планировал направить в эту зону советские военные корабли из состава Черноморского флота, но после проработки вопросы выяснилось, что их (эти корабли) не могли обеспечить всеми видами снабжения. В составе флота просто не было необходимого количества вспомогательных судов – танкеров, водолеев, транспортов. Поэтому от этой идеи вынужденно отказались, ограничившись поставкой оружия и наличием советников.

Источник: Версия
https://versia.ru/v-1938-i-1939-godax-na-tixookeanskij-flot-iz-leningrada-i-sevastopolya-byli-perevedeny-10-korablej