Многие знают о японских летчиках-камикадзе Второй Мировой войны, которые стали символом бесстрашия и самопожертвования (и немного безрассудства).
Однако истории малоизвестных героев, например, японских людей-торпед «кайтэн», заслуживают не меньшего внимания! Чем они заслужили место в истории Страны восходящего солнца?
Смерть за царя
В период Второй Мировой войны концепция самопожертвования ради славы страны и императора пронизывала японское общество: военные формирования, известные как «тэйсинтай», привлекали множество добровольцев, готовых отдать жизнь за императора и Японию.
Хотя летчики-камикадзе остаются наиболее известными среди этих отрядов смертников, их «коллеги» из флота, управляющие подводными торпедами, старались приблизить победу не меньше.
Развитие управляемых торпед «кайтэн» в Японии
Япония, стремясь изменить ход военных действий на море, начала использовать «кайтэн» – управляемые человеком торпеды, которые получили название «Изменяющие судьбу». Поражение императорского флота в битве у атолла Мидуэй, где Япония потеряла значительную часть своих авианосцев и морской авиации, стало поворотным моментом — стало ясно, что преимущество в Тихом океане переходит к американцам.
Перед Японией встала необходимость найти нестандартный выход из оборонительного положения для перехода в наступление, учитывая значительно более мощный военно-промышленный потенциал США.
Двум лейтенантам подводного флота, Сэкио Нисина и Хироси Куроки, пришла в голову идея создания торпеды, которая управляется человеком.
Это не было совершенно новой концепцией, поскольку Япония уже эксплуатировала мини-подлодки во время атаки на Перл-Харбор. Тогда у экипажа был хоть и малый, но шанс на выживание, однако у пилотов тяжелых торпед «кайтэн» возможности уцелеть почти не было.
Несмотря на это, идея молодых лейтенантов привлекла внимание командования, и им дали зеленый свет на разработку. У Нисины и Куроки не было опыта в конструкторской работе, поэтому они обратились за помощью к квалифицированным специалистам — за разработку торпеды взялся инженер Хироси Судзукавэ.
Разработка торпеды «кайтэн»
За несколько месяцев команда завершила проект, и в начале 1943 года чертежи попали на стол военно-морскому министерству. Реакция военных была неожиданно холодной: они, уставшие от постоянного потока новаторских идей, просто отложили чертежи в сторону. Авторы проекта даже написали им письмо собственной кровью (!), намекая на свою преданность идеям императора, но все равно получили отказ.
Первые «кайтэны» попали на поле боя в июле 1944 года, вопреки недоработкам в технической части. После поражения в морском бою у Филиппин производство торпед ускорилось: изначально руководство приказало создать 7 видов «кайтэнов», но в итоге реализовать удалось только базовый и наиболее простой первый тип.
Технические характеристики и боевое применение японских торпед
15-метровая торпеда «кайтэн» имела диаметр 1 метр и несла заряд с более чем 1,5 тоннами взрывчатого вещества в носовой части, так что была способна нанести критические повреждения любому кораблю. Торпеда имела систему погружения и всплытия с помощью цистерн со сжатым воздухом.
Пилот располагался в компактной рубке со штурвалом, минимальным набором технических приборов для управления торпедой и перископом для наблюдения. Каждый «кайтэн» был оснащен тремя типами взрывателей: контактным (срабатывал при столкновении с целью), электрическим (управлялся пилотом) и взрывателем для самоуничтожения в случае неудачной миссии.
Из-за своих габаритов «кайтэны» не помещались в обычных торпедных аппаратах, поэтому их крепили к внешней стороне подводных лодок, а для доступа в торпеду использовали специальный шлюз. Одна подводная лодка могла нести до четырех таких устройств.
Летом 1944 года «кайтэны» впервые приняли участие в боевых действиях. Пилот помещался в торпеду через шлюз, после чего люк за ним запечатывали; подводная лодка направлялась к цели, отсоединяла торпеду, и пилот запускал двигатель, действуя далее автономно — «кайтэн» обычно двигался на небольшой глубине, что делало его уязвимым для американского огня.
Вопреки ожиданиям инженеров, «кайтэны» не показали высокой эффективности в боевых действиях: заводы выпустили около 300 таких торпед, но армия использовала лишь 100. Лейтенант Куроки, к слову, погиб во время испытаний бомбы. Нисина, второй разработчик проекта, решил стать примером для японской армии: пилотом первого «кайтэна» стал именно он — в последнее плавание воин взял прах погибшего Куроки. Вокруг подвига Нисины сформировалось много мифов, но официальных данных о том, была ли его миссия успешной, найти не удалось.
Финал истории «кайтэнов»
Несмотря на некоторые успехи в потоплении и повреждении вражеских кораблей, общий результат оказался неоправданным — проект нанес больше ущерба японскому флоту, чем противнику. «Кайтэны» требовали слишком большого финансирования и влекли потери квалифицированных подводников, которых и так не хватало — их эффективность не была соизмерима вложениям.