Известно, что Вторая мировая война коснулась и территории Египта.

В моем блокноте сохранилась запись:

«Эль-Аламейнская операция, проводилась с 23 октября по 4 ноября 1942 года британской 8-й армией под руководством Б. Монтгомери в Северной Африке во время Второй мировой войны. В ходе операции 8-я армия (230 тыс. человек, 1440 танков, 2311 орудий, 1500 самолетов) нанесла поражение армии «Африка» (около 80 тыс. человек, 540 танков, 1219 орудий, 350 самолетов, командующий Эрвин Роммель). Итало-немецкие войска потеряли 55 тыс. человек, 320 танков, около тысячи орудий. Победа в Эль-Аламейнской операции была первым значительным успехом британской армии в Северо-Африканской кампании 1940–1943 годов. В западной литературе значение операции сильно преувеличено».

МАРШАЛ ЖУКОВ ОБ ЭЛЬ-АЛАМЕЙНЕ

В книге «Воспоминания и размышления» Георгий Жуков писал:

«При подписании Декларации о поражении Германии я впервые лично познакомился с фельдмаршалом Монтгомери.

За время войны я внимательно следил за действиями английских войск под его командованием… Он заговорил со мной об операции в районе Эль-Аламейна и в районе Сталинграда. В его представлении обе эти операции были равноценны.

Ни в какой мере не желая преуменьшить заслуги английских войск, я все же был вынужден разъяснить ему, что операция в районе Эль-Аламейна была операцией армейского масштаба. В Сталинграде же действовала группа фронтов, осуществлявшая операцию крупного стратегического значения, вследствие которой крупная группировка немецких войск и войск их союзников была разгромлена в районе Волги и Дона.

Эта операция, как известно, положила начало коренному перелому в войне и изгнанию немецких войск из нашей страны».

Русские писатели не обошли вниманием это сражение. У Сергея Борзенко есть повесть «Эль-Аламейн» (1961), где рассказано о наших танкистах, сражавшихся в египетской Западной пустыне.

Об Аламейне много писал Владимир Беляков – египетский собкор советских и российских газет, позднее профессор Военного университета в Москве. Он проводил исследования и расследования. Искал участников сражения, проживающих в СССР.

Мне приходилось беседовать с ветеранами, которые слушали выступления фельдмаршала Монтгомери в военной академии в 1947 году в Москве. Писатель Владимир Карпов также рассказывает о встрече с Монтгомери:

«Вспомнил свою короткую, но памятную для меня встречу с фельдмаршалом. Знакомство было эпизодическим – произошло после войны в Москве, когда Монтгомери посетил Академию имени Фрунзе, разведфакультет которой я окончил в 1947 году... В тот день я занимался в кабинете тактики. Монтгомери в сопровождении маршала Конева и других военачальников знакомился с академией. А вот в кабинете тактики остановился около моего стола. Причина? Рядом висел портрет Конева. «Конев, это вы?» – спросил Монтгомери. Конев улыбнулся: «Похож?»

Я встал, приветствуя военачальников. Монтгомери, обращаясь к переводчику, сказал: «Спросите у него, чем он занимается». Стоящий тут же заместитель начальника академии генерал-полковник Боголюбов подсказал Монтгомери: «А вы сами спросите у него, он хорошо знает английский». – «Да? Вы знаете английский?» – обратился Монтгомери ко мне». – «Да, разумеется». – «Чем вы занимаетесь?» – «Готовлюсь по тактике на завтра». – «А что будет завтра?» – «Завтра я должен принимать решение за командира полка». – «А кто вы по званию?» – «Капитан». – «Вы участвовали в боях? Впрочем, я вижу, у вас боевые награды».

Тут в разговор вмешался Конев: «Он Герой Советского Союза. Видите, у него Золотая Звезда». Монтгомери пожал мне руку, спросил: «А где вы изучали английский?» – «Здесь, в академии». (О том, что учился три года в Высшей разведывательной школе ГРУ Генштаба, я умолчал.) – «Вы хорошо говорите по-английски, – прощаясь, сказал Монтгомери. – Желаю вам покомандовать полком не только на занятиях в академии, а настоящим полком».

О встрече с фельдмаршалом Монтгомери в академии имени Фрунзе рассказал в своей книге «Тревожная служба» и генерал-лейтенант Андрей Козлов.

ДАЛЕКО НЕ СТАЛИНГРАД

Будучи военным наблюдателем ООН в Египте в 1973–1980 годах, мне нередко приходилось патрулировать посты с австралийскими коллегами.

Австралийский офицер высоко отзывался о нашей артиллерии. Часто заходил разговор и об Аламейне. Он сказал: «Здесь, в Аламейне, мы были спасены». Мне пришлось ответить: «А мы и весь мир были спасены под Сталинградом».

В этой связи приведу выдержку из статьи Геннадия Горячкина «Сталинград спас Каир и Багдад» (2009). Горячкин, доктор исторических наук, ветеран боевых действий в Египте, пишет:

«Но главной причиной поражения войск «оси» у Эль-Аламейна стал недостаток сил и средств. Их лишил Роммеля Сталинград. Его доблестные защитники сковали у волжской твердыни огромное количество войск германского рейха, затем окружили, уничтожили или пленили 22 немецкие дивизии (более 300 тысяч человек) во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Другой же фельдмаршал, Роммель, как ни умолял фюрера в этот момент перебросить в Египет хотя бы несколько дивизий и спасти тем самым германо-итальянскую военную кампанию, так и не смог получить ничего. Сталинград не дал ему такой возможности. Ближний Восток был избавлен от нового поработителя. Арабская пресса писала в то время: «Сталинград спас Каир и Багдад от смертельной опасности».

Мне приходилось служить на Востоке. Имена Монтгомери и Роммеля я слышал от Каира до Багдада.

ЗАНЯТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

С августа 1942-го по 1950 год в СССР издавалась газета «Британский союзник», где публиковались, в частности, и материалы по событиям при Эль-Аламейне.

В феврале 1943 года в штаб союзников на Ближнем Востоке была направлена военная миссия советских офицеров. Ее возглавил генерал-майор Александр Васильев. Он присутствовал и на военном параде в Триполи 23 февраля 1943 года.

Любопытный факт: генерал Паулюс до назначения командующим армией на Восточном фронте летал к Роммелю в Египет и инспектировал его войска. Позже оба фельдмаршала оказались битыми: один – в песках, другой – в снегах.

Уинстон Черчилль трижды посещал 8-ю британскую армию: 5 и 19 августа 1942 года побывал под Аламейном, а в январе 1943-го присутствовал на параде после взятия города Триполи. Да и английский король Георг VI посещал 8-ю армию в Тунисе и в Европе.

За Аламейнскую операцию Монтгомери получил звание генерал-полковника, а фельдмаршалом стал через два года – в сентябре 1944-го во Франции.

Монтгомери упоминает в своих мемуарах, как ему сообщили: «Его Величество милостиво одобрил присвоение Вам звания фельдмаршала 1 сентября, отдав таким образом должное Вашему выдающемуся вкладу в незабываемую и, возможно, решающую битву, которой Вы лично руководили во Франции».

Монтгомери замечает: «Король подписал представление… на подушке... Интересно, случалось ли раньше, чтобы британского генерала производили в фельдмаршалы во время боевых действий, а бумаги монарх подписывал на подушке премьер-министра?»

Противоборствующие стороны под Аламейном использовали трофейное вооружение и имущество. Роммель даже носил трофейные британские защитные очки.

Немцы использовали в Африке и советское трофейное оружие. Это касается советской 76-мм пушки. За два года войны немцами было модернизировано более 500 таких орудий, получивших название 76,2-мм противотанковая пушка РаК-36. На пушке был установлен массивный дульный тормоз, изменена форма щитового прикрытия. Часть таких орудий использовалась в битве при Аламейне и в Тунисе.

Представляет интерес использование 88-мм зенитных пушек в борьбе с танками. Однажды Роммель сосредоточил на танкоопасном направлении 24 орудия данного калибра.

Роммель за три года войны прошел путь от полковника до фельдмаршала. В Африке он получил два звания. В начале Второй мировой он командовал 7-й танковой дивизией. Осенью 1941 года эта дивизия наступала на Москву. Находясь в Африке, Роммель по карте отмечал продвижение этой дивизии.

30 января 1942 года Роммель получил звание генерал-полковника, а 22 июня 1942 года за взятие Тобрука – звание фельдмаршала. В февраля 1941 года Роммель прилетел в Триполи, а покинул Тунис 9 марта 1943 года, что избавило его от пленения.

Скажем несколько слов и о детях полководцев. Сын фельдмаршала Монтгомери унаследовал отцовский дворянский титул виконта Аламейнского. Сыну Роммеля было 16 лет, когда покончил с собой его отец, – это было в 1944 году.

Роммель-младший поддерживал дружеские отношения с сыном фельдмаршала Монтгомери. Имел три десятка иностранных наград и почестей (почетный гражданин Каира, французский орден Почетного легиона и т.п.). Три раза бывал в России: дважды в Москве и один раз в Волгограде. Дочь маршала Жукова подарила ему портрет своего отца. В 1945 году по личному приказанию маршала Жукова в Центральный музей Вооруженных сил поступил жезл генерал-фельдмаршала Роммеля.

Итальянцам в 1942 году не повезло не только в России, но и в Египте. В 111 км от Александрии об этом напоминает монумент: «Manco la fortuna non il valore» – «Отсутствие фортуны, но не храбрости».

ПОЛТОРА ДНЯ В ЭЛЬ-АЛАМЕЙНЕ

В военной академии имени Насера в Каире 17 мая 1974 года была прочитана лекция для военных наблюдателей ООН на тему: «Битва при Эль-Аламейне». Присутствовало 26 наблюдателей, в том числе 8 советских.

Лекцию читал бригадир египетской армии Шериф – преподаватель академии. Посмотрели фильм о визите в Каир и Эль-Аламейн фельдмаршала Монтгомери в мае 1967 года. Лекция была организована хорошо. Значительное внимание было уделено личности Монтгомери и цитированию его мемуаров.

После лекции за чаем бригадир Шериф сказал, что эта битва, конечно, не может сравниться по масштабам с теми операциями, которые проводились на советско-германском фронте. Однако битва при Аламейне изучается во всех военных учебных заведениях Египта.

Египетское командование организовало 19 мая 1974 года поездку в Эль-Аламейн. Группа военных наблюдателей, в том числе пять советских, посетила Александрию и Эль-Аламейн. В Эль-Аламейне мы побывали в музее битвы. Музей открыл в 1965 году президент Насер. Посмотрели экспонаты – образцы вооружения, планы, карты, портреты Монтгомери и Роммеля, флаги государств, участвовавших в битве (Англия, Новая Зеландия, Австралия, Индия, Греция, Франция и др.).

Большую часть времени провели на очень впечатляющем английском военном кладбище.

Генерал Махмут Гареев, известный военный историк, посетил Эль-Аламейн в декабре 2008 года. А в 1970–1971 годах он был военным советником в Египте и генерал-лейтенантом (а автор данных был там же лейтенантом). Итоги визита генерала Гареева подведены в книге «Сталинград – Эль-Аламейн: история и уроки» (по материалам научно-практической конференции, проведенной в Арабской Республике Египет).

По всему миру были разбросаны ветераны Аламейна. В Великобритании в октябре отмечается День Аламейна – в память о погибших в битве. Ветераны бережно сохраняют колокол с железнодорожной станции Эль-Аламейн.

Наши дипломаты также посещают это историческое место: «7 марта 2021 года посол России в Египте Георгий Борисенко посетил мемориальные места Эль-Аламейна, где произошли крупные сражения Второй мировой войны, и почтил память союзников СССР по антигитлеровской коалиции, павших во имя общей Победы».

Пожелаем павшим вечного покоя. «Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis» – «Вечный покой даруй им, Господи, и вечный свет пусть светит им».

Об авторе: Анатолий Иванович Исаенко – подполковник в отставке, ветеран-миротворец с 1973 года, военный эксперт по миротворческим операциям.

Источник: Независимое военное обозрение
https://nvo.ng.ru/history/2022-06-23/13_1194_battles.html