На фоне очередного витка санкционного давления отечественное судостроение хотят поддержать рублем. Финансироваться будут программы импортозамещения судового оборудования, ранее закупаемого за рубежом. Выбранные направления и принципы распределения субсидий вызвали в отрасли множество вопросов. В частности, денег дадут на работы, ранее уже профинансированные Минпромторгом РФ.

Идеальный шторм


Тихую гавань российского судостроения в 2022 году штормит. В предыдущий период с 2014 года санкционное давление росло по линейному графику, когда с рынка уходил то один, то другой европейский производитель, но оставалась возможность подобрать им замену. Теперь же исход приобрел массовый характер. Параллельно возникли проблемы на стороне заказчиков судов – рыбаки, например, приостанавливали амбициозные проекты из-за неопределенности на рынках сбыта своей конечной продукции. Ситуацией, по словам конструкторов, попытались воспользоваться китайские производители оборудования. Они начали пробиваться в российские КБ напрямую, оставляя за бортом отечественных посредников и интеграторов, предлагая свою продукцию "здесь и сейчас" практически по ценам сбежавших европейцев.

На этом фоне кратковременно хозяевами ситуации почувствовали себя российские производители оборудования. Сформировался "рынок продавца", когда не производитель бегал за заказчиком, а делегации от КБ и заводов отправились в паломничество по предприятиям-производителям. В первом полугодии в авральном режиме трудились и в ЦНИИ "Курс", актуализируя базы данных Центра судового комплектующего оборудования (СКО).

Производители же, в свою очередь, ко второму полугодию ждали госфинансирования опытно-конструкторских работ, чтобы плотно заняться импортозамещением наиболее дорогостоящих и технологичных судовых систем. И это финансирование пришло, породив небольшой отраслевой скандал.

Как финансировали ОКР в судостроении до 2022 года


Основная программа, откуда поступают деньги на импортозамещение в судостроительной отрасли, называется "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Внутри нее действовали четыре подпрограммы: "Развитие судостроительной науки", "Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли" и "Государственная поддержка".

Финансирует проект Минпромторг РФ, а организационные вопросы (официально – "сопровождение реализации") берет на себя Крыловский государственный научный центр.

Наиболее волнующая часть госпрограммы – финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стартовавшее в 2016 году. За прошедшие годы предприятия подали более 1000 заявок, из которых в реальные деньги на импортозамещение превратился 161 проект. К сожалению, с аргументированными причинами отказа в финансировании ознакомиться нет возможности, но заявок год от года становится меньше. Например, в 2016-м предприятия подали 505 заявок, в 2018 году – 289 заявок, а в 2021 – только 47.

Поддержка судостроения не ограничивается гражданской госпрограммой. На самом деле часть ОКР по судовому оборудованию в предыдущие годы проходила через подпрограмму "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". С ее помощью разрабатывались отечественные гребные винты регулируемого шага, подруливающие устройства, краны-манипуляторы, роторные рулевые машины.

Когда все изменилось


С 1 января 2022 года действует новая редакция госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений".

Ее задачи чрезвычайно амбициозны. Например, к 2035 году требуется достичь 75% доли отечественной продукции в конечной стоимости гражданских судов. В программу теперь входит три ведомственных проекта: "Новый облик судостроительной отрасли", "Развитие крупнотоннажного судостроения" и "Стимулирование спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности".

Стапель судостроительного завода "Янтарь"

Основное финансирование НИОКР – наиболее интересующей промышленников темы – теперь ведется внутри ведомственных проектов "Научное обеспечение нового облика судостроения", "Научное обеспечение создания техники для освоения шельфовых месторождений" и федерального проекта "Автономное судовождение" госпрограммы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

Существует и так называемое направление "Прочие", финансирование НИОКР по которому осталось внутри госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (в рамках ведомственного проекта "Новый облик судостроительной отрасли").

Все по-новой


Первое полугодие 2022 года, судя по данным госзакупок, было небогато на финансирование НИОКР. Минпромторг выделил средства на автономное судовождение. Деньги нашлись на VR-тренажер со стартовой ценой в 290 млн рублей, комплекс спутниковой связи за 104 млн, комплекс оптического наблюдения и анализа за 155 млн и береговую РЛС за 90 млн.

Во втором квартале 170 млн получил Крыловский центр на системы поддержки принятия решений при реализации производственной программы в судостроении, а 430 млн – НПП "АМЭ" на мобильный комплекс морской инженерной сейсморазведки. Обе закупки прошли под эгидой ведомственного проекта "Научное обеспечение нового облика судостроения".
Глубоководный бассейн Крыловского научного центра

Переломный момент наступил в октябре-ноябре 2022 года, когда, по данным источников Mil.Press в отрасли, прошел ряд заседаний по выделению субсидий на миллиарды рублей. Официально заседания проходили в рамках "конкурса на право получения субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию, и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования".

На ОКР по импортозамещению судового оборудования сперва планировали выделить 22 млрд рублей, затем сумму снизили до 17 млрд рублей.

Предполагается, в частности, что финансирование получит разработка судовых рулевых машин, кранов-манипуляторов, спасательных шлюпок, и систем обработки балластных вод.

Возникает вопрос: зачем нужны эти темы, если они ранее уже получали финансирование?

Так, несложно обнаружить официальную информацию ЦНИИ Судового машиностроения (ЦНИИ СМ) о завершении в 2019 году ОКР по созданию отечественных роторных рулевых машин. Деньги выделялись по подпрограмме "Импортозамещение и обеспечение развития оборонно-промышленного комплекса". Институтом разработана документация на типоряд роторных рулевых машин с крутящим моментом 160 кНм, 250 кНм, 300 кНм, получены патенты, создан "в металле" опытный образец.

Предприятие прямо отмечает, что "дополнительным преимуществом созданной конструкции является наличие широких возможностей по доработке и масштабированию, благодаря которым возможно, с минимальными затратами, создание роторных рулевых машин с крутящим моментом до 2000 кНм".

Таким образом, даже если подразумевается новая ОКР с увеличенным крутящим моментом, можно говорить о потребности в "минимальных затратах", если заказ получит то же предприятие. Разумеется, речь может идти и о другом типе рулевых машин – плунжерных. Они, в свою очередь, широко представлены в каталоге отечественного оборудования Центра СКО тем же ЦНИИ СМ.

Как сообщают источники Mil.Press, новый этап финансирование подразумевает оба этих варианта: субсидии выдадут и на роторные рулевые машины с крутящим моментом 110, 400 и 630 кНм, и на плунжерные рулевые машины типоряда 1250, 1600, 2500 и 4000.

Опытно-конструкторская работа по созданию кранов-манипуляторов также известна отрасли. ОКР под шифром "Кран-М" была заказана еще в 2015 году по подпрограмме "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса". В документах Минпромторга указывалось, что "при освоении <…> серийного производства будет обеспечена технологическая независимость и импортозамещение кранов-манипуляторов фирм Palfinger (Австрия), Effer (Италия), MKG (Германия), Heila (Италия) и других". Ход работ по ОКР вызвал судебное разбирательство между производителем – компанией "СММ" – и министерством промышленности, но в итоге работу приняли.

Получателем новых субсидий вновь хотят сделать "СММ" – финансирование запланировано на работы по созданию "типоряда кранов со складной стрелой в гидравлическом и электрогидравлическом исполнении".

Впрочем, необходимость дополнительного субсидирования разработки грузоподъемной техники, несмотря на предыдущую ОКР, вызывает меньше всего вопросов. Разработанная номенклатура (6 типоразмеров) закрывает далеко не все потребности российского рынка в судовых кранах, тем более что по этой продукции гражданские и военные версии могут существенно отличаться.

Гораздо интереснее вопрос узкоспециализированного оборудования – СПУ для спасательных шлюпок. Дело в том, что специфика их фактического заказа подразумевает комплексную поставку: шлюпка + СПУ. Ни верфь, ни конструкторское бюро обычно не хотят брать на себя риски интеграции на заказе двух этих компонентов, которые должны работать исключительно совместно.

Спасательная шлюпка на 60 человек

Такой же логикой руководствовался Минпромторг, когда в 2017 году объявлял ОКР "Шлюпка". В результате этого проекта ЦНИИ "Курс" разработал спасательные шлюпки вместимостью 37 и 55 человек в комплекте со спуско-подъемными устройствами (шлюпбалками). ОКР велась по подпрограмме "Развитие судостроительной науки" госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Проектированием непосредственно шлюпок занималось КБ "Нордик Инжиниринг". Испытания проходили в Феодосии на заводе "Море".

В отрасли номенклатуру шлюпок, разработанных по ОКР, называли необычной. Это подтверждается и словами менеджмента "Пеллы-Фиорд" – серийного отечественного производителя гражданских шлюпок.

"Скажу из опыта трехлетнего руководства предприятием: запросы на шлюпку тросового спуска на 37 мест я получал лишь пару раз", – говорил в интервью Mil.Press FlotProm директор предприятия Андрей Егоров.

Интересно, что вместимость 37 и 55 человек соответствует проекту 00373 и проекту 00026 – известным спасательным шлюпкам, ранее выпускавшимися крымским ГУП РК "Стеклопластик". Это предприятие реорганизовали и включили в состав завода "Море".

Сейчас финансирование по тематике спасательных шлюпок будет разделено на две темы: свободнопадающая шлюпка вместимостью 16 человек и шлюпка тросового спуска на 65 человек. Оба заказа предположительно получит "Средне-Невский судостроительный завод", что в целом логично, так как предприятие специализируется на композитном производстве.

Однако данная номенклатура шлюпок уже существует в отечественном исполнении: шлюпка проекта 01612 на 16 человек выпускается "Пеллой-Фиорд", по словам менеджмента предприятия – с 2001 года. По более крупной модели – на 65 человек тросового спуска – задел есть у двух предприятий. На производстве "Пелла-Фиорд" сформирован корпус шлюпки вместимостью 60–80 человек, а "Кингисеппский судостроительный завод" в начале 2022 года заявлял о получении контракта на строительство шлюпки в комплекте с СПУ вместимостью 60 человек.

Интригующая ситуация разворачивается и вокруг финансирования оборудования для очистки судовых балластных вод. "Разработка модульной системы контейнерного исполнения для обезвреживания судовых балластных вод" была заказана Минпромторгом в 2020 году за 210 млн рублей. За контракт боролись ЦНИИ "Курс" и "Санкт-Петербургская электротехническая компания" (НПО "СПб ЭК"). Выиграла последняя. Однако в процессе исполнения контракта предприятие, выручка которого измерялась миллиардами рублей, утратило финансовую стабильность и сейчас находится в процедуре банкротства. Что, впрочем, не мешает ему участвовать в отчетных мероприятиях по ОКР "Балласт-Энергетика". Судя по публикуемым итогам заседаний, вопросы к этой опытно-конструкторской работе возникают у всех причастных. Формально постановлено "признать работы по 3 этапу ОКР "Балласт-энергетика" выполненными в объемах и в сроки, установленные техническим заданием".

Однако есть и ремарки. "Рабочая группа обращает внимание, что к заседанию НКС по рассмотрению результатов ОКР "Балласт-энергетика" в презентации необходимо привести конкретный перечень оборудования, разработанного в рамках ОКР. <…> Кроме того, в связи с процедурой банкротства ООО "НПО "СПб ЭК", необходимо подготовить и обсудить на заседании НКС предложения о месте ответственного хранения оборудования и документации, разработанной в рамках ОКР", – говорится в материалах по итогам октябрьского заседания рабочей группы, курирующей госпрограмму.

Но тематика балластных вод не забыта и вскоре, как ожидается, получит развитие. Отраслевые источники издания сообщают, что новая ОКР получит название "Замещение – Серая вода", а предполагаемым исполнителем называют компанию "НПО ЭНТ-Технология УФ".

Лидерами по объему получения субсидии на одну тему, как ожидаются, станут "Завод ВРК Сапфир" с проектом 15 МВт винторулевых колонок (920 млн рублей) и "Морские комплексные системы" с проектом оборудования для рыбофабрик (770 млн рублей).

Также существенную долю финансирования, как ожидается, получит входящий в ОСК "Пролетарский завод". В отрасли предполагают, основываясь на данных осенних заседаний, что петербургское предприятие возьмет совокупно 1,3 млрд рублей в рамках нескольких ОКР на успокоители качки, антикреновые системы, А-образные и П-образные спускоподъемные устройства, якорные и швартовные шпили, роторные рулевые машины.

Несколько собеседников издания назвали это мерой поддержки предприятия, испытывающего финансовые трудности. И действительно, согласно отчету за 2021 год, "Пролетарский завод" показал убыток в размере 646 млн рублей. В том же документе потери средств объясняют "получением валового убытка по сдаточным заказам сегмента ГОЗ", "отражением убытков прошлых лет, выявленных в текущем году, <...> штрафов за несвоевременное исполнение обязательств по договорам поставки (в т.ч. от заказчиков Группы ОСК), процентов за обслуживание долговой позиции" и рядом других причин.

Другие источники Mil.Press высказывают сомнения, что в такой ситуации предприятию следовало отдавать столь значительный объем заказов.

Но пока последнее слово еще не сказано, а деньги не разошлись по адресатам. Возможно, что на смену повторяющим друг друга темам успеют прийти действительно новые и нужные судостроительной отрасли. Тогда, при грамотном и конкурентном выборе исполнителей ОКР, на выходе можно получить действительно серийный коммерциализированный продукт. Ведь на пятки уже наступают азиатские поставщики. И, если допустить их экспансию, на замещение Китая в будущем придется потратить намного больше.
 
Источник: Mil.Press FlotProm
https://flotprom.ru/2022/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B512/