В специальной военной операции на Украине российская группировка применяет развитую систему войсковой противовоздушной обороны. Кроме зенитных ракет и истребителей-перехватчиков, третий компонент ПВО – радиолокационные станции (РЛС). Каким потенциалом этих всевидящих глаз располагает наша страна?
СОВЕРШЕНСТВУЯ «НЕБО»
Один из радаров – станция кругового обзора 1Л13 «Небо-СВ». Она дает сведения о воздушной обстановке, конкретных целях, информацию огневым средствам. «Небо-СВ» может работать совместно с ЗРК «Бук-М2», уничтожая украинские самолеты, вертолеты, БЛА.
РЛС «Небо-СВ» давно стала основным средством освещения воздушной обстановки в войсковой ПВО. Станции развертываются на позициях, ищут цели в радиусе сотен километров. Дальность обнаружения цели типа «истребитель» на большой высоте – 350 км, на малой – 60–70 км. Точность определения направления – до 1°, дальности – до 600 м. РЛС работает самостоятельно или в многокомпонентной системе.
1Л13 «Небо-СВ» размещена на трех грузовых автомобилях: антенный пост, платформа с антенно-поворотным устройством, электростанция. Отдельно на двухосном прицепе расположен наземный радиолокационный запросчик. Он определяет государственную принадлежность воздушной цели. Развертывается РЛС за 40 минут, включается за три минуты. Расчет станции – шесть человек.
Диапазон «Небо-СВ» метровый. Благодаря этому станция засекает и те объекты, что неуловимы для других длин волн.
РЛС имеет складную плоскую антенную решетку с 72 излучателями. Есть дополнительная трехэлементная решетка. Вертикального сканирования в функциях станции нет, поскольку она двухкоординатная (определяет курс на цель и дальность до нее), а сканирование по азимуту обеспечивается постоянным вращением решетки. Для определения высоты используют отдельный радиовысотомер. Высоту выдает и ЗРК – своими радиолокационными средствами.
Мобильная РЛС быстро перебрасывается в нужное место, а большая дальность обнаружения позволяет контролировать крупный район. «Небо-СВ» работает по самолетам и вертолетам разных классов, беспилотникам, управляемому оружию. В ходе спецоперации противник применяет БЛА, часто сложные для обнаружения. Но РЛС их засекает и передает данные на командный пункт.
К недостаткам базовой версии станции, выявленным в том числе и в ходе боевых действий, относят ее двухкоординатность. Метровый диапазон, помимо преимуществ, дает меньшую точность определения координат. Мобильность и скорость развертывания не вполне соответствуют требованиям. Впрочем, недостатки устранены в варианте «Небо-СВУ». А длительное развертывание нивелируется правильным выбором позиции и ее прикрытием.
На базе «Неба-СВ» создана 1Л119 «Небо-СВУ». У этой РЛС другая элементная база, она уже трехкоординатная. У нее повышенные характеристики: увеличены дальность и точность обнаружения целей, помехоустойчивость.
«ВОЛНА» ПРОТИВ ДРОНОВ
Выше мы сказали, что расчет РЛС «Небо-СВ» иногда испытывает затруднения с обнаружением беспилотных летательных аппаратов. Особенно нелегко обнаружить малые дроны – летающих разведчиков, корректировщиков огня, ударные средства. Опасны мультикоптеры в положении зависания: в отношении радаров не действует эффект Доплера–Белопольского. На нем основана селекция движущихся целей (СДЦ), а именно – на разнице импульса РЛС, который облучает цель, и импульса, отраженного от движущейся цели. Неподвижный БЛА невидим. К тому же у мелких беспилотников эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) очень мала.
Чтобы избежать слабостей в борьбе с дронами, была создана малогабаритная трехкоординатная радиолокационная станция с многолучевой активной антенной. РЛС получила название «Волна». Использована технология непрерывного излучения с частотной модуляцией. Это и позволило «Волне» обнаруживать с высокой разрешающей способностью и сопровождать малозаметные цели. РЛС работает круглосуточно, при любой погоде, автоматически оповещает об обнаружении беспилотников системы их подавления.
Модульный принцип конструкции позволил спроектировать стационарную версию и переносной вариант. В стационарном исполнении «Волна» может устанавливаться на крышах зданий, вдоль границы, по периметру охраняемых объектов. Одна стационарная «Волна» сканирует пространство в радиусе 30 км. Мобильная версия предназначена для армейских спецподразделений. «Волна» невелика, даже изящна, энергии потребляет немного.
Радар испытан, изготовлена пробная партия. Стационарный вариант заступает на опытное дежурство. Мобильный вариант пройдет войсковые испытания.
ГОРИЗОНТ – НЕ ПРЕГРАДА
Научно-производственное предприятие «Салют» запатентовало мобильную береговую загоризонтную радиолокационную станцию. «Салют» – лидер в разработке корабельных РЛС – придал новинке повышенную скрытность излучения.
Станция сможет обнаруживать, сопровождать, выдавать целеуказания по надводным и воздушным объектам, в том числе малоразмерным высокоскоростным. При этом не только в пределах прямой видимости, но и за радиогоризонтом.
Новая береговая РЛС позволит работать ударным средствам поражения с дальностью действия около 400 км. Она отличается высокой помехозащищенностью, малой слепой зоной (всего десятки метров) и дальностью более 500 км. Фазированная антенная решетка быстро и с высокой точностью изменяет положение лучей в пространстве.
РЛС установлена на высокопроходимое колесное шасси с системой электропитания и средствами жизнеобеспечения. Она может быть размещена в любом месте побережья без предварительной подготовки позиций.
ДВА ДИАПАЗОНА ОДНОВРЕМЕННО
Российские Воздушно-космические силы и Сухопутные войска уже получают серийные радиолокационные станции «Ниобий». С их установкой на позициях усиливается противовоздушная оборона, расширяются ее возможности.
«Ниобий» разработан Нижегородским научно-исследовательским институтом радиотехники (ННИИРТ), входящим в концерн ВКО «Алмаз-Антей». Прародителем проекта «Ниобий» стало семейство «Небо». Первый вариант 55Ж6УМ предназначался для ПВО Воздушно-космических сил. Второй – 1Л125 «Ниобий-СВ» – создавался под требования войсковой ПВО.
Изделие 55Ж6УМ – это подвижная РЛС средних и больших высот дежурного режима. «Ниобий» монтируется на полуприцепах и колесных шасси. На станции раскладная активная фазированная антенная решетка (АФАР), кабина с местами расчета, средства энергоснабжения и пр. Развертывание занимает пять часов. На одном антенном устройстве станции имеются две АФАР – дальномер и высотомер.
РЛС использует два диапазона одновременно: дальномер работает в метровом, высотомер – в дециметровом. Два диапазона обеспечивают лучшую помехоустойчивость станции.
«Ниобий», как и большинство РЛС, обнаруживает и сопровождает аэродинамические и баллистические цели, определяет государственную принадлежность воздушного объекта, пеленгует источники радиопомех. Характеристики изделия для Российской армии неизвестны, однако известны параметры экспортного варианта 55Ж6УМЕ: дальность обнаружения 600 км, высота до 80 км. Цель с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв. м обнаруживается с 430 км. Максимальная скорость цели – 8000 км в час.
«Ниобий-СВ» для войсковой ПВО построен по тем же принципам. Средства комплекса размещены на автомобильных шасси. Есть возможность развертывать комплекс на разнесенных позициях, используя связь по кабелям и радиоканалу. Антенное устройство РЛС 1Л125 имеет меньших размеров полотна дальномера и высотомера, обе АФАР направлены в одну сторону.
У комплекса для войсковой ПВО в экспортном варианте «Ниобий-СВ» дальность обнаружения 400 км, высота – до 40 км.
Станции могут развертываться в районах без радиолокационного прикрытия или дополнять существующую сеть РЛС. Предусмотрена прямая связь с зенитными комплексами. Эти РЛС могут применяться в нестратегической ПРО.
«ПРОТИВНИК» ТЫСЯЧИ ЦЕЛЕЙ
Разработчики Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) за годы работы предприятия запустили в серию около 50 типов и модификаций РЛС и РЛК. И вот – новейшая РЛС пятого поколения 59Н6-ТЕ «Противник».
Новая РЛС способна с высокой эффективностью обнаруживать современные и перспективные средства воздушного нападения практически всех существующих у потенциального противника классов, включая цели, летающие на гиперзвуковых скоростях. Это последнее качество чрезвычайно ценно.
При создании экспортной версии этой РЛС разработчики учли потребности заказчиков в повышении разведывательного потенциала ПВО. 59Н6-ТЕ разработана исключительно на отечественной элементной базе. По дальности и точности определения цели «Противник» заслуженно считается одной из лучших станций в мире. Станция способна эффективно обнаруживать и отслеживать даже объекты, изготовленные с применением стелс-технологий.
Функциональное предназначение РЛС 59Н6-ТЕ – выдача точных координат воздушных целей автоматизированной системе, управляющей средствами ПВО. «Противник» призван эффективно контролировать воздушное пространство, идентифицируя объекты по дальности, азимуту, скорости, высоте и траектории полета. Станция может быть включена в комплексы быстрого реагирования.
«Противник» способен обнаруживать объекты на высоте до 200 км и дальности до 450 км. Скорость полета целей может достигать 8000 км в час. Кроме того, 59Н6-ТЕ способна эффективно пеленговать источники, генерирующие шумовые помехи. Станцию отличает высокая разрешающая способность и возможность работы при противодействии средств радиоэлектронной борьбы. «Противник» может одновременно сопровождать не менее тысячи воздушных объектов.
В случае опасности операторы РЛС через кабель могут использовать выносные рабочие места на удалении в 1 км. Управление же РЛС через радиоканал увеличивает это расстояние до 15 км.
Пока РЛС «Противник» еще не сказала своего авторитетного слова на практике. Зато его давно сказала РЛС «Каста». Ее новые изделия поступили в войска в начале 2022 года.
РЛС выдают координаты летательных аппаратов и параметров их движения для системы управления ПВО по радиоканалам и кабельной линии связи.
«Каста» – подвижная трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора. Может использоваться как РЛС управления воздушным движением и контроля воздушного пространства в аэродромных зонах.
ЗАКАТ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАДИОЛОКАЦИИ
Российская специальная военная операция на Украине приведет к ускорению тенденций на европейском рынке наземных РЛС. Так считают многие западные эксперты.
Вооруженные силы некоторых европейских стран формулируют новые требования по укреплению недостающих возможностей своих ПВО в области радиолокационного обзора воздушного пространства. Многие европейцы инвестируют средства в РЛС дальнего обнаружения.
Сегодня многие радары ПВО нацелены на перехват ракет, артиллерийских снарядов и минометных боеприпасов противника. Эти РЛС пользуются высоким спросом. Но в области противовоздушной обороны произошли некоторые изменения.
На восточном фланге НАТО Румыния недавно получила зенитные ракетные комплексы Patriot, оснащенные РЛС AN/MPQ-65. Ожидается, что Польша развернет первые ЗРК Patriot к концу 2022 года, но США могут ускорить их поставку на фоне нестабильности в регионе. Германия, Греция, Нидерланды и Испания тоже имеют на вооружении ЗРК Patriot с их РЛС. Швеция получила свой первый Patriot в 2021 году.
По прогнозам, Германия откажется от сделанного ранее выбора системы ПВО и ПРО средней и большой дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) и выберет систему Patriot следующего поколения. Patriot оснащен перспективной РЛС кругового обзора Ghost Eye (ранее известной как LTAMDS) разработки американской корпорации Raytheon.
Вообще-то члены ЕС склоны инвестировать в собственные решения, то есть в европейские радары. Это семейства РЛС Saab Giraffe, Thales Ground Master и еще пять им подобных. Некоторые РЛС европейцам могла бы предложить израильская компания Elta (подразделение концерна IAI).
Новейшие системы США только сейчас становятся доступными. Главный вопрос – насколько европейцы поддерживают решение задач дальнего обнаружения, ПРО и ПВО за счет внутренних программ. Сегодня США обеспечивают подавляющее большинство наземных возможностей НАТО в этих областях.
Наземный вариант американской РЛС AN/SPY-1 используется на объекте ПРО в Румынии (поставлен на боевое дежурство в 2016 году). Этот комплекс должен быть полностью введен в эксплуатацию в середине нынешнего года. Работы ускорены после начала российской спецоперации на Украине.
На южном фланге НАТО – в Турции развернута передвижная американская наземная РЛС AN/TPY-2 производства Raytheon для противоракетной обороны. Однако она в значительной степени нацелена на защиту от угроз с Ближнего Востока.
Поскольку США выполняют большую часть операций НАТО по раннему обнаружению, по ПРО и ПВО, в краткосрочной перспективе, вероятно, дорогостоящее европейское решение вряд ли вызовет большой интерес.
Другими словами, американцы всучивают «союзникам» из ЕС не только свои дорогие нефть и газ, но и свои не менее дорогие радары, заодно лишая европейцев собственной локационной перспективы.
Об авторе: Николай Николаевич Поросков – военный журналист.