Введение подразделений спецназа косовской полиции при поддержке бронемашин в населённую сербами северную часть Косова и Метохии (КиМ) произвело новый взлёт напряжённости в крае. Согласно Брюссельским соглашениям от 2013 г., косовские силы не имеют права входить туда без разрешения сербских муниципалитетов, но они вошли.

Глава косовского режима Вьёса Османи объявила о переносе даты муниципальных выборов в населённых сербами районах. Косовский «премьер» Альбин Курти оправдал ввод силовиков необходимостью обуздать преступность в крае. Курти обвинил Белград в финансировании подрывных действий косовских сербов; он выдвинул это обвинение вслед за требованиями Европарламента к Белграду признать независимость Косово и присоединиться к санкциям против России. Признание самопровозглашённого Косово стало бы нарушением территориальной целостности Сербии и вопиющим попранием международного права. Резолюция Совета Безопасности ООН №1244 от 10 июня 1999 года говорит об этом однозначно.

В сентябре Белград и Москва на полях Генассамблеи ООН подписали план консультаций МИД двух стран на 2023-2024 гг. Посол США в Сербии Кристофер Хилл потребовал от сербского правительства отчитаться о деталях плана, но Белград отказался – и тогда Вашингтон повёл атаку на Сербию через Косово. 

Президент Сербии Александр Вучич заверил американского посла в значимости США для «предотвращения дальнейшей эскалации, спровоцированной практически ежедневными односторонними и нелегальными действиями временных приштинских институтов», но Вашингтон к таким заверениям глух. Вашингтон не намерен сдерживать косовский режим в его стремлении полностью выдавить сербское население из Косово. 

Российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко так оценивает ситуацию: «Приштина методично и упрямо наращивает силовое присутствие на севере Косово. Ситуация там на очень опасной отметке. Продолжается кампания по запугиванию и притеснению сербского населения. Цель – освоение, захват севера края при попустительстве, даже содействии со стороны Запада… Сознательно ведётся дело к обострению конфликта… Кризис нужен Западу для давления на Белград, чтобы держать Сербский мир в страхе».

Проблема в том, что концепт Сербского мира (Српски свет) расплывчат, он не наполнен стратегическим содержанием. То, что Вучич собирается испрашивать у НАТО согласия на возвращение в КиМ сербских правоохранителей, указывает на внешнеполитическую (не)самостоятельность Белграда. А на Западе концепция Сербского мира воспринимается агрессивно. Она приравнивается к концепции Русского мира и расценивается как преграда на пути к «открытым Балканам» и «очевидное отклонение от требований ЕС».

Посол Хилл в марте 2022 г. заявил: Вашингтону не нравятся отношения Сербии с Россией и Китаем, особенно в сфере ВПК. США предлагают сербам модель «открытых Балкан». Однако если Сербия хотела бы рассматривать «Открытые Балканы» как проект, уравновешивающий влияние на Балканах Запада и Востока (эдакий вариант многовекторности), то в Вашингтоне знают, что «открытые Балканы» открыты не для всех. Для русских они закрыты.

Следует учитывать и позицию соседей Сербии. Болгария, например, добивается укрепления своего влияния в Северной Македонии. Румыния стремится усилить свой военный потенциал в Чёрном море с опорой на Балканы как на сухопутный плацдарм для проекции влияния Бухареста вдоль т. н. фракийско-иллирийского коридора (traco-illiric) от румынского побережья к побережью Болгарии. Румыния взяла на вооружение концепцию «расширенной безопасности» (securitate naţională extinsă), что подразумевает активизацию румынской внешней политики на пространстве между Чёрным, Балтийским и Эгейским морями. Балканы для Бухареста – это тыл «Великой Румынии», а «открытые Балканы» – это Балканы без российского и сербского влияния. 

В нарушение Вашингтонского соглашения 2020 г. между Белградом и Приштиной, по которому последняя в обмен на отказ сербов требовать от других стран непризнания независимости Косово обязуется не подавать заявки на вступление в международные организации, косовский режим намерен подать заявку на членство в Евросоюзе.

Новая полоса напряжённости в Сербии – это круги на воде от процесса сдерживания России в треугольнике Балтийского, Чёрного и Средиземного морей. Балканы расположены практически в центре «треугольника» и остаются важной точкой приложения стратегии Вашингтона. Ей должна быть противопоставлена другая стратегия, а не расплывчатые идеологемы или сербское переиздание многовекторности.

Источник: Фонд Стратегической Культуры
https://www.fondsk.ru/news/2022/12/12/serbskij-mir-ili-otkrytye-balkany-57927.html