Дамы и господа! Уважаемые друзья! Рад приветствовать вас на XI Московской конференции по международной безопасности. Мы признательны нашим гостям за решение принять участие в совместной работе.
Нам известно о беспрецедентных попытках Запада сорвать форум, проводимый под эгидой Минобороны России. Ваше участие в нем – яркое подтверждение провала этих деструктивных усилий.
На площадках Московской конференции неоднократно обсуждались вопросы становления многополярного мироустройства, формирования механизмов сотрудничества и доверия между оборонными ведомствами и их роли в оценке угроз военной безопасности. Большинство из ранее прозвучавших прогнозов сбылось.
Специальная военная операция положила конец доминированию коллективного Запада в военной сфере. Его возможности по навязыванию своих интересов в различных регионах мира существенно сократились. Происходящие изменения повысили роль стран Азии, Африки и Латинской Америки в мировой системе, в том числе в использовании природных ресурсов для суверенного развития государств.
Как в прошлом веке разгром Красной Армией фашизма в Европе придал мощный импульс антиколониальному движению во всем мире, так и сегодня поражение поддерживаемых Западом украинских неофашистов послужит фактором противодействия современному неоколониализму.
Сегодня России противостоят не вооруженные силы Украины, а весь коллективный Запад, к которому в последнее время присоединились отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
В ходе специальной военной операции Российская армия развенчала множество мифов о превосходстве западных военных стандартов. Стало очевидно, что использование западного вооружения, якобы передовых натовских методов планирования операций, способов управления войсками и их подготовки не может обеспечить превосходство на поле боя.
Иностранные советники используют украинских солдат для отработки различных вариантов ведения военных действий с применением западных образцов вооружения, а режим Зеленского поставляет для этих экспериментов живую силу. При этом уровень потерь среди украинских военнослужащих зарубежные советники в расчет не принимают.
Несмотря на всестороннюю помощь Запада ВСУ не удается добиться результатов. Пример тому – разрекламированное стратегическое контрнаступление. Умелые действия личного состава российских Вооруженных Сил, их слаженность, высокий уровень подготовки позволяют гибко реагировать на реализацию Киевом замыслов западных кураторов.
Предварительные итоги боевых действий показывают, что военный ресурс Украины почти исчерпан. Под лозунгом поддержки Киева США зачищают военные арсеналы партнеров в разных регионах мира, обещая за это льготные поставки техники западного производства. По сути, происходит расчистка рынка для продукции американского военно-промышленного комплекса.
Однако за новое вооружение партнерам придется заплатить Соединенным Штатам немалые деньги и согласиться на ограничение суверенитета в сфере безопасности. Примером может служить Европа, где оборонная политика полностью подчинена интересам Вашингтона.
Для Армии России специальная военная операция стала серьезным испытанием. В кратчайшие сроки приходится решать сложные организационные, технические и оперативные задачи, налаживать скрупулезное изучение тактики противника, особенностей применяемых им вооружений и системы управления войсками.
Результаты анализа используются для модернизации, наращивания боевого потенциала и огневой мощи российской армии. В сжатые сроки кратно увеличено производство ракетно-артиллерийского вооружения, танков и другой бронетехники, беспилотных летательных аппаратов. Необходимость нарастить выпуск боевой техники и боеприпасов в условиях западных санкций придала дополнительный импульс развитию импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Что касается поставляемого на Украину вооружения западного производства. Хочу еще раз подчеркнуть, что ничего уникального и неуязвимого для российского оружия на поле боя сегодня нет. Во многих случаях техника даже советского производства превосходит по своим боевым качествам западные образцы.
У нас имеются данные объективного контроля уничтожения немецких танков, американских бронемашин, британских ракет и других систем оружия. Готовы делиться оценками слабых сторон западной техники с нашими партнерами. С отдельными образцами трофейного оружия вы можете ознакомиться на тематической выставке, развернутой в парке «Патриот».
Аналогичная ситуация с боевой подготовкой войск и планированием операций ВСУ. По заявлениям ряда высокопоставленных представителей НАТО, по западным стандартам обучено свыше 75-ти тысяч украинских военнослужащих. Многие из них направлены на передовую, попали в плен, а после – детально рассказали о методиках натовской подготовки. В большинстве случаев их отзывы были негативными.
Тем не менее все данные о программах подготовки военнослужащих противника мы детально изучаем и используем для противодействия им. Полученный опыт учитывается и при разработке программ подготовки иностранных военных специалистов в наших военных учебных заведениях.
Российские военнослужащие на поле боя проявляют высокий профессионализм и мужество, причем вне зависимости от того, проходят они службу по контракту, призваны в ходе частичной мобилизации или вступили в добровольческие формирования.
Пользуясь случаем, хотел бы от имени участников Конференции поблагодарить наших солдат, офицеров и генералов, которые сейчас на полях сражений ведут борьбу с неонацизмом, решают боевые задачи на передовых позициях, в службах обеспечения боевых действий, проходят обучение в лагерях подготовки.
Искреннее спасибо за ваш ратный труд во благо Отечества!
Отдельно остановлюсь на вопросах соблюдения международных гуманитарных норм в ходе боевых действий.
С первых дней конфликта украинские власти широко используют гражданские объекты для укрытия войск и боевой техники. Школы переоборудуются в казармы, в жилых районах размещаются укрепрайоны и позиции тяжелой техники. При этом мирное население не эвакуируется и служит живым щитом для прикрытия войск. Характерный пример – создание Зеленским «фортеции Бахмут» привело к значительным масштабам разрушений в городе.
Усиливаются обстрелы ВСУ мирных кварталов в Донецке и других неподконтрольных Киеву населенных пунктах, а также – приграничных российских областей.
Тревожная обстановка складывается вокруг Запорожской атомной электростанции. Киев подвергает ее регулярным обстрелам из тяжелых видов вооружения. Действия ВСУ могут спровоцировать ядерную катастрофу.
Мы фиксируем и ежедневно передаем в структуры ООН и Международный Комитет Красного Креста информацию об инцидентах. Реакции, к сожалению, нет. Зачастую международные чиновники заявляют о якобы отсутствии у них какой-либо информации о несоблюдении Украиной гуманитарного права.
Особый цинизм киевский режим проявил при реализации черноморской зерновой инициативы. Используя ее в качестве прикрытия от ракетных ударов со стороны России, в Одессе и других черноморских портах были созданы существенные запасы вооружений и боеприпасов, которые систематически поставляются на фронт. Более того, вблизи зернохранилищ было развернуто производство БПЛА и морских управляемых аппаратов, которыми наносятся удары по инфраструктурным объектам в Крыму.
Эти факты, известные западным партнерам Украины, не были учтены при рассмотрении в ООН вопроса о продлении или прекращении зерновой сделки.
Еще одна гуманитарная проблема связана с решением США о поставке Киеву кассетных боеприпасов. Последствия применения такого оружия для мирного населения – известны. Прежде американские представители неоднократно заявляли, что использование кассетных боеприпасов является военным преступлением. Сегодня Вашингтон и его пособники совершают это преступление на Украине. Осуждения со стороны гуманитарных организаций, как и ожидалось, нет.
Хотел обратить внимание на тот факт, что у нас на вооружении тоже есть кассетные боеприпасы. До настоящего времени, по гуманитарным соображениям, мы от их применения воздерживались. Однако это решение может быть пересмотрено.
Одна из приоритетных гуманитарных задач специальной военной операции – освобождение российских военнослужащих из украинского плена. Налажено взаимодействие с Международным Комитетом Красного Креста, представители которого оказывают существенную поддержку в определении местонахождения попавших в плен, обеспечении прав военнопленных, предусмотренных нормами международного гуманитарного права. Учитывая недоговороспособность нынешних украинских властей, это – сложная и деликатная работа. Продолжим предпринимать шаги для возвращения наших солдат.
Так случилось, что роль локомотива в продвижении интересов большинства независимых государств история вновь отвела России.
Запад, опасаясь слома однополярного мира и открытого противостояния с сильным в военном отношении противником, провоцирует локальные конфликты во всем мире. Цель такой политики – ослабить конкурентов, сохранить контроль над ресурсами, продвигать собственные правила жизни, противодействовать консолидации несогласных.
Заметно усилилась активность западных государств по обеспечению военного присутствия в Азии, Африке и Латинской Америке. Продолжается совершенствование зарубежных военных баз США.
Осуществляются планомерные попытки демонтажа сложившейся в АТР асеаноцентричной системы безопасности. Активно внедряются наработки натовского блокового противостояния, в том числе – за счет привлечения европейских союзников США к участию в решении региональных проблем безопасности.
Отмечаем характерную тенденцию создания по подобию НАТО регионального объединения АУКУС. Особую озабоченность вызывает тот факт, что первым практическим проектом этого объединения стало сотрудничество в сфере военных ядерных технологий.
Параллельно предпринимаются попытки разрушить действующие эффективные механизмы военного сотрудничества, в частности «СМОА плюс». Вместо действительно важных вопросов, будь то военная медицина или гуманитарное разминирование, акценты смещаются на гендерные вопросы, климатические изменения и «синюю» экономику. Вряд ли подобные дискуссии будут способствовать сплочению стран региона в совместном решении вопросов безопасности. Тем более что взгляды государств Азиатско-Тихоокеанского региона и Запада на эти проблемы различаются.
Запад нагнетает обстановку вокруг Тайваня. Просматривается ряд аналогий в методах работы, которые ранее использовались для расшатывания ситуации вокруг Украины. В первую очередь это связано с поставками вооружений, ростом националистических настроений в средствах массовой информации, формированием прозападной антинациональной правящей верхушки. Цинизм ситуации заключается в том, что из Вашингтона в то же время звучат призывы к диалогу с Пекином на разных уровнях.
Опыт российско-американского взаимодействия показывает, что военные контакты имеют практический смысл только тогда, когда есть политическая воля к сотрудничеству. Сегодня Москва и Пекин объявлены США стратегическими противниками. Реальные шаги Пентагона указывают на стремление обеспечить себе преимущество в военном противостоянии.
В этих условиях двусторонние отношения между Россией и Китаем по всем параметрам превзошли уровень стратегических связей, став более чем союзническими.
Будем и далее укреплять военное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где одним из наших важнейших партнеров является Индия, с которой у нас исторически установились особо привилегированные отношения. С Вьетнамом, Мьянмой, Монголией, Лаосом, Индонезией, Бангладеш нас объединяет совместный опыт борьбы против колониального господства.
Особо хотел бы отметить ситуацию на Корейском полуострове. В ходе визита в Пхеньян я лично убедился в достижениях народа этой страны под руководством Председателя государственных дел КНДР Ким Чен Ына в обеспечении собственной безопасности. Ни международная изоляция, ни экономические санкции не смогли остановить развитие Республики. Страна добилась впечатляющих успехов в решении непростых социальных и оборонных задач. Развитие военного сотрудничества отвечает коренным интересам наших народов и не создает угроз кому бы то ни было.
Позитивно складывается ситуация на Ближнем Востоке. Возвращение Сирии в Лигу Арабских Государств стало мощным стабилизирующим фактором для всего региона. Последствия данного решения носят стратегический характер. С нормализацией саудовско-иранских отношений в регионе постепенно создается независимая система безопасности.
Однако есть высокая вероятность того, что коллективный Запад продолжит провоцировать конфликты в регионе. Потенциальных горячих точек здесь предостаточно. К такому негативному развитию событий необходимо готовиться, принимать упреждающие меры, в том числе в сфере военной самодостаточности. Минобороны России намерено наращивать всестороннее взаимодействие как с традиционными партнерами, так и со всеми, кто выступает за формирование независимых центров силы в многополярном мире.
Безопасность российских союзников по ОДКБ в Центральной Азии – ключевой приоритет работы российского военного ведомства. Сегодня основные вызовы и угрозы для региона формируются на территории Афганистана, где после десятилетий американского протектората усиливается влияние международных террористических организаций.
Западные страны все активнее взаимодействуют с различными национальными непуштунскими вооруженными формированиями. Замысел их действий – понятен. С одной стороны, создается конфликтный очаг в пограничных районах наших партнеров, а с другой – предлагается военная помощь по нейтрализации конфликта. При этом интересы мирных граждан и стабильность государственной власти в расчет не принимаются.
Несмотря на сложную обстановку в Европе, борьба с терроризмом и помощь российским союзникам остается первостепенной задачей Министерства обороны Российской Федерации. Такая поддержка, как и прежде, будет включать обучение кадров, совместные учения, подготовку войск, поставку вооружения и военной техники.
Арктический регион играет все более весомую роль в обеспечении военной и экономической безопасности России. Исследование и освоение северных регионов имело приоритетное значение для российского государства на протяжении всей его истории. Повышенный военный интерес к российской Арктике стали проявлять внерегиональные государства. Предпринимаются попытки внедрить некие новые правила, определяющие порядок прохода судов вблизи наших границ. Усиливается кампания в европейских средствах массовой информации, направленная на дискредитацию российских шагов по созданию системы безопасного мореплавания и мониторинга обстановки, а также – обеспечению экологической устойчивости региона.
Военная деятельность НАТО существенно возросла после вступления в альянс Финляндии и фактического поглощения блоком военных структур Швеции. Хотя для нас так и остается открытым вопрос о том, что приобрели Хельсинки и Стокгольм после их последовательного втягивания в военное противостояние с Россией.
Мы внимательно отслеживаем происходящие изменения. На угрозы в сфере безопасности и попытки провокаций мы будем адекватно реагировать, в том числе путем укрепления безопасности Союзного государства России и Белоруссии. Ни у кого не должно быть иллюзий, что на фоне проведения специальной военной операции можно нанести ущерб российским интересам.
Латинская Америка сегодня показывает пример отстаивания прав на независимое развитие народов. Формирующийся здесь полюс силы приобретает все большее значение в современном мире.
Развивающиеся многосторонние связи стран региона, активное сотрудничество с независимыми международными организациями открывают неплохие перспективы преодоления американской доктрины Монро, действие которой ограничивает независимость государств региона.
Мы искренне благодарны военным ведомствам Кубы, Венесуэлы, Никарагуа за поддержку специальной военной операции с самого ее начала. В рамках действующих программ сотрудничества готовы поделиться опытом адаптации армии к боевым действиям в современной высокоинтенсивной войне.
Наши позиции по оценке ситуации в мире во многом совпадают с большинством стран региона. Отмечаем необходимость развивать контакты с партнерами из Бразилии, Боливии, Перу, Мексики, Аргентины. Консультации и делегационный обмен следует активизировать в новых условиях противодействия со стороны США и их союзников.
Мне приятно видеть в этом зале наших многочисленных друзей и партнеров с африканского континента.
Московская конференция проходит после второго саммита Россия – Африка, который недавно успешно завершил работу в Санкт-Петербурге.
Сегодня у нас есть возможность детально обсудить военные аспекты безопасности в Африке, определить и скорректировать приоритеты военного и военно-технического сотрудничества.
Дискуссии, состоявшиеся в ходе саммита Россия – Африка укрепили нашу уверенность в том, что противодействие неоколониализму, наряду с противостоянием террористической угрозе, является базовым элементом сотрудничества.
Мы убеждены, что страны Африки должны иметь современные вооруженные силы, обученные и хорошо оснащенные, способные самостоятельно реагировать на вызовы и угрозы собственной безопасности.
Деятельность Запада на Африканском континенте в первую очередь направлена на сохранение возможности выкачивать природные ресурсы бывших колоний за счет поддержания конфликтных очагов. Для этого используется множество антиправительственных и террористических группировок.
Одновременно подводится база для обоснования военного присутствия бывших метрополий в рамках многонациональных миротворческих контингентов. Например, многолетняя работа в Африке миссий Европейского союза, проведение Францией операции «Бархан» так и не смогли снизить активность террористов. В итоге Евросоюз признал фиаско своих усилий.
Минобороны России продолжит расширять взаимодействие со странами Африки в области военного и военно-технического сотрудничества.
Дамы и господа!
Ваше участие в Московской конференции имеет важное политическое измерение, доказывает значимую роль взаимодействия военных ведомств дружественных стран, особенно в условиях сложной международной обстановки. Только вместе мы сможем обеспечить стабильность и мир для наших народов.
Завершить свое выступление хотел бы нашим неизменным со времен Великой Отечественной войны девизом: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Желаю всем интересных и полезных встреч, плодотворных дискуссий в ходе пленарных заседаний и круглых столов.
Благодарю за внимание.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации