Выступление Константина Затулина, специального представителя Государственной Думы Российской Федерации по вопросам миграции и гражданства, 4 декабря 2023 года в Доме союзов на Парламентских слушаниях Государственной Думы «Вопросы законодательного обеспечения реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».

Прежде всего, хочу принести извинения – по причинам, связанным с регламентом, не могу развивать свои тезисы подробно. Я буду их произносить, ну, как Хемингуэй, рубленым слогом. Попробую, по крайней мере.

Прежде всего, хотел бы задаться вопросом: какова главная проблема и смысл национальной политики? С молоком марксистско-ленинской матери мы знаем, что главная задача национальной политики – это решение национального вопроса. Вот к 70–80 годам, когда мы жили в эпоху развитого социализма, мы были в уверенности, что национальный вопрос у нас-то, во всяком случае, решён.

Вынужден огорчить. Национальный вопрос будет существовать, и национальная политика будет существовать до тех пор, пока будут существовать национальности. При этом надо отдать должное: и это хоть и преждевременно было сказано в советское время, что национальный вопрос решён, но всё же во все советские времена не прекращал своего существования Отдел ЦК КПСС по национальным отношениям. К большому сожалению, в новое, наше время, у нас периодически пропадала во власти структура, которая была бы ответственна (как головная) за решение национальных проблем.

И есть вторая проблема, с этим связанная. И в советские времена, и в постсоветские сложилась целая школа, в том числе учёная школа, которая объясняет, что главный смысл национального вопроса – это решение проблем национальных меньшинств – коренных, малочисленных и всяких иных. В советское время это ещё диктовалось требованием «опережающего развития национальных окраин» в духе национально-государственного строительства, которое было принято в СССР.

Я же убеждён, что главной проблемой национальной политики в Российской Федерации, безусловно, является русский вопрос. Потому что если русская нация, которая на сегодняшний день в таком большинстве живёт в Российской Федерации, в чем-то серьезно не удовлетворена, то, собственно говоря, и возникают массовые и другие проблемы. Это не значит, что мы не должны заниматься проблемами и малых, и немалых национальностей. Мы обязаны ими заниматься, но главным вопросом всё-таки является самочувствие большинства, усилия, которые мы должны направлять, чтобы оно было нормальное.

Я не буду провоцировать и рассказывать, без кого бы Россия могла обойтись. Но совершенно точно, по определению, без русских Россия существовать просто не может, И это была причина, по которой в 2020 году при обсуждении новой Конституции, точнее поправок в Конституцию, мне пришлось предложить в преамбулу Конституции новую редакцию: «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… принимаем Конституцию Российской Федерации».

В таком виде эта поправка не была принята. Потому что юристы объяснили Президенту, что не надо трогать не только первую и вторую статьи, но и преамбулу Конституции. Её не тронули, она осталась неизменной, хотя право трогать её на самом деле у нас было (ведь известно, что можно было и что нельзя было бы в ходе обсуждения поправок к Конституции затрагивать без Конституционного совещания).

Тем не менее, вы все знаете, что русских наконец-то пустили в Конституцию – в статью, которая посвящена русскому языку, где сказано, что он принадлежит государствообразующему народу. Это теперь статья нашей Конституции.

Точно так же как статьей нашей Конституции является теперь, – это второе было мое предложение, – обязанность российского государства поддерживать соотечественников Российской Федерации за рубежом.

Я хочу подчеркнуть, у нас с 1999 года, – не мною принятый, принятый как раз в составе той Государственной Думы, которую принято называть коммунистической или левой, – действует закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», прошедший новую правительственную редакцию в 2010 году. Тогда уже я был вновь депутатом Государственной Думы. У меня была своя редакция закона, но была принята правительственная.

Так вот, в чем на самом деле, на мой взгляд, проблема с соотечественниками? Она упирается в понимание национального вопроса в Российской Федерации: «А кто такие ее соотечественники за рубежом?».

В соответствии с Законом, который действует, на основании которого с 2006 года осуществляется Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, – она базируется на этом понятии,– соотечественниками являются, во-первых, те, кто когда-либо жили, родились в границах Российской Федерации, – или они сами или их предки по прямой восходящей линии, то есть папа, мама, дедушка, бабушка, не тетя и не дядя. И о национальности здесь ни слова.

Если вы родились здесь, кто бы вы ни были: русский, татарин, монгол или выходец как Пушкин, с гладкого озера Чад, вы имеете право считать себя соотечественником. И, забегая вперед скажу, только что, 22 ноября, издан Указ Президента Российской Федерации о том, что вы имеете право на репатриацию. Этот термин впервые утвержден в нашей практике. Я внес в 2021 году законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», до сих пор не рассмотренный нами в Госдуме. В том же 2021 году, в декабре, Правительство сказало: «Нам этого не нужно», А сейчас, в ноябре 2023 года Президент Российской Федерации установил, что мы будем заниматься репатриацией. То есть возвращением кого? Соотечественников на Родину.

И там повторен этот пункт, который означает, что соотечественниками признаются выходцы с территории современной Российской Федерации. Но ни в Указе Президента, ни, к сожалению, в практике, не учитывается вторая часть определения соотечественника, данного в действующем законе. О том, что ими признаются также и те, кто принадлежит к представителям народов, как правило, исторически проживающих на территории Российской Федерации. Не всего Советского Союза, не всей Российской империи, а Российской Федерации.

То есть на карту Российской империи, Советского Союза накладывается карта современной Российской Федерации и все народы, что исторически живут за пределами, нравится нам это или не нравится, – как, например, в Средней Азии или в Закавказье, – не могут претендовать напрямую на то, чтобы считать себя соотечественниками.

Это не значит, что к ним надо относиться неуважительно. Это не значит, что надо их на этом основании отвергать, что у них не должно быть возможностей приехать в Россию или даже стать гражданином России на определенных основаниях, но не на тех, что соотечественники, потому что они не соотечественники. Они, может быть, даже наши бывшие сограждане, как жители вот тех самых республик, но не соотечественники на данный момент, когда Россия вот в этих границах.

Но в чем проблема, дорогие друзья? Почему это не учтено ни в практике Государственной программы, ни даже в Указе, который только что вышел? Хотя мы, – и я, и наш Комитет по моему наущению, – предлагал соответствующие поправки в проект этого Указа, чтобы учесть вторую часть, «родство по крови» в определении «соотечественник». А потому что мы боимся обидеть, и у нас нет утвержденного списка исторически проживающих в России народов. У нас, между прочим, есть, законом установлен список коренных малочисленных народов. А вот исторически проживающих нет.

Евреи, они исторически проживают в России? Армяне, они исторически проживают в России? Кто-то скажет да, кто-то скажет – нет. Если, например вы поедете в Ростовскую область, вам скажут, что армяне в ней исторически проживают. Ростов вообще был создан в свое время в развитие новой Нахичевани. То есть это сложный вопрос, но его надо решать.

А оттого, что мы его не решаем, что происходит? Происходит дискредитация всего того, о чем мы говорим. Через Государственную программу поддержки переселения соотечественников двигаются, например, граждане Таджикистана. В Калужской области закрыл губернатор эту программу, потому что обнаружилось, что 63 процента тех, кто прошли через программу – это граждане Таджикистана. И люди этого не воспринимают.

Поэтому надо, во-первых, хочу на это обратить внимание, разобраться в этом вопросе. Наконец, сделать усилие и со всем уважением ко всем остальным объяснить, кто исторически проживает. Исторически проживают татары в России. Исторически проживают адыги в России, осетины, якуты, крымские татары теперь. Русские, конечно.

Я уверен, мы должны признать и украинцев с белорусами тоже народами, которые относятся к числу наших соотечественников. Наш Президент говорит о том, что русские, украинцы – один народ. Мы ведем Специальную военную операцию, мы не можем их отвергнуть и забыть при этом еще и о белорусах. Но в отношении всех остальных должно быть понимание.

Теперь третий вопрос, наиболее острый, наверное, который уже звучал здесь. И этим я, наверное, ограничусь. У нас, действительно, во вторник на прошлой неделе в закрытом режиме прошло заседание Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественникАМИ, который является в Государственной Думе профильным по вопросам миграции. И по итогам этого заседания что-то нужно было сказать, и я выступил, пресс-подход. Я читаю теперь, что по моему поводу пишут, и каким образом предлагают меня обязательно утром повесить, а вечером расстрелять.

Уважаемые друзья, в том числе и Геннадий Юрьевич (Семигин), и Сергей Михайлович (Миронов), давайте разберемся с реальностью. Я огласил цифры, данные на этом заседании Министерством труда и социальной защиты. В Российской Федерации официально 72 миллиона работающих людей. Из них 3 миллиона – это мигранты по патентам, по разрешениям на работу. Еще 2 миллиона у нас, по официальному мнению Министерства, вакантных мест.

По мнению экономистов, их может быть гораздо больше, если мы развиваемся активно. У нас идет Специальная военная операция, которая отвлекает людей в трудоспособном возрасте, плюс ко всему военно-промышленный комплекс привлекает, это понятно, это нужно, из других отраслей людей для того, чтобы они там работали. И при этом нам говорят: немедленно давайте закроем границы, вытурим всех мигрантов или введем визовой режим.

Скажите, пожалуйста, а кем вы будете замещать эти места? Вы думаете, вьетнамцы с китайцами, северокорейцами, во-первых, поедут, а во-вторых будут лучше? У них не будет с собой своих проблем?

Было бы легкомысленно с моей стороны отрицать, что есть проблема преступности и всего остального негатива. Но я сказал об этом, и опять же это вызвало комментарий: в среднем по стране преступность среди мигрантов – это 2 процента от преступности, которая совершается вообще в нашей стране. Да, это по регионам, я проехал. Курская, Белгородская, Ростовская области, Республика Крым. От 1,6 до 7 процентов преступность среди мигрантов. Семь процентов где? В Крыму за счет переехавших с Украины. Там есть элементы «пятой колонны», естественно. Ведь Крым – первый регион, который вернулся в Россию, вернулся не только с друзьями Российской Федерации.

А так без Москвы 2 процента, а с Москвой 4 по стране. Почему? Потому что 48 процентов мигрантов в Москве и Московской области работают. Сорок восемь процентов. Потому что это нерв нашей экономики, они все стремятся сюда.

Что нужно делать? Ну, безусловно, нелегальную миграцию надо пресекать. Безусловно, преступность надо пресекать. Но, давайте не будет сходить с ума и заниматься, фактически, подъемом ксенофобии в России. Мы чего хотим добиться? Мы занимаемся интеграцией вроде бы. В каких рамках? Евразийского экономического союза. И как можно призывать: «Давайте будем развивать этот союз, ОДКБ и др., но границы им закроем, чтобы они сюда не ехали!».

Едут они сюда? Да, едут. Из десяти миллионов таджиков один миллион сто тысяч у нас. Каждый пятый киргиз у нас. А куда им деваться, у них нет работы там, они поэтому сюда едут.

Мы можем им закрыть эту дорогу. Что будет после этого? По этим странам уже поехали и турки, и французы для того, чтобы нас с ними столкнуть. Ну, давайте разберёмся, дорогие друзья, что мы делаем.

Я, заметьте, не призываю, чтобы мы им давали гражданство на упрощенных условиях. Я уже сказал в первой части: они не являются нашими соотечественниками. Ну, будьте добры, к ним уважительно относиться. Будьте добры, строить им школы там, на территории Таджикистана, что делает наш Президент. Мы были в такой школе только что в Душанбе. В Киргизии строят школы для того, чтобы они там обучались русскому языку.

Вы знаете, какой конкурс в русскую школу в Душанбе? 600 человек на место. Вы думаете это русские? Русских в Таджикистане 38 тысяч после той гражданской войны, которая была в 90-е годы. Это таджики.

Теперь важный вопрос в отношении того, как они себя здесь ведут. Послушайте, вот мы говорим о преступности, говорят о том, что она растёт. Да, число преступлений растёт, число преступников падает, потому что один и тот же преступник проходит по нескольким уголовным делам. Почему? Потому что фирменная преступность среди мигрантов Средней Азии – наркотики. И по закладкам в нескольких местах один и тот же человек проходит по нескольким уголовным делам. Это зло? Зло. Надо с ним бороться? Надо.

Скажите, а вы думаете, они все наркотики привезли в полах своего халата? Нет ли у нас людей в России, которые способствуют, в том числе работая в разных органах, этому потоку? Как бы они сюда их привезли?

Теперь в отношении ваххабизма и исламского фундаментализма. Вы знаете, какие основные претензии к нам предъявляют официальные лица в Таджикистане и Узбекистане?

Председательствующий. Константин Фёдорович, регламент.

Затулин К.Ф. Я заканчиваю.

Они предъявляют претензии, что мы развращаем их мусульман, потому что ни в одной области в Таджикистане во время мусульманских праздников, чего-либо иного не перекрываются ни площади, ни дороги. Все должны молиться в мечетях. Посмотрите, что делается в Москве. Нам говорят: «Вы нам развращаете их просто-напросто. Они привыкают к этому и требуют от нас дома того же».

Давайте здесь тоже наведём порядок, но во всём остальном, не дай Бог нам сегодня тронуть с места эту лавину ксенофобии, узколобого национализма.

Вот говорили разные слова про хороший Советский Союз, но надо признать, Советский Союз соображал в этом вопросе. Нельзя дать почву для ксенофобии для того, чтобы кричать: «Ату его!» Потому что, во-первых, не справимся в экономике на данный момент.

Слушайте, даже дети понимают, что лучше всё делать своими руками и самим без привлечения любых трудовых ресурсов.

Мы в состоянии на сегодняшний день? К сожалению, нет. А те, кто говорят другое, просто не хотят об этом знать, не отвечают за экономику и пребывают в самовозбуждении от иллюзий.

И ещё последнее. Говорят о том, что мы должны сделать вывод из того, что происходит в Европе с мигрантами. Да, там проблема, огромная проблема – исламизация Европы.

Скажите, пожалуйста, в Европе были мусульманские страны, кроме Албании?

Так вот, в Европе их не было, а мы отчасти мусульманская страна.

Что есть разница, с точки зрения религии, между таджиками и теми народами мусульманскими, которые живут внутри России? Мы обречены на общежитие внутри России. Вот в чём вопрос-то. В этом разница наша с Западной Европой. Они могли думать, надо пускать ислам или нет, а у нас он внутри.

И последнее, самое последнее. Тут говорил Геннадий Юрьевич о многонациональности, говорил Миронов о семье народов. Я это поддерживаю. Вот на этом закрытом заседании уважаемый мною депутат Бурляев, ваш однопартиец, сказал: «А вы знаете, а Россия – мононациональная страна. Потому что по меркам Европейского союза, если 67 процентов и более принадлежат к одной национальности, это мононациональная страна».

Так вот, я хочу сказать, да, у нас главный вопрос национальный – русский, но при этом мы многонациональная страна.

Спасибо. (Аплодисменты.)

Источник: Официальный сайт Константина Затулина
https://zatulin.ru/vystuplenie-konstantina-zatulina-na-parlamentskix-slushaniyax-komiteta-po-delam-nacionalnostej/