До начала января 1944 года в лагерях военнопленных и в лагере СД было очень мало заключенных. Почти всех вывезли. Но с 3 января лагеря оказались перполнены, причем, не военнопленными, а гражданским населением. Что произошло?

29.12.43 на борьбу с партизанами в районе Зуи были направлены 8 батальонов румын и немецкие «тревожные» батальоны. Ситуация у партизан вновь осложнилась. Произошла трагедия в Васильковской балке. Традиционно принято писать о том, что это была локальная операция 2-й румынской горнострелковой дивизии.

Район, ранее, действительно, контролировался 2 гсд румын, но операцию проводил весь румынский Горный корпус. Причина проста: 2 гсд генерала Думитраче в начале ноября, была снята со своего участка, и, направлена на Сивашский плацдарм, где понесла тяжелые потери, и румынские дивизии были укомплектованы личным составом лишь наполовину. В пехотных частях нехватка личного состава достигала 70%.

Операция проводилась в районе Карасубазар – Куртлук – Улу-Узень – Чавке – Зуя [1] , т.е. против партизан Восточного соединения. Румынские документы дают следующие данные:

«Были созданы три тактические группы. Первая оберст (полковник) Балан включала 8, 10 и 16-й батальоны 2-й горнострелковой дивизии, один батальон из 3-й горной дивизии, один отряд связи, три артиллерийские батареи из 2-й горнострелковой дивизии, четыре 120-мм миномёта, одна противотанковая батарея, один взвод военной полиции из 2-й горнострелковой дивизии и одна батарея из 3-й горнострелковой дивизии.

Вторая оберст (полковник) Мавричи — 2-й горнострелковый батальон из 1-й горнострелковой дивизии, один немецкий батальон, два 120-мм миномёта, четыре немецких 20-мм моторизованных орудия, один отряд связи из 2-й горнострелковой и один взвод из 1-й горнострелковой дивизии.

Третья тактическая группа оберст-лейтенант (подполковник) Бориславский состояла из двух батальонов: 3-й горнострелковой дивизии, артиллерийского батальона и одного сводного отряд из подразделений 3-й горнострелковой дивизии и горнострелкового корпуса. 1-я и 2-я группы были подчинены 2-й горнострелковой дивизии генерал-майора Иона Думитраче »[2]

Эта информация не в полной мере соответствует немецким документам. Немецкие документы указывают, что в операции принимали участие следующие подразделения:

-58-й отдельный разведвательный батальон (рум.) из 1-й румынской гсд

-1-й горный пионерный батальон (рум.) из 2-й румынской гсд

-3-й пионерный батальон (рум.) из 3-й гсд (рум.)

-12-й горный батальон (рум.) из 3-й гсд, отведенный с Керченского полуострова

- горные батальоны 7, 8, 9, 16 (рум.) все из 2-й гсд,

-артиллерийские дивизионы 1 и 2 горных дивизий (рум.) [3] . (горная артиллерия и один сводный батальон пехоты)

- два немецких «тревожных» батальона

Изначально, операцию должен был вести только Горный корпус румын 8 батальонами, но этих сил не хватило. По немецким данным, в операции участвовали 9 румынских батальонов, два немецких «тревожных» батальона, и три батальона «самообороны » [4] (148 «Карасубазар» и 150 «Зуя», под командованием гауптмана Ворличека, и, частично, 151 «Алушта-Ялта» под командованием гауптмана Ерке). Правда, непосредственные действия батальонов «самообороны» ни в немецких, ни в румынских документах не показаны, румыны о них не упоминают. Немцы просто указывают их в составе сил, задействованных в операции.

Для ликвидации партизан, были привлечены не только наземные войска и артиллерия. Были привлечены немецкие самолеты ближней авиаразведки, «ближние штурмовики» « Gota 145» авиагруппы, базирующейся на аэродроме Каранкут, и, даже пикирующие бомбардировщики « Ju -87» из румынской группы пикирующих бомбардировщиков (Grupul 3 Pikaj). Суммарно, в операции были задействованы около 4 тыс. человек, 7 артиллерийских батарей, 18 самолетов.

Партизаны могли противопоставить противнику лишь 600 бойцов, одну артиллерийскую батарею 76-мм горных пушек и одну батарею горных реактивных установок.

По данным противника, хронология событий была следующей:

Сначала, 29.12.43г. продвижение румынских частей шло почти без сопротивления. Запись в журнале боевых действий 17 армии: «В результате действий 1 румынского Горного корпуса партизаны южнее Баксана потеснены» [5] . Ф.И.Федоренко указывает:

«Итак, 29 декабря, раннее утро. По безлесному горному плато со всех сторон идут на нас колонны вражеских войск с боевой техникой. Против Второго и Восемнадцатого отря­дов на всхолмленном поле в двух-трех километрах западнее Калан-Баира и южнее его до тиркинского леса развертывают­ся части, как вскоре выяснилось, 1-й горнострелковой ди­визии, ее артиллерийские и минометные батареи. На север­ных подступах к нам, по докладам разведки,— крупные сосредоточения пехоты и кавалерии в селах Барабановке и Петрово, а все выходы из леса перекрыты заставами... В 9.00 противник начинает артподготовку наступления — бьет из тяжелых орудий по расположениям Второго и Во­семнадцатого отрядов, по нашим батареям. Калан-Баир и высота 884 содрогаются от взрывов, опушка леса на Калан-Баире превращается в сплошной завал, снег перемешивается с землей, взлетают и шлепаются повсюду здоровенные камни. И мелкие, острые, тоже — вперемешку с осколками мин и снарядов.

Артподготовка, длившаяся около часа, сменяется ударом с неба. Над КНП и вдоль позиций отрядов на малой высоте проносятся, пытаясь прошить лес пулеметными очередями, истребители. Пикировщики сбрасывают десятки бомб, в том числе 500-килограммовые, на позиции батарей Авдюкова и Лукомца,— воронки от тех полутонных дур сохранились в каменистом грунте до наших дней...

10.00. Во время нового мощного огневого налета более двух тысяч пехотинцев направляются к позициям Второго и Восемнадцатого отрядов, одновременно к горе Базар-Оба в трех километрах правее нас приближаются колонны мото­пехоты и танков. На КНП гитлеровцев царит оживление» [6] .

Описание боя в воспоминаниях Ф.И.Федоренко не в полной мере совпадает с немецкими документами. Так, к примеру, он указывает, что уже в 9 часов утра 29.12 на высоте 1001,5 находился противник, тогда, как немецкие документы говорят о том, что с этой стороны наступление началось намного позже, и, лишь в 15 часов высота была взята. С.Н.Ткаченко приводит достаточно интересные данные : « … отчёта немецкой военно-экономической инспекции», которые целесообразно привести полностью: «27 декабря 1943 года особое подразделение военно-экономической инспекции 105 (Крым) под руководством старшего лейтенанта Хартмана было задействовано в широкомасштабной операции против партизан. Подразделению, сформированному из частей различных подразделений, принадлежали 20 членов военно-экономической инспекции 105 (Крым). Отбытие подразделения 27 декабря 1943 года в 23 часа в Чавке, 23 километраюго-восточнее Симферополя, по шоссе на Алушту. 28 декабря 1943 года, 3 часа: восхождение подразделения в качестве третьего подразделения особо составленного истребительного батальона для борьбы с партизанами на высоту 1001[7] восточнее Чавки. Восхождение было крайне тяжёлым. До 11 часов утра 29 декабря 1943 года — сопротивление партизан, поддержанных орудийным и миномётным огнём. Лишь около 15 часов высота была взята при поддержке батальона ротмистра Брендель. Трофеи захвачены не были, трупы партизан были убраны. Батальон ночевал на высоте при дожде, снегопаде и резком падении температуры. На протяжении следующих дней нападение было продолжено и был прочёсан лежащий в северном направлении лес». Вопрос требует уточнения. Бой шел двое суток. 1-я бригада свои позиции на г. Бурма удержала, но, противник основными силами атаковал 5-ю и 6-ю бригады в районе г. Яман Таш.

Васильк1 
 
Партизанская "катюша"
 
Васильк2
 

 

31.12 в журнале стоит запись: «1-й Горный корпус прижимает противника, уничтожены 9 лагерей со 127 землянками, убито 112 партизан[8] , взято 11 пленных» [9]

01.01.44 Отдан приказ, хватать всех «мужиков» [10] , в возрасте от 14 до 60 лет, двигающихся по дорогам, и доставлять их в лагерь задержанных[11] .

Полковая группа «Балан» в составе двух батальонов, столкнулась с упорным сопротивлением партизан в районе 2 км севернее высоты 909,3[12] Журнал боевых действий немецкой 17 армии: «В связи с упорным, непрекращающимся сопротивлением, генерал Мочиулски получает приказ занять западный сектор для создания непрерывного фронта» [13]

Из боевого донесения 17 армии за день 01.01.44. «1 Горный румынский корпус закончил передислокацию сил для операции против партизан. Задача 2.01 нанести удар против окруженных партизан в лесистой местности южнее Баксана» [14] .

Партизаны так же перегруппировали свои силы. Из района Г. Бурма в помощь 5-й и 6-й бригадам планировали перебросить три отряда 1-й бригады (2-й, 24-й и 18-й), но связь с 24-м отрядом была потеряна. Он отошел в район Карасубазарских лесов и встретился с партизанами Восточного соединения (бригада Котельникова).

На старых позициях оставался только 19-й отряд. Отряды 1-й бригады сменили бойцов 6-й бригады, которые понесли тяжелые потери и были отведены в тыл. Противник, выведя из строя партизанскую артиллерию, получил преимущество в позиционных боях, которые были навязаны партизанам из-за наличия «гражданских лагерей».

Из документов противника: «02.01 Сопротивление партизан юго-западнее Карасубазара усилилось. …Из-за плохой погоды (туман и дождь) удар против партизан имел лишь незначительный прогресс» [15] . В ходе артиллерийского обстрела был тяжело ранен командир 18-го отряда А.Ваднев, тяжело ранен комиссар 5-й бригады Егоров. Ночью началась эвакуация гражданского населения и раненых с Яман Таша в Васильковскую балку.

Васильк3

03.01. противник, около 13 часов произвел авианалет на гражданские лагеря в балке, после чего попытался атаковать партизан. Балку охраняли Третий, Шестой, Двадцать первый отряды Пятой бригады. Ф.И.Федоренко указывает, что вроде бы как, первый натиск противника был отбит, и только 4-го числа 5-я бригада была фактически разгромлена, но противник дает другие данные.

По данным противника: «3.01 В результате боя с партизанами убито 343 человека, перебежало 230 человек, в том числе много женщин и детей, 4 партизана и 36 женщин пленены. Захвачены три пушки 7,62-см 2 пусковых установки для РС уничтожены 8 лагерей. Задача на 4 число уничтожить котел с партизанами. Удар поддерживался авиацией» [16] .

В ночь на 4.01 советской авиацией был осуществлен сброс боезапаса. Из воспоминаний Ф.И.Федоренко:

«21.00. Крепко подморозило, рассеялся стоявший все эти дни туман. В лощине западнее Бурмы разжигаем сигналь­ные костры, над ними транспортные ЛИ-2 сбросят парашю­ты с боеприпасами. Вот они, самолеты, приближаются. Про­тивник, а он в одном-двух километрах, никак па это не реа­гирует, молчат его зенитные пушки и пулеметы: видимо, подумал, свои летят. ЛИ-2, освободившись от грузов, уда­ляются, но их сменяют наши бомбардировщики. Еще мину­та-другая, и по многочисленным кострам противника на Калан-Баире следует бомбовый удар. Партизаны ликуют: спасибо, Большая земля!» [17] .

Остатки 5-й бригады отошли к позициям 1-й, а, после остатки обеих бригад отошли на Яман-Таш. Из воспоминаний Ф.И.Федоренко:

«Мы к приходу Пятой успели собрать 14 парашютов с бое­припасами, отбить начавшиеся пополудни атаки, изготовить­ся к переходу па оставленный горными стрелками Яман-Таш».

По данным противника: «04.01 В результате боя Горного корпуса котел сужен до 1 км в диаметре. 05.01 ожидается его уничтожение» [18] .

Ф.И.Федоренко: «5-го января. Рассвет застал Первую и Пятую в круговой обороне на все том же Злом Камне. Шестую командир со­единения послал в тиркинский лес. 6 января. Горные стрелки и каратели прочесывали зуйский лес севернее Калан-Баира,— куда же еще могли пе­реместиться основные силы партизан? 7 января. Во второй половине дня противник, обнаружив нас, штурмовал склоны Злого Камня. Держимся до темноты и под завывание снежного урагана через открытое плато западнее Калан-Баира уходим в тиркинский лес — на соеди­нение с Шестой бригадой. И это означает, что небывалая карательная экспедиция, которая обошлась горнострелково­му корпусу в несколько сот убитых и раненых солдат и офицеров, не достигла своей цели — уничтожить партизан в зуйском лесу».

Партизанам удалось уйти из окружения, рассредоточившись на мелкие группы. Из воспоминаний Ф.М. Мазурца: «Все перемешалось. Отрядов как таковых не было. Пробивались группками по 2–3 человека, кто куда может». Было назначено лишь общее время и место сбора: «через неделю на Яман Таше».

Противник указывает: «06.01 завершена операция против партизан. В ней были задействованы 3 батальона Шума 2 немецких тревожных батальона и 9 румынских батальонов».

Ф.И.Федоренко указывает: «Не скрою от читателя и наших потерь, хоть писать о них и больно. 88 убитых, 330 раненых. Многие умерли от ран в трудных переходах. 36 тяжелораненых, которых Соловей с Двадцать третьим отрядом пытались спрятать в скальных расщелинах Васильковской балки, были захвачены и бук­вально растерзаны фашистами».

Результаты этой операции не совсем такие, как указывает Ф.И.Федоренко. Только 6-я бригада, указала в списке потерь 126 человек. 1-я бригада показала сначала 32 человека, потом еще 12, потом еще 10. Огромными были потери среди гражданского населения.

С.Н.Ткаченко указывает: «Точных данных о гражданском населении Карасубазарского и Зуйского районов, ушедших в леса, не найдено — общие оценки указывают на 3–3,5 тысячи человек. В частности, А. В. Басов пишет о 3000 гражданских лиц под защитой партизан в Зуйских лесах, в заповеднике — 4735, в старокрымских лесах — 2000 человек».

По немецким армейским данным: «За период с 29.12 по 06.01 уничтожено 1200 партизан, 2856 человек (из них 2/3 женщины и дети) захвачены в плен. Уничтожены 340 землянок Захвачены 3 пушки, 2 залповых реактивных системы, 1 одиночная пусковая установка, 7 минометов, 8 ПТР, 11 пулеметов 17 автоматов 636 винтовок. Собственные потери 51 убитый и 213 ранены».

Если сравнивать численность партизанских отрядов в декабре 1943 года и январе 1944 года, то, даже по официальным документам четко видно снижение численности партизан. Правда, оно не такое значительное, как указывает противник. На 1 января 1944 года 3998, на 1 февраля 3733 партизан. Потери 265 человек. Чуть большую цифру дают подсчеты потерь по спискам отрядов: 311 человек. Но, это численность партизанских отрядов, без потерь мирного населения.

[1] совр . Белогорск - Пчелиное - Генеральское - Сорокино

[2] Dutu A. Armata Romana in al doilea razboi mondial (1941–1945) / A. Dutu, F. Dobre, L. Loghin. — Dictionar Enciclopedic, Editura Enciclopedica, 1999. — 237 а .

[3] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[4] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[5] NARA T -312 R -745 fr .1115

[6] Федоренко Ф.И. Годы партизанские, 1941 — 1944.— Симферополь. Таврия, 1990.

[7] Имеется в виду отметка 1001, 5 над д. Ени Сала.

[8] Из этических соображений, слово «бандит» использованное в немецких документах, заменено на «партизан»

[9] NARA T -312 R -745 fr .1121

[10] первод дословный

[11] NARA T -312 R -745 fr .629

[12] Возвышенность Орта-Сырт, район г.Калан Баир

[13] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[14] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[15] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[16] NARA T-312 R-746 fr.050-094

[17] Федоренко Ф.И. Годы партизанские, 1941 — 1944.— Симферополь. Таврия, 1990.

[18] NARA T-312 R-746 fr.050-094

Источник: https://dzen.ru/a/YGna46dzYACQYK3s