Объединённую судостроительную корпорацию после передачи в управление банку ВТБ ждёт комплексный аудит, ревизия заключённых контрактов, смена менеджмента и продажа части активов, полагают эксперты.

 
На встрече с главой ВТБ Андреем Костиным президент РФ Владимир Путин озвучил решение, которое раньше не применялось к государственным корпорациям. ВТБ получил в управление Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) на 5 лет. Эта новость стала неожиданной и для самой ОСК, и для её заказчиков и контрагентов, говорят собеседники "ДП" в отрасли.
Получение в управление — не то же самое, что в собственность. Однако ВТБ берёт на себя обязательства по финансированию ОСК, а также все связанные с этим риски. С одной стороны, схема выглядит как попытка государства снять с бюджета бремя исполнения обязательств ОСК. С другой — доля государства в ВТБ составляет 61,8%, сообщал журналистам член правления банка Дмитрий Пьянов в начале лета после завершения допэмиссии. То есть так или иначе это обременение одного государственного кармана вместо другого.

Интересы Родины

Нотки недовольства руководством ОСК "сверху" публично прозвучали ровно год назад, 18 августа. Тогда президент проводил совещание по вопросам развития судостроительной промышленности и спросил у генерального директора ОСК Алексея Рахманова: "Алексей Львович, а чего контрактов–то убыточных назаключали?"
"Поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков, для того чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами, — ответил Алексей Рахманов. — Может быть, это неправильный подход — посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом, соответственно, уже наши финансы".
 
Владимир Путин обратил его внимание, что "интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной". "И наоборот: нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины", — добавил президент.
Позднее стало известно, что проводится финансовый аудит задолженности ОСК. Контракты на строительство гражданского флота не только не улучшили финансовое состояние верфей госкорпорации, но обернулись срывами сроков и растущими убытками. Чтобы не упустить заказ, верфи начинали строительство без твёрдой цены и качественной экспертизы, что привело к росту стоимости судов.
К весне 2023–го ОСК подготовила документы для новой докапитализации из бюджета. Видимо, вместо очередного транша (ОСК оценивала убытки группы по итогам 2022 года в 20 млрд рублей) она получила внешнее управление.
По мнению вице–премьера, главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, это "будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния" ОСК и "положительно отразится как на внутригрупповом взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами" (цитата по Интерфаксу). Ожидается также, что под управлением ВТБ судостроительная корпорация выйдет в прибыль, в том числе за счёт того, что привлечёт внебюджетное финансирование. В ОСК отказались от комментариев.

Котировки улетели, но вернулись

Инвесторы отреагировали моментально. Объём торгов акциями ВТБ на Мосбирже после встречи Путина с Костиным взлетел в 6 раз, превысив 18 млрд рублей в день. Цена одной бумаги выросла на 8%. Впрочем, в последующие дни она скорректировалась и на вечер четверга, 17 августа, вернулась на прежний уровень начала августа — к 0,0269 рубля за бумагу. В феврале 2022–го акции торговались на уровне 0,0393 рубля.
При этом бумаги дочернего предприятия госкорпорации, ПАО "Выборгский судостроительный завод", которые также торгуются на бирже, показали более ощутимые результаты: объём торгов за день вырос в 19 раз, до 52 млн рублей, при росте стоимости одной акции в 1,4 раза, до 18,8 тыс. Вполне вероятно, интерес к ценным бумагам был сформирован частными инвесторами: ОСК не раскрывает финансовую отчётность с 2022 года. Оценить уровень её долгов или перспективных договоров стороннему инвестору невозможно.

Банкротная логика

Решение президента в определённой мере, хотя и выглядит неожиданным, абсолютно логично: компания несколько лет показывала значительный убыток, несмотря на солидную выручку, говорит эксперт в сфере антикризисного управления, руководитель направления реструктуризации и несостоятельности Nextons Санкт-Петербург Арутюн Саркисян.
 
"По сути речь идёт о внесудебной оздоровительной процедуре: управление передали другой компании без введения в ОСК процедуры несостоятельности в соответствии с законом о банкротстве. При этом представляется, что во всех действиях будет прослеживаться “банкротная логика” коллективного профессионального арбитражного управляющего", — говорит собеседник "ДП".
По его словам, команде из ВТБ предстоит, во–первых, заменить топ–менеджеров госкорпорации или ввести дополнительно своих, чтобы обеспечить контроль на всех ключевых постах и фактическое исполнение решений высшего руководства. "Мне представляется, что будет заменён весь менеджмент первого и второго уровня", — полагает Арутюн Саркисян.
Во–вторых, ВТБ предстоит провести комплексный аудит, оптимизацию затрат и ревизию контрактов группы ОСК с контрагентами, чтобы выявить неэффективные или "раздутые" затраты, добавляет эксперт. В–третьих, новой команде нужно переосмыслить план оздоровления госкорпорации и обеспечить его планомерное исполнение. По–прежнему требуют контроля и эффективного решения проблемы кадрового голода, бесперебойной поставки ключевых комплектующих и их импортозамещения.

 

Больной оперировать сам себя не может

По данным РБК, вероятным руководителем ОСК может стать профессиональный юрист — первый зампред правления ВТБ Андрей Пучков, имеющий опыт работы с проблемными активами. Должность председателя совета директоров, вероятно, займёт глава ВТБ Андрей Костин. Таким образом, должностей могут лишиться экс–губернатор Санкт–Петербурга и нынешний председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, а также Алексей Рахманов.
Означает ли это, что команда "питерских", которая перешла в своё время из Смольного в ОСК вслед за Георгием Полтавченко, не справилась с управлением госкорпорацией? Скорее можно говорить о том, что ОСК в силу своего размера пала жертвой хронических проблем отечественной судостроительной отрасли, полагает доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Санкт–Петербург Дмитрий Десятниченко. "Где–то руководству эти проблемы удавалось преодолевать, где–то — частично купировать и обеспечивать ремиссию, но вылечить их можно лишь при внешнем хирургическом вмешательстве. Сейчас мы наблюдаем именно такой процесс. Сам себя больной оперировать не может", — полагает он.
Вероятно, на петербургские верфи скоро прибудут ревизоры, предполагают источники "ДП". Отметим, что финансовое положение петербургских верфей ОСК в последние годы ухудшалось (см. инфографику). Возможно, проверка затронет и инвестиционные проекты, которые реализует в городе ОСК. Так, строительство нового эллинга с тяжёлым стапелем на Северной верфи из–за неоднократной смены подрядчиков буксует уже несколько лет.
Актив, контроль над которым ОСК может потерять в Петербурге в ближайшее время, — это Балтийский завод, строящий атомные ледоколы. Напомним: ОСК и "Росатом" ранее планировали создать совместное предприятие на базе Балтийского завода, где ОСК получит 49%, а "Росатом" — 51%.
"Не думаю, что этот проект теперь сорвётся. У него есть понятный рынок — ледоколы и плавучие энергоблоки для Севморпути, понятный заказчик и источники финансирования", — говорит источник "ДП" в отрасли.
В самом "Росатоме" перспективы этого партнёрства оценивают лаконично. "У “Росатома” большая программа взаимодействия с Балтзаводом и в части ледоколов, и в части плавэнергоблоков. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с ОСК. Конкретные его параметры будут определяться экономической целесообразностью для госкорпорации", — передал "ДП" через пресс–службу заместитель гендиректора "Росатома" Андрей Никипелов.
 
Главная причина передачи Объединённой судостроительной корпорации в управление ВТБ, безусловно, финансовая. Она уже озвучена: это убыток порядка 20 млрд рублей по итогам 2022 года. Но не следует искать простых ответов на вопрос, почему эти убытки возникли. Причин очень много. В их числе малая серийность производства, длинный производственный цикл, высокая зависимость от импорта, неоднородность производственного потенциала и уровня достигнутой эффективности предприятий ОСК, традиционно используемая финансовая модель. Судостроение — крайне специфическая отрасль. Себестоимость головного судна всегда существенно выше серийного. Ключевые же заказчики ОСК в лице Минобороны и "Росатома" чаще всего хотят получать максимально актуализированные, а не серийные изделия. Технические задания сильно корректируют в процессе производства изделий. Это вынуждает верфи переносить сроки сдачи. Поэтому в качестве основной причины передачи управления банку ВТБ я бы выделил необходимость существенной корректировки финансовой модели деятельности ОСК. За этим должны произойти содержательные изменения ряда хозяйственных процессов и юридических моделей выстраивания отношений с ключевыми заказчиками, подрядчиками и поставщиками.
Дмитрий Десятниченко
доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Санкт–Петербург
 
Перемены в руководящих надстройках имеют серьёзный минус, и это касается любой сферы. Потребуется дополнительная отчётность для нового менеджмента, что будет отвлекать руководство верфей от непосредственной работы на бюрократические движения, такие как отчёты и совещания. К плюсам, наверное, можно отнести обещанное правительством и самим банком упрощение (ускорение) финансирования проектов модернизации производств и снабжения верфей. Не думаю, что текущие контракты с заказчиками судов могут быть пересмотрены. Однако пересмотр контрактов может затронуть сферу поставки судового оборудования, особенно в части ужесточения ответственности за сроки поставки оборудования, его качество. В части гражданского судостроения верфи ОСК, думаю, могут начать более активно двигаться в направлении различного типа партнёрств с внешними инвесторами. Не исключаю, что некоторые гражданские активы могут быть проданы.
Надежда Малышева
директор по развитию ИАА "Портньюс"
 
Программа финансового оздоровления, которую применительно к АО "ОСК" утвердили и начали реализовывать в 2020 году, предполагала главным образом выделение из бюджета денежных средств и реструктуризацию долгов. В собственности государства находится 100% акций компании, а смена руководящих органов могла произойти и при финансовом оздоровлении, и без него в любой момент по решению акционера. Переход АО "ОСК" в доверительное управление ВТБ предполагает как передачу ряда полномочий по смене органов управления, так и в целом новые настройки работы и политики компании. Учитывая, что внешнее управление с большой долей вероятности потребует финансирования со стороны ВТБ, последний сможет и контролировать выполнение заданного нового курса, чтобы вывести ОСК из кризиса и попытаться не потерять, а приумножить инвестиции в компанию.
Александра Улезко
адвокат, руководитель адвокатской практики Ulezko.Legal
 
Источник: Деловой Петербург
https://www.dp.ru/a/2023/08/18/s-balansa-na-balans-dokapitalizaciej?ysclid=llguucjueo927989154