В Севастополе предали земле тело генерал-майора, заслуженного строителя России, лауреата Государственной премии в области науки и техники Вячеслава Кима.

Как отметил губернатор Михаил Развожаев, Вячеслав Ильич прибыл в Севастополь 31 год назад, в эпоху слома формаций, когда российский флот переживал непростой период в своей истории.

«Приехал и сразу взялся за решение самых сложных бытовых вопросов военнослужащих, - подчеркнул глава региона. - Благодаря Вячеславу Ильичу в Севастополе строились дома, садик, школа, появлялись новые кварталы и сохранялись исторические объекты».

«Комсомольская правда» в Севастополе опубликовала с ним большое интервью, - напомнил Михаил Развожаев. - В этом материале высветилась личность Вячеслава Кима - патриота, профессионала и созидателя. Примечательно, что его сын работает в строительной отрасли города, а внук - нахимовец».

«Даже после выхода на пенсию Вячеслав Ильич продолжал активную общественную работу, - добавил руководитель. - Был членом нашего Градостроительного Совета. Подсказывал, направлял, делился опытом. Нам будет очень не хватать его острых замечаний и колоссальных знаний».

 

Если бы не помощь Лужкова социальной системе Севастополя и Черноморского Флота, все было бы иначе…

Интервью с генерал-майором Вячеславом Ильичом Кимом

Вячеслав Ильич Ким хорошо знаком севастопольцам. 15 лет он занимал должность замкомандующего ЧФ по строительству, инженерному обеспечению и расквартированию войск. Он, как никто другой, может рассказать в подробностях о другой части жизнедеятельности Черноморского флота – социальной.

- Вячеслав Ильич, как вы оказались в Севастополе?

- Командующий - Игорь Владимирович Касатонов - пригласил меня сюда с Севера. Потом последовал развал СССР, Касатонов отказался принять украинскую присягу, хотя ему предлагали стать главкомом военно-морских сил Украины. Но Игорь Владимирович сказал, что рожден в Советском Союзе, его родители, предки - адмиралы, которые служили в Советском Союзе, и он, русский адмирал, никогда не пойдет служить на Украину. СССР распадался, и флот не понимал еще, что происходит, но Касатонов сумел сплотить вокруг себя все командование, которое оказалось на его стороне, лишь некоторые убежали. И тем самым он сохранил флот. А кого еще можно было признавать тогда? Ельцина? Он далек от флота, ничего ему не было нужно.

- Как Черноморский флот переживал тот период?

- Сложное время было. Полностью прекратилось финансирование флота. Мы тогда написали письма губернаторам России, чтобы они оказали помощь для сохранения Черноморского флота, кто чем может, потому что положение у нас было чудовищное. На это - один из немногих -откликнулся Юрий Михайлович Лужков. Большинство даже ответ не прислало. От Шаймиева из Татарстана - я туда летал - 30 квартир мы получили. Ограду Владимирского собора вот из Екатеринбурга привез. С миру по нитке. Унижался, чувствовал внутри, что унижаюсь, но фактуру я делал. Кто б меня выдержал 15 лет без фактуры, без результата? Нерусский, ерепенистый.

- Юрий Михайлович сильно помог Черноморскому флоту...

- Да, пришло время восстанавливаться. И большое значение в восстановлении Черноморского флота играла социальная система. Чтобы все были не только сыты, но чтобы и квартиры были, семья была обеспечена – без этого откуда брать нужный настрой?

В 1993 году мы встретились с Юрием Лужковым, он пообещал построить 100-квартирный дом для крейсера «Москва». Когда построили дом, Лужков приехал его открывать. Я предварительно с командующим переговорил, чтобы детский садик построить. Он мне говорит: «Ты что, мы и так уже за рамки вышли, это будет перебор». А я говорю: «Даете добро?» Дал. Когда открывали дом, я выступал на торжественной части и сказал: «Юрий Михайлович, мы все вам очень благодарны, вот благодарные семьи. Но вот дети, которые появятся в этих новых квартирах, куда пойдут? Садика же нет. Давайте построим садик».

А я там уже выкопал котлованчик небольшой, для вида, поставил блоки, кран. Юрий Михайлович и говорит: хорошо, построим детский садик. Мы сразу блок торжественно заложили, получили указания, к какому времени построить. Построили.

Когда открывали детский садик, я снова переговорил с командующим. Я говорю: «Вот Юрий Михайлович завтра приезжает открывать детский садик… может, попросим?» «Что попросим?» – спрашивает командующий. «Школу построить». Он говорит: «Ты что, сумасшедший? Какая школа, ну нельзя так». Я говорю: «Это не ваш вопрос, даете добро?» Дал.

На открытии садика мне дали слово, и я говорю: «Юрий Михайлович, вы сказали поставить дом – стоит, все благодарны. Сказали садик построить – построили, все счастливы. А куда после садика дети пойдут, в украинскую школу? Давайте построим школу?» Он дал добро. Я уже и закладку сделал так же, как с садиком. Правда, замахнулся чуть на большее, на 33 класса, а он нам дал 22. К сроку построили, 1 сентября.

А потом было 300-летие флота. Я и говорю: «Юрий Михайлович, а давайте еще дом построим, на 300 квартир». Он и на это дал добро.

Вот таким способом - не мытьем, а катаньем - мы все и построили. Это была первая и единственная построенная школа в Севастополе, Украина же ничего никогда не строила. Но это же еще надо было у Украины землю получить. Я им говорил: мы же не для себя, для вас строим тоже. Они что-то давали, выделяли несколько гектаров, думали, мы копаться, возиться там будем. А я раз и освоил.
5 февраля 1999 года мэр Москвы Ю. М. Лужков издал распоряжение «О вопросах создания Черноморского филиала МГУ имени М. В. Ломоносова». Реконструкцию Лазаревских казарм и строительство новых зданий осуществляло строительное управление ЧФ. ФОТО: sev.msu.ru

5 февраля 1999 года мэр Москвы Ю. М. Лужков издал распоряжение «О вопросах создания Черноморского филиала МГУ имени М. В. Ломоносова». Реконструкцию Лазаревских казарм и строительство новых зданий осуществляло строительное управление ЧФ. ФОТО: sev.msu.ru

- Открытие школы тогда было большим событием не только для военных, но и для города.

- Да, на открытие очень много людей пришло, тысяч пятнадцать, мне потом говорили. И Лужков, конечно, приехал.

А я до этого по традиции с командующим переговорил - ну не могу я без командующего - чтобы построить филиал МГУ. И снова мне: «Ты что, Ким, не вздумай, мы все краснеть будем. А я и говорю, что вы волнуетесь, вы, что ли будете краснеть? Вы в стороне будете стоять, а я кореец, у меня цвет кожи такой, что не видно, краснею я или нет».

Мы, когда еще ехали на мероприятие, я Юрию Михайловичу тихонько предложил: «Ну что, филиал МГУ построим?» Он отвечает: «Ну, Ким, прекрати, сколько можно». А на открытии, когда мне дали слово, я и говорю: «Юрий Михайлович, ну вот дети школу закончат, куда они пойдут? Давайте построим филиал МГУ». А он сзади меня стоит, дергает за полу пиджака: «Прекрати, Ким, прекрати». А я же с микрофоном, продолжаю. «Ну что, - сказал, - построим».

- Вам не «прилетало» за такую инициативу?

- Нет, не прилетало. У нас были хорошие отношения. Он все прекрасно понимал, понимал, что надо все это строить, и что я правильно делаю. Ну и видел результат. И говорил, что, если Кима в дверь не пустишь, он в окно залезет.

Если бы не помощь Лужкова социальной системе Севастополя и Черноморского Флота – дома, садик, школа, лабораторный корпус МГУ, бассейн, Штаб флота, Дом офицеров флота, Матросский клуб и многое другое, то все было бы иначе. Всем этим мы веру дали людям. Веру о могучем флоте, о России, чтобы все воспринимали нас, как положено. Да и 2014 год был бы иной без него. И очень жалко, что Юрия Михайловича забывают.

- Куда надо двигаться, с точки зрения вашей специальности, как развиваться дальше ЧФ?

- Чтобы двигаться дальше, нужен мир. Нужно с Украиной все решить. До конца. Нельзя оставлять так.

Вся система базирования, наземная, является частью морской инженерной службы. Корабль без берега – это не корабль. Чтобы существовал корабль, надо укреплять берег. Должен быть причальный фронт, берег, глубина, электричество, инженерные сети. Поэтому все это мы тоже восстанавливали, строили, и еще работы непаханое поле. Новое вооружение, модернизация техники… так и берег надо модернизировать. Надо, чтобы высшее командование знало все нюансы, могло учитывать их. Хорошо бы, послужило в «этих сапогах», чтобы знать все изнутри. В Союзе была выстроена уникальная система, когда все в связке, а во главе – корабль.

Я бы пожелал Черноморскому Флоту большого плавания и семь футов под килем. Черноморский флот – это традиция России. Это гордость России.

 

Справка «КП»

Вячеслав Ильич Ким

Генерал-майор, лауреат государственной премии РФ в области науки и техники, почетный строитель Москвы, почетный строитель России, заслуженный строитель России, орденоносец орденов.

По личной договоренности Вячеслава Кима с московскими властями, кроме перечисленного в статье, в Севастополе построили тысячи квартир, 44-й Спортивный клуб, диагностический центр на площади Суворова, освоили улицы Фадеева, Щитовую, Щелкунова. Генерал-майор Ким способствовал реконструкции памятников, лестницы и портала Графской пристани, памятника Казарскому на Матросском бульваре, музея Черноморского флота, а также памятников в Артбухте - обелисков адмиралам Ф. А. Клокачеву и В. А. Корнилову.

13 мая 2022 г.

 

Источник: КП-Севастополь
https://www.sevastopol.kp.ru/online/news/5394149/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
https://www.sevastopol.kp.ru/daily/27392.5/4586588/