До президентских выборов в Турции осталось чуть меньше двух месяцев, но эксперты уже в один голос предрекают, что грядущая избирательная гонка станет самой драматичной за последние десятилетия. И первые признаки такого «драматизма» уже есть, ведь главный соперник лидера республики Реджепа Эрдогана — оппозиционер Кемаль Кылычдароглу — начал существенно опережать своего визави в последних опросах.

Представители объединенной турецкой оппозиции, известной как «Народная коалиция», которая состоит из шести партий, всерьез рассчитывают, что их единый кандидат в лице Кылычдароглу сможет победить уже в первом туре голосования, который намечен на 14 мая.

За разворачивающейся буквально на глазах драмой пристально следят и в России, поскольку возможный приход к власти оппозиционных сил будет означать сдвиг внешней политики Анкары на Запад: в окружении Кылычдароглу не раз подчеркивали, что в случае победы на выборах последний намерен «стремиться к равноправным отношениям» с Москвой, но в то же время напомнит ей о членстве Турции в НАТО.

 

Оппозиция все решила

Накануне в Турции начался прием заявок о выдвижении кандидатов в президенты. Отмечается, что сбор документов продлится до 23 марта, а через неделю правительственный вестник Resmi Gazete опубликует официальный список кандидатов, которые смогут приступить к предвыборной агитации. Если в первом туре ни один из политиков не наберет более 50% голосов, то для выявления победителя проведут второй этап, предварительно назначенный на 28 мая.

В некоторых районах на юго-востоке республики избирательная кампания будет проходить в буквальном смысле в «спартанских условиях»: в начале февраля Турция пережила мощнейшие землетрясения, в результате которых погибли более 48 тыс. человек, свыше 6 тыс. зданий обрушилось.

Несмотря на столь трагические события, Эрдоган решил не только не отменять выборы, но и перенести голосование более чем на месяц раньше (изначально выборы должны были пройти 18 июня). Поэтому исход гонки продемонстрирует, как в реальности избиратели оценивают действия властей по ликвидации последствий катастрофы, отмечают эксперты.

Впрочем, особо переживать из-за этого турецкому лидеру, судя по всему, не приходится: пострадавшие регионы — за редким исключением — традиционно поддерживают политсилу президента или союзную с ней Партию националистического движения. Другое дело, что последние опросы общественного мнения говорят о постепенной потере Эрдоганом доверия среди населения.

С недавних пор наибольшими симпатиями со стороны турецких граждан пользуется лидер Народно-республиканской партии Кылычдароглу. Согласно опросу Europe Elects, оппозиционный политик опережает Эрдогана уже более чем на 10%: как передает портал Euractiv, если за президента сейчас готовы отдать голос всего лишь 44% избирателей, то за его главного соперника — целых 56%.

Если такая тенденция сохранится, то господин Кылычдароглу вполне может выйти победителем из гонки, отправив на пенсию бессменного «султана», находящегося у власти в Анкаре на разных постах без малого 20 лет. Видимо, подобная перспектива всерьез воодушевила оппозиционные силы, которые начали воспринимать предстоящие выборы уже почти как состоявшееся событие.

Мэры Анкары и Стамбула Мансур Яваш и Экрем Имамоглу, идущие в одной связке с Кылычдароглу, и не скрывают, что хотят занять посты вице-президентов в случае победы единого кандидата. Сохранят ли они при этом свои прежние должности — неизвестно, но в турецкой «фронде» допускают сценарий, при котором до марта 2024 года главы ведущих городов будут совмещать разные обязанности, чтобы не отдавать кресла градоначальников в руки правящей Партии справедливости и развития.

Но в окружении Эрдогана сдаваться без боя не собираются: представители политсилы подчеркнули, что готовы принять вызов шестипартийной коалиции и активно ведут переговоры о расширении проправительственного «Республиканского альянса» (именно от него и будет выдвигаться действующий президент страны).

Придется сделать выбор

В последние годы политика Эрдогана была направлена на то, чтобы подчеркнуть «особую роль» Турции как посредника между Западом и Востоком: президент, с одной стороны, отказывался присоединяться к антироссийским санкциям и активно выступал за создание вместе с РФ газового хаба в Анкаре, с другой — продавливал собственную повестку на Ближнем Востоке и старался всячески дистанцироваться от заокеанских партнеров, а то и вовсе жестко им противостоять.

 

Поэтому не исключено, что приход к власти оппозиции изменит государственный курс Турции в обратном направлении. На подобные мысли наталкивают последние заявления советника Кылычдароглу по внешней политике Унала Чевикеза, который в интервью газете Politico заявил, что в случае победы «Народной коалиции» Анкара может разморозить переговоры о вступлении страны в Евросоюз, прерванные много лет назад.

«Это не означает, что Турция сразу же станет членом ЕС, это процесс, и он важен. Мы хотим, чтобы наша страна стала демократической и членом сообщества цивилизованных наций», — объяснил политик.

Чевикез также обратил внимание на асимметричность отношений РФ и Турции из-за зависимости Анкары от российских энергоресурсов. По его словам, оппозиционные силы в случае своего успеха на выборах будут «стремиться к равноправным отношениям» с Москвой, но при этом напомнят ей, что республика входит в НАТО.

«Это вполне западоцентричная модель внешней политики, которая будет характеризоваться высокой степенью предсказуемости турецких действий на региональной арене. Другой вопрос, что в этих условиях российская сторона теряет всякую способность играть на противоречиях Анкары и Североатлантического альянса», — отреагировали авторы Telegram-канала «Сезон хамсинов».
 

В то же время Кемаль Кылычдароглу подчеркнул, что Россия остается важным соседом и партнером Турции: две страны связаны исторически, а сейчас активно сотрудничают в области безопасности, энергоресурсов, сельского хозяйства и туризма. В этой связи он пообещал заботиться о долгосрочном и стабильном взаимопонимании с Москвой.

«Исходя из взаимного уважения, я не думаю, что есть причина для изменения этой ситуации. Наоборот, я считаю, что существующие позиции будут еще больше укрепляться, а не сталкиваться с новыми испытаниями», — заверил политик.

Судя по заявлению Кылычдароглу, турецкая оппозиция не хочет портить отношения с РФ на словах, однако на деле ей придется пойти на такой шаг, полагают аналитики Telegram-канала «Выборы, выборы, выборы»: по их мнению, усидеть на двух стульях будет непросто даже такой сильной региональной державе, как Турция.

С тем, что потенциальная победа на выборах кандидата от «Народной коалиции» сулит больше трудностей, препятствий и антироссийских действий, согласился в беседе с «Политикой Сегодня» специалист по Ближнему Востоку, кандидат исторических наук Станислав Хатунцев.

По его мнению, оппозиционные силы будут пользоваться всеми теми «бонусами и ништяками», которые предоставляет Москва, например, направляя газовые потоки через Турцию и занимаясь строительством АЭС «Аккую». Причина в том, что Анкаре выгодно быть самостоятельным игроком, осуществляющим, прежде всего, собственные национальные интересы.

 «Поэтому я думаю, что Турция будет продолжать покупать российские газ и нефть просто потому, что для нее это выгодно. Но оппозиция [в случае победы] будет более агрессивно поддерживать Украину, а ее политика в плане пантюркизма на постсоветском пространстве в Средней Азии станет более реалистичной и менее амбициозной», — предположил политолог.

В то же время Хатунцев исключил возобновление переговоров о вхождении Турции в ЕС. По его мнению, оппозиционные силы поднимают эту тему, чтобы получить голоса проевропейски настроенных граждан, проживающих на западе страны — в Стамбуле, на Эгейском побережье — и в меньшей степени ориентированных на тот неоисламистский проект, который осуществляет Эрдоган. В настоящее время шансы на то, что действующий президент проиграет выборы, превышают 50%, добавил эксперт.

«Потому что более чем за 20 лет Эрдоган серьезно поднадоел Турции при том, что у него есть свой устойчивый базовый электорат, который будет его поддерживать. Но землетрясение, коррупционные скандалы в строительной отрасли, большое количество жертв — это удар, торпедирующий Эрдогана. Вряд ли он сможет сманеврировать и вырулить так, что это не повлияет на его поддержку», — резюмировал Хатунцев.
Источник: Политика сегодня
https://dzen.ru/a/ZBhKcpcCO0lQqc1W