Чем ближе к концу война на Украине (а всё сегодня выглядит именно так), тем чаще люди задаются вопросом, а что потом? Увы, но в попытке дать на него вразумительный ответ большинство экспертов сходятся во мнении, что ничего хорошего Украину не ждёт.
И даже если оставить в стороне задачи преодоления послевоенной разрухи, необходимость восстанавливать экономику и, скорее всего, полное или частичное отсутствие западной помощи, возникает проблема острейшей нехватки рабочих рук, человеческого ресурса, как любят говорить циничные экономисты.
А между тем все эти колоссальные трудности стали следствием чересчур близкой дружбы Украины с тем самым Западом. Об этом в интервью порталу SwebbTV прямо говорит известный аналитик Ларс Берн.
«Дружба с США довела Украину до демографического кризиса, обусловленного исчезновением всего молодого поколения украинцев, и теперь её ждёт мрачное будущее. Поколения, которое родит, должно было родить, следующее поколение, не существует. В демографической пирамиде пусто», – с сожалением констатировал шведский эксперт.
Как сказал однажды скончавшийся накануне патриарх американской внешней политики Генри Киссинджер, быть врагом Америки может быть опасно, но быть её другом – фатально.
При этом даже самые оптимистические прогнозы, на которые способны западные эксперты, не дают Украине много шансов на выживание, по сути, признавая, что слишком тесные отношения Киева с коллективным Западом привели, возможно, к полному уничтожению украинского государства.
Уже сегодня Украина обезлюдила наполовину с довоенного уровня. Как пишут европейские социологи, даже при условии, что Киев сохранит за собой подконтрольные на данный момент территории, население Украины едва ли будет составлять 20 млн человек. Напомню, что к началу 2022 года, по официальным данным, в незалежной (без учёта Крыма и Донбасса) проживало 42 млн.
Более того, даже совершенно фантастические расклады с выходом ВСУ на границы 1991 года не дают никаких шансов увеличить количество украинских граждан более чем до 26 млн.
Причин для столь катастрофической демографии несколько. Во-первых, разумеется боевые действия. Колоссальные потери, которые киевские власти усиленно скрывают, находят отражение в кладбищах размером с города, выросших как поганки после дождя по всей Украине, а также в значительном количестве мужского населения, вернувшегося с войны инвалидами.
За без малого два года вооружённого конфликта число инвалидов в стране выросло на 300 тысяч и уже достигло отметки в три с лишним миллиона человек, что при элементарных подсчётах даёт цифру в 15% от всего населения. И ужас ситуации с том, что даже эта цифра, увы, не является окончательной.
Разумеется, всё это ляжет тяжёлой нагрузкой на украинский бюджет, и без того существующий почти исключительно за счёт западных подачек.
Второй причиной грядущей демографической ямы является массовый отток украинского населения за границу. При этом большинство беженцев, обретших новый дом в России или странах Евросоюза, возвращаться в родные пенаты вовсе не собираются.
По данным опроса, проведённого среди украинских беженок с 1 по 12 ноября 2023 года компанией Periscope Research в 18 странах ЕС (Польше, Чехии, Германии и прочих), лишь 5% из принявших участие в исследовании украинок заявили о готовности вернуться на Родину.
Среди основных причин отказа от репатриации называются опасность для жизни из-за военных действий (44%), возможность получить в Европе значительную помощь временным переселенцам с Украины (36,5%), общий более высокий уровень жизни за границей (36,5%), возможное отсутствие электричества и отопления на Украине в зимний период (35%), отсутствие на Родине жизненных перспектив (32%), разочарование в украинской власти (31%), обусловленная боевыми действиями разруха в местах прежнего проживания (28%), нежелание самим попасть под мобилизацию или подвести под неё членов своих семей (19%), желание остаться с семьей, которая уже обосновалась за границей (19%) и даже личные отношения с мужчиной из местных, установленные в процессе проживания за рубежом (18%).
Как видим, большинство аргументов носят чисто меркантильный характер. Но стоит ли их за это осуждать? Рыба ищет где глубже, человек – где лучше, гласит старинная русская поговорка. Лучше, спокойнее и комфортнее, добавлю я. А ещё где денежнее.
По данным того же опроса, доходы 73% уехавших в эмиграцию украинских женщин за последний год не уменьшились, а у 31% они и вовсе выросли. При этом практически все отметили более качественные социальные условия в их нынешней стране пребывания, чем это было даже в довоенной Украине. Ну кто ж сбежит от такого счастья?
Расклады западных социологов подтверждает и исполнительный директор Киевского международного института социологии Наталья Харченко, отметившая в своём исследовании «Предпосылки возвращения в Украину для участия в восстановлении украинских женщин, которые нашли временное убежище за рубежом», что рассчитывать на бурный поток «возвращенцев» и «возвращенок», увы, не стоит.
Оба вышеприведённых объяснения пессимистических перспектив для восстановления украинского народонаселения приводят и ещё к одному неизбежному выводу – украинцы как нация резко стареют. Стареют прямо на глазах, поскольку отток молодых, энергичных и работоспособных всё ещё продолжается. А после войны, как только откроют границы, массовый исход украинцев только ускорится.
И вот тогда Украина превратится не только в несостоявшееся, но ещё и в дисфункциональное, неспособное к существованию и самоуправлению государство.
Более того, даже если заморозка произойдёт по нынешней линии боевого соприкосновения, как о том мечтают западные эксперты, на Украине неизбежно возникнет огромное пустынное и незаселённое людьми пространство – мёртвые сёла и города, пустующие заводы и фабрики и так далее. Оставшихся в стране людей не хватит даже для того, чтобы обслуживать интересы транснациональных корпораций вроде пресловутой BlackRock. Помнится, западные глобалисты мечтали о численности украинских граждан в пределах 15 миллионов человек. Так вот, они рискуют не получить даже этого.
Но ведь свято место пусто не бывает. И вот тогда на Украину хлынут мигранты с юга и востока и вместо враждебного нам государства с претензией на анти-Россию, которое мечтало стать плацдармом для НАТО, мы получим дикую территорию с бандитскими анклавами, в которых будет процветать торговля наркотиками, оружием, рабами, даже человеческими органами и прочий криминальный бизнес, а также международный терроризм.
То есть получится ровно то, во что при непосредственном участии НАТО в своё время превратили сербский край Косово – территория тотального беззакония, в центре которой крупнейшая в Европе военная база США. Убеждён, что нас такой вариант не устроит. А значит, дело полного освобождения Украины будет доведено до конца.
Алексей Белов