Азербайджан в последние три года существенно увеличил темп роста военных расходов, чему способствовала, в том числе, перманентная напряженность на границе с НКР и Арменией как следствие вооруженного конфликта в сентябре-ноябре 2020 года.

Баку считал себя победителем в этом конфликте и не скрывал своих амбиций по полному «силовому» включению НКР в состав Азербайджана (НКР – это бывшая НКАО в составе Азербайджанской ССР, объявившая о свой независимости, то есть, в первую очередь, независимости от Азербайджана, в 1991 году).

Тем не менее, для компенсации потерь в 2020 году были нужны закупки новых вооружений, и в этом плане практическое достижение самодостаточности в обеспечении армии современной техникой и боеприпасами являлось большим преимуществом Баку. С прицелом на длительную перспективу Азербайджан в последние годы существенно расширил закупки вооружений в Израиле и Турции при одновременном снижении импорта российских вооружений.

Акцент был сделан на создании совместных предприятий на территории Азербайджана для организации лицензионного производства различных типов вооружений.

Можно констатировать, что Баку проводил и проводит очень активную политику в части создания совместных производств, совместной разработки и производства современных вооружений, организации лицензионного производства ВиВТ.

В последнее время Азербайджан в сфере военно-технического сотрудничества все более сближается с Турцией. В ближайшее время можно ожидать крупных сделок в сфере ВТС между этими двумя странами. Представляется наиболее вероятным, что, прежде всего, будут продолжены закупки ударных БЛА турецкого производства, которые продемонстрировали свою высокую эффективность в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Как сообщил ресурс Caliber.az 26 июня 2021 года по случаю 103-й годовщины со дня создания Вооруженных сил Азербайджана, «победа во Второй Карабахской войне во многом была достигнута благодаря высокому уровню технического оснащения, наличию современных образцов вооружения, в том числе произведенных на предприятиях ОПК Азербайджана. Сегодня Азербайджан продолжает строительство национального ОПК на базе передовых военных технологий XXI века, и эта работа обретет еще большие масштабы с учетом заключения союзнического договора с Турцией».

Дрейф Азербайджана в сторону Турции усилился после озвученной президентами двух стран Шушинской декларации (подписана 15 июня 2021 года в отвоеванном у НКР городе Шуша), определившей формат союзнических отношений в политической и военной сферах. Тогда же была достигнута договоренность о тесном сотрудничестве и в оборонной промышленности. В частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о трансферте военных технологий и совместном выпуске оборонной продукции в Азербайджане.

Незадолго до подписания Шушинской декларации представители Минобороны Азербайджана провели переговоры с руководством турецких компаний STM, Rocketsan, Havelsan и Aselsan, в ходе которых стороны подтвердили долгосрочные планы сотрудничества в области современных систем связи и управления огнем, средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), оптических систем, а также трансферта технологий в других стратегически важных оборонных направлениях.

Трехсторонне мирное соглашение (Азербайджан, Армения и Россия) было подписано 9 ноября 2020 года (через 44 дня после начала конфликта 27 сентября). Однако Азербайджан никогда не скрывал своего недовольства итогом вооруженного противостояния, несмотря на победные реляции и возвращение ранее утраченных территорий.

Было очевидно, что единственным вариантом решения проблемы Нагорного Карабаха, удовлетворяющим Азербайджан, являлось восстановление силой «территориальной целостности», т.е. установление полного контроля над НКР, а любой иной вариант решения вопроса Нагорного Карабаха для Азербайджана рассматривался как временный.

В этой связи не случайно, что на протяжении 2021-2023 гг. периодически возникали пограничные инциденты (иногда масштабные), которые вполне могли привести к развязыванию нового конфликта. Безусловно, что ответственность за напряженную ситуацию на границе несли обе стороны.

Следует отметить, что основной особенностью военного конфликта в 2020 году стала успешная демонстрация ВС Азербайджана возможности успешного применения беспилотных летательных аппаратов и нанесения точечных ударов для уничтожения сил противника. Азербайджан активно закупал беспилотники у Израиля и организовал у себя совместное производство. В ходе конфликта использовались также турецкие БЛА. В целом следует отметить, что вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе осенью 2020 года показал стратегическую важность превосходства в воздухе в современной войне и высокую эффективность применения беспилотных летательных аппаратов.

Справочно:

Возвращаясь к военному противостоянию в сентябре-ноябре 2020 года, следует отметить, что в боевых действиях, согласно официальным данным, с армянской стороны была полностью задействована армия обороны НКР, пограничные войска Армении и подразделения полиции Армении (очевидно также, что в конфликте были задействованы и регулярные подразделения ВС Армении, территориально находившиеся  на бывших азербайджанских территориях, подконтрольных НКР, а также, возможно и на территории НКР). Азербайджан задействовал регулярные войсковые части, подразделения государственной пограничной службы и формирования специального назначения.

Территория Нагорного Карабаха на начало боевых действий включала ряд территорий, которые не входили в состав НКР по декларации о независимости от 1991 года. После Первой Карабахской войны (1992-1994 гг.) НКР расширила зону своего контроля на прилегающие азербайджанские территории (точнее сказать на территории, входившие в состав Азербайджанской ССР), создав т.н. «пояс безопасности». В частности, по состоянию на начало конфликта (27 сентября 2020 года) НКР контролировала бывшие азербайджанские Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский районы. Кроме того, НКР контролировала территории к югу от линии разграничения НКР и Азербайджана в 1991 году (вплоть до границы с Ираном). Эти территории также входили в «пояс безопасности».

Согласно мирному соглашению, все занятые в ходе войны вооруженными силами Азербайджана территории (в основном это районы к югу от НКР и участок вдоль северной границы НКР, которые ранее контролировались армянской стороной и входили в т.н. «пояс безопасности»), а также южная часть территории НКР, в том числе город Шуша, перешли под контроль Азербайджана. Соглашение также предусматривало возвращение Азербайджану ряда контролируемых Арменией бывших азербайджанских территорий (в составе Азербайджанской ССР): Ереван передал Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы.

Обе стороны согласились с размещением российских миротворцев в НКР и контроле ими Лачинского коридора. Согласно договоренности, Лачинский коридор шириной 5 км должен был обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией, вдоль коридора были размещены российские миротворческие силы. Азербайджан дал гарантии безопасности движения по Лачинскому коридору для граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.

Российские миротворцы были размещены также вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.

Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации был определен в 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из сторон соглашения не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.

Источник: Центр анализа мировой торговли оружием
https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0920/113575371/detail.shtml
Фото: aktualnews.mirtesen.ru