В 2015 году, к первой годовщине Севастопольской-Крымской-Русской весны, мною был выпущен авторский фотоальбом «От Третьей обороны – к Русской весне», организована фотовыставка, которая экспонировалась в нескольких местах, а затем была подарена Севастопольскому президентскому кадетскому училищу (ныне – Филиал Нахимовского военно-морского училища).

Думается, представленные тогда материалы не только не утратили актуальности, но и по-прежнему интересны. Поэтому решено вновь представить их «потребителям информации» – уважаемым читателям. Тексты, написанные десять лет назад, слегка «причёсаны» – не по сути, а по форме подачи.

Сергей ГОРБАЧЁВ,
исполнительный директор Института стран СНГ в г. Севастополе,
председатель Союза журналистов Севастополя,
учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота,
капитан 1 ранга

От площади Нахимова до Перекопа

В марте 2014 года севастопольцы на Всекрымском референдуме сказали своё слово, отвечая на предоставленный Историей уникальный шанс. Это слово было кратким: «Да!». «Да!» – возвращению под державную руку Матушки-России.

Было это 16 марта. А уже на следующий день, 17-го, в Доме Москвы директор Института стран СНГ Константин Затулин вручал только что учреждённую общественную памятную медаль «За освобождение Крыма и Севастополя. 16 марта 2014 г.». В списках награжденных «За личный вклад в возвращение Крыма в Россию» было сто человек. Получая медаль, в ответ Константину Федоровичу я вручил свою книгу «Феномен адмирала Касатонова», в которой рассказывается о командующем Черноморским флотом в 1991-1992 годах Игоре Владимировиче Касатонове, энергией, мудростью и мужеством которого южный флот Отечества был сохранен для России. Точнее, не только о нём, а о событиях начала флотораздела, о позиции и действиях черноморцев и севастопольцев в начале 90-х годов, не давших только что вылупившейся в «незалежном инкубаторе» самостийной Украине подмять под себя флот и его главную базу – морскую крепость Юга России город-герой Севастополь.

Тогда, вручая книгу, я напомнил о произнесенных мною еще в мае 2013 года словах о том, что севастопольская проблематика и в целом российско-украинские отношения зашли в тупик. И потому следует провести специальную, комплексную «операцию по принуждению Украины к дружбе». Увы, как показало время, дружбы так и не получилось, но операция, проведенная в феврале–марте 14-го, всё-таки удалась. Как было отмечено, произошедшее достойно анализа, обобщения и описания. И потому, на мой взгляд, следовало бы начать работу над книгой «Феномен Алексея Чалого».

Пресса, как водится, подхватила и растиражировала эти слова, а некоторые наиболее ушлые журналисты, до сих пор напоминая о них, не без ехидцы задают вопрос-подковырку: «И когда же «Феномен Чалого» увидит свет?».

В те дни личность Алексея Михайловича Чалого, пожалуй, дошла до пика популярности, достигнув верхних строчек политических рейтингов. И потому представлялось: необходимо как можно быстрее из довольно объемного информационного массива вычленить нужное и что-то «слепить», не успев утратить вкуса тех поистине судьбоносных дней. Сделать это не удалось и… Слава Богу!

Всё-таки правы исследователи, утверждающие: даже, казалось бы, ясные, всем понятные события новейшей истории должны «отлежаться». И дело не в том, что у меня или у кого-то радикально изменилось отношение к «народному мэру» – нынешнему председателю Заксобрания Севастополя Алексею Чалому, отнюдь, он по-прежнему уважаем. Хотя, впрочем, степень его авторитета и претерпела изменения. К тому же задуманная книга, работа над которой была продекларирована, разумеется, должна бы рассказать не столько о нём, а о Севастопольской весне.

Ответ очевиден и прост: довольно скоро пришло понимание того, что фактура для книги действительно должна отлежаться. Думаю, со мной можно согласиться: уж очень многое требует осмысления, особенно с учетом появления даже объемных материалов, но лишь приоткрывающих страницы ещё пока во многом закрытых, но уже ставших историей глав нашего современного бытия. Как говорил мой некогда венценосный однофамилец, вспоминая об августе 1991 года, «всей правды никто никогда не узнает». Вряд ли в полной мере она станет доступна и в отношении февраля–марта 2014-го. Это, кстати, подтверждает и сам А. Чалый в вышедшем на экраны фильме о «правде» Севастопольской весны. Однако это абсолютно не означает, что нет смысла откладывать начало движения на её поиск. Это важно и нужно. Чтобы знали уже сегодня. Чтобы учитывали уроки произошедшего завтра. Чтобы помнили в будущем…

Книга о Севастопольской весне будет обязательно написана, хотя ее название уже не раз менялось – один из вариантов звучал так: «Феномен Чалого. И не только его…». Однозначно: её название будет другим. Скорее всего, речь надо вести о феномене не Чалого или кого-то конкретно, а о феномене самой Русской весны как процесса…

Но Время не ждёт, и оно уже берёт своё – не только появились публикации в периодической печати, но и вышли десятки книг по крымско-севастопольской проблематике. Есть и научные исследования (диссертации и пр.). Не давая им обоснованных оценок, всё же отмечу: они – разные. И по качеству подобранного и анализируемого материала, и по выводам…

К сожалению, среди них немного работ, подготовленных севастопольцами и крымчанами – участниками событий. Этот пробел как раз и было решено восполнить, издав фотоальбом, с которым заинтересованный, пытливый читатель уже давно познакомился.

Почему фотоальбом? Этот жанр позволяет решить несколько задач. Во-первых, его издание имеет оперативный характер – с тех дней прошел всего лишь год, но уже есть «заформализованный» под обложку творческий результат. Во-вторых, язык фотографии ярок, красноречив и показателен. Плюс к тому, он демократичен – дает возможность каждому вспомнить, поразмышлять, представить… Ну и, конечно, фото – средство, инструмент сам по себе, на мой взгляд, максимально объективный, позволяющий картину любого события показать беспристрастно и изнутри.

Безусловно, на 96 его страницах невозможно эту картину представить во всех красках и в полном объёме, но всё-таки замысел был таков: показать Севастопольскую весну в динамике, на основе хронологии событий. Событий, в которых в той или иной степени участвовали все – кто-то ходил на митинги, кто-то собирал продукты для «Самообороны», кто-то принимал решения, кто-то блокировалПерекоп и Чонгар, кто-то «болел душой» на «материке», кто-то вел переговоры, а кто-то был «очень вежлив»…

Севастопольская весна, действия севастопольцев, черноморцев, «вежливых людей» и других участников событий были энергичны и последовательны. События развивались стремительно и закончились без выстрелов и крови блистательной Победой. Потому, решив выпустить фотоальбом, свой замысел я «обкатал» на фотовыставке с названием «Севастопольский триумф. В Победу свой вклад внёс каждый». А сама идея материализована уже в конкретном издании.

Вступление2

Вступление4

Вступление1

Вступление3

Вступление6

Вступление5

Вступление7

Вступление8

Вступление9

Вступление10

Вступление11