210-й годовщине участия 75-го корабельного экипажа Черноморского флота в войне с европейскими армиями под предводительством Императора Наполеона I-го (Жозеф-Луи-Ипполит БЕЛАНЖЕ) в 1812−1814 годах, посвящается
После начала войны с Наполеоном адмирал Чичагов Павел Васильевич, командующий Дунайской армией, пожелал иметь у себя отряд моряков «для употребления его при переправах через реки»,и императором Александром I адмиралу было разрешено вызвать с Черного моря 75-й корабельный экипаж.31 июля 1812 года«откинув старых матросов, мало способных к строевой службе» ибудучипополнен "здоровыми, надежными и способными" матросами до штатной численности – 404 человека,экипаж был укомплектован. В начале осени был отправлен из Севастополя в Одессу для усиления Дунайской армии.
Но в Одессе, как и в Севастополе, уже свирепствовала чума и в соответствии с распоряжением Михаила Илларионовича Кутузова, моряки направились пешим ходом на соединение с 3-й Западной армией генерала Барклая де Толли.Идти форсированным маршем морякам, не имевшим понятия, как ходят солдаты по земле, было непривычно,–до того времени строевая служба во флоте ещё не была введена, и потому офицеры не имели ясного понятия, как вести пешую колонну. Облегчением было то, что матросы, так как не являлись строевыми чинами и на берегу не воевали,оружия не имели. Это несколько облегчало переходы.Ранцев у моряков тоже не было, и потому морякам пришлось сделать самодельные мешки, которые везли на подводах.
В конце ноября в Минске экипажненадолго присоединился к Молдавской армии. Здесь моряки в первый раз увидели ужасы отступления французской армии. Вот как об этом вспоминает мичман экипажа: «Пленные вереницею тянулись по большой дороге. Неприкрытая нагота, изнурение голодом сопровождало этих несчастных –насмотрелись до омерзения на смерть несчастных французов от холода и голода. Наступил период морозов, тесных квартир и зимних биваков. Не раз доставалось ночевать на открытом воздухе при морозе, доходившем до 20 градусов и более».
С декабря 1812 года75-й корабельный экипаж выполнял общую со всеми войсками задачу по вытеснению неприятеля за границы Российской Империи.
С первых чисел января русская армия двинулась вслед за отступающими остатками войск противника. Самыми же яркими событиями на пути от Севастополя до Парижа, для экипажа был наполнен заграничный поход 1813−1814 годов, в процессе которого моряки прошли через 5 стран Европы, наводили переправы и мосты через более чем 14 рек, а где было необходимо, приводил их в негодность.
Мичман описывает обстановку следующим образом: «в начале января 1813 года пришлось остановиться, чтоб оправиться и отогреться. От тяжкой нужды открылась у нас гнилая горячка. Более половины наших солдат поступили в госпитали». В таких условиях на Висле экипаж должен был построить мост и обеспечить переправу наших войск. Вследствие почти непрерывного ледохода, сильного ветра и отсутствия материалов, постройка наплавного моста на 33 судах шла очень медленно. Работа была настолько тяжела, что появилось до 40 больных, из которых некоторые умерли.
Но 75-й корабельный экипаж не только строил мосты. В первых числах февраля ему было поручено участвовать в осаде городаТорна.Город Торн на правом берегу Вислы был окружён крепостной стеной с башнями, валом, рвами с водой и бастионами.Для осадыбыли заблаговременно приготовлены судадля перевозки пшеницы. Двенадцать таких судов исправили и укрепили для установки орудий, превратив их в канонерские лодки — крупные баркасы, оснащенные одним очень мощным орудием и не большим боезапасом на 10−15 выстрелов, но больше и не надо было, так как отдача 24−32фунтовой пушки разрушала конструкцию баркаса, он просто рассыпался на части.
Как пишет Д.Б.Броневский генерал-лейтенант −«Флотилия наша, во время осады Торуня была деятельно занята. Иногда мы ходили ночью обстреливать крепость с правого берега Вислы, где не было траншейных работ. Обыкновенно посылались две лодки и мы заблаговременно выбрали удобное для насместо: это был небольшой мыс, который прикрывал от крепостных выстрелов. Сделав выстрел по крепости, лодка пряталась за мыс и там, зарядив свою пушку, снова вытягивалась для следующего выстрела». Уже в середине апреля крепость капитулировала. После этого морской экипаж прошел через Познань и вошел в Силезию
С конца июля 1813 годаэкипаж был включен в инженерные войска и присоединен к понтонным ротам. На это время приходится пора, когда французские и прусские войска совершали так называемые марши взад и вперёд.
Наконец в конце августа 1813 произошла решающая битва за Кацбах. Из-за многочисленных дождей горные реки, протекающие в этом уголке Силезии, от проливных дождей наполнились и сорвали мосты.Совершив суточный переход, экипаж подошел к месту назначения где навели необходимые переправы.После битвы народов при Лейпциге черноморцы участвовали в боевых действиях в составе прусской армии под руководством фельд-маршалаГ.Л. Блюхера.
При взятии Парижа русский и прусский корпуса, в составе которых были Морской Гвардейский и 75-й корабельный экипажи, пошли на Монмартр – господствующую над Парижем возвышенность.Русские в удивительном порядке и с беспримерным мужеством шли на смерть. Атака была столь стремительна, что французы успели выстрелить только два раза картечью. Французы, устрашенные грозным наступлением русских, побежали в беспорядке в Париж, преследуемые стрелками, и поспешили известить графа А.Ф. Ланжерона, что они прекращают военные действия.
После окончания войны французский генерал скажет о русской армии: "Товарищи, отдадим им справедливость! Они приносили жертву вполне, без всяких оговорок и без поздних сожалений! После того они ничего не требовали, даже тогда, когда находились среди вражеской столицы, которую они не тронули! Их репутация осталась великой и чистой!"
Первым русским флагом, поднятым над Парижем в 1814 г., стал морской Андреевский флаг!
Из Парижа 75-й флотский экипаж возвратился в Николаев. Именно в этом городе 12 августа 1912 года в ознаменовании столетия Отечественной войны 1812 года в сквере у здания бывшей Мариинской гимназии был открыт гранитный обелиск с надписью «Героям войны 1812 года».
В 1816 году корабельные экипажи были сокращены и переформированы во флотские. Таким образом старшие юнги 75-го корабельного экипажа могли оказаться уже унтер-офицерами 32-го флотского экипажа и участвовать в героическом бое брига «Меркурий», но это уже совсем другая история…
Заведующий военно-историческим музеем ЧВВМУ имени П.С. Нахимова капитан 2 ранга запаса Игорь Фролов