Итак, давайте очень коротко пробежимся по истории боевого применения румынских частей в 1941-42 года, ограничившись границами Крыма. Одесса, Сталинград и освобождение Крыма - это интересные эпизоды, но, пока мы их оставим за границами рассказа. Точка отсчета - конец октября 1941 года, район – подступы к Крыму.

Да, румынские части в штурме Перекопа почти не участвовали (если не считать артиллерии), и Ишунь не брали. Немцы пробивали советскую оборону своей головой, одетой в легендарный «штальхельм», но, прорвав советскую оборону, противник ввел своих союзников в бой.

Главную роль в дезорганизации советской обороны на промежуточных рубежах сыграла т.н. «бригада Циглера», в составе которой была румынская «бригада Корнэ». Что это было за соединение?

Э.фон Манштейн (урожденный фон Левински), в своих мемуарах очень любит прибедняться, сетуя на то, что вместо танковой дивизии, у него было некое «временное» формирование. На самом деле, неправда. Формирование было не «временным», а вполне постоянным. Отряд преследования был составлен из двух моторизованных частей – немецким «отрядом фон Боддина», который действовал в постоянном составе с начала войны, и румынским подразделением.

Румыны называли это соединение «моторизованная бригада Р.Корне», немцы - «мотополк Корне». Учитывая то, что румынские кавполки были меньше немецких пехотных полков, возникает разночтение между немецкими и румынскими документами.

 

Еще в октябре 1941 г. при встрече с кондукэтором («вождем») И. Антонеску, Э фон Манштейн, в качестве моторизованной группы для прорыва в Крым, попросил 1-ю танковую дивизию. Но это соединение после боев под Одессой находилось в весьма печальном состоянии. Вместо нее, по просьбе генерала Манштайна, Антонеску передал из состава 3-й армии моторизованный отряд «полковника Раду Корне», составленный из различных частей румынской моторизованной «кавалерии».

Передаваемая «бригада полковника Раду Корне» имела в своем составе:

-6-й моторизованный полк рошиори (кавалерия) из 5-й румынской кавалерийской бригады

-10-й моторизованный полк рошиори из 6-й кавбригады

-разведывательный эскадрон 5-й кавалерийской бригады (имевший на вооружении 6 танков R-1)

Что такое рошиори? Это традиция. Румынская кавалерия делилась на «рошиори» (штатные кавалерийские части) и «калараши» (территориальные части). К началу войны разницы между ними почти не было, но, традиция осталась.

Из состава корпусной артиллерии Горного корпуса, сюда добавили батарею 54-го тяжелого артдивизиона, немцы добавили 6-ю роту диверсантов-бранденбуржцев и зенитную артиллерию, и, … Вуаля! Колонна преследования готова.

Румынские моторизованные полки имели двухбатальонный состав (2 батальона и эскадрон тяжелого вооружения). В каждом моторизованном батальоне было по два эскадрона (на вооружении 12 ручных пулеметов чешского производства и два 60-мм миномета) и эскадрон тяжелого вооружения. В составе тяжелого эскадрона - 8 станковых пулеметов, четыре 81-мм немецких миномета и четыре 45-мм противотанковые пушки советского производства[1].

Все румынские части, входившие в «бригаду Корне», готовились немецкими инструкторами, и большинство офицеров владело немецким языком. Это дополнительно обеспечило тесное взаимодействие и достаточно успешные действия в составе упомянутой «группы Циглера», выдвинутой наперерез отступавшим к Севастополю советским войскам в начале ноября 1941 г.

И, что? И, все… Это соединение очень неплохо справилось с задачей. С минимальными потерями это смешанное подразделение отсекло пути отступления Приморской армии к Севастополю.

Был еще один отряд преследования советских войск, состоявший из румын. Это был отряд преследования румынского Горного корпуса. Если говорить точнее, то отрядов было два: усиленный 58-й резведбат (корпусного подчинения) и отряд преследования, состоявший в основном из частей 1-й горной бригады на грузовиках и 3-го мотополка каларашей. Каждая моторизованая кавбригада (далее - дивизия) имела[2]: 204 пулемета ZB-30, 24 ZB-53, 20 13,2-мм зенитных пулеметов Hotchkiss m.1931, 7 60-мм минометов Stokes Brandt m. 1935, 12 81,4-мм минометов Brandt m. 1927/31, 20 37-мм противотанковых пушек Bofors m. 1936, 16 75-мм полевых орудия Krupp model 1904 или 1912 и 6 танков R-1. Типичный конный полк как «рошиори», так и «калараши» включал[3]: штабной эскадрон, взвод связи, инженерный взвод (включая огнеметчиков), четыре конных эскадрона (в каждом по 178 солдат и офицеров в четырех взводах, 13 ручных пулеметов), тяжелый эскадрон (16 60-мм минометов, 12 станковых пулеметов, 4 75-мм пушки). И, что? И, все.

Отряды, двигаясь от Чонгара, вышли к Судаку, проделав 180 км. Отряд преследования захватил 2247 пленных, 58-й разведбат зажал на горной дороге, и пленил 1211 кавалеристов из состава «конной группы Аверкина». Основные силы 8-й кавбригады взяли еще 1300 человек. Но, это не бои, это преследование.

Зачистка от партизан, тоже не в счет. После прибытия в Крым 4-й горной бригады генерала Манолиу, 1-я горная бригада под командованием генерала Михая Ласкара, была переброшена под Севастополь в район горы Гасфорта, где вступила в бой с моряками 2-го Черноморского полка.

Схватки были крайне ожесточенными. Вопреки стереотипу «румыны плохие вояки», сложившемуся в сознании читателя, интересующегося войной в Крыму, в основном, по итогам противостояния в 1943-1944 гг. на фронте, следует отметить немецких союзников в 1941-1942 гг., как вполне подготовленных и боеспособных. Мало того – немцы часто использовали румынские формирования для решения передовых задач, подчас сложных и чреватых потерями. Однако не забывали позже приписывать себе победы союзников.

В боях у горы ГАсфорта румыны успеха не добились, но было это связано не с их какими-либо боевыми качествами. Немцы, решив показать румынам, как нужно воевать ввели в бой подразделения 72-й пехотной дивизии, и… тоже ничего не добились. 1-я горная бригада (а, затем, дивизия) застряла под Севастополем до самого конца.

В своих документах, до определенного момента немцы презрительно отзывались о румынах, но, лишь до поры, пока в Феодосии не высадился десант. И, вот тут тон немецких донесений резко меняется. Немцы буквально умоляют генерала Манолиу успеть закрыть Феодосийскую брешь с запада. И, румынские горне стрелки, совершив марш по обледеневшим горным дорогам, при температуре минус 19 успели чуть раньше наших. 8-я кавбригада блокировала Феодосийскую группировку с севера.

29 декабря 1941 года в 16 часов был издан приказ по 11-й немецкой армии, по которому румынскому горному корпусу подчинялся 42-й корпус с задачей сбросить противника в районе Феодосии в море. Для этого румынскому горному корпусу подчинялись:

-боевая группа фон Альфена в составе остатков 46-го пионерного батальона (15 ручных пулеметов), 14-я (артиллерийская) рота 186-го полка, остатки 1-го дивизиона 77-го артполка (две 15см гаубицы), 2-й дивизион 54-го артполка, 3-я батарея 147-го берегового артдивизиона.

-4-я горнострелковая бригада румын (находилась на марше в Коктебеле)

-3-й мотополк (в 13 часов вышел из Карасубазара в направлении Феодосии)

-8-я румынская кавбригада и мотополк Р.Корнэ (на тот момент полки проходили Парпач) [4].

Противник создавал кольцо вокруг Феодосии, используя (в основном) румынские кавалерийские части и румынскую же моторизованную кавалерию, пользуясь ее мобильностью. Пока еще никакого сплошного фронта не существовало, были лишь отдельные заслоны на дорогах.

Это уже потом, подтянув, немецкие части, противник разгромил Феодосийскую высадку, а, затем и Судакский десант. Но и в той и в другой операции наравне с немцами «работали» румынские части.

При описании Евпаторийского десанта приятно писать о том, что, якобы румынские артиллеристы бежали, и были возвращены к орудиям под конвоем немцев. Первичные немецкие документы говорят о том, что все было «с точностью до наоборот» и первыми бежали немцы.

Ситуацию удалось стабилизировать, и в январе, в Крым начал прибывать 7-й румынский корпус (10, 18, 19-я пехотные дивизии). 9 января 10-я и 18-я дивизии уже входили в Крым.

20 января 1942 года Немецкие войска начали перегруппировку: в первую линию начала выдвижение 18-я румынская пехотная дивизия (на правом фланге). Ранее ее предполагали использовать только в береговой обороне, но в связи с потерями немецких и румынских войск в боях за Феодосию, ее в полном составе вывели на передовую.

В ходе февральского советского наступления, 18-й пд румын была фактически разбита. . По данным 42-го немецкого корпуса: «18-я пехотная дивизия румын разбита, 2-й дивизион 240 артполка (170-й ПД), 1-й дивизион 173 артполка (73ПД), 2-я рота 560-го противотанкового дивизиона полностью лишились орудий» [5]. После этих событий 18-ю дивизию сменила 19-я, а 18-я после пополнения была переброшена на блокаду Севастополя.

Решающие события на Крымском фронте начались в мае 1942 года. Одной из особенностей тактического применения немецко-румынских частей стало использование сводных формирований как для контратак, так и для развития наступления (например, «дивизии Зандера», «группы Хитцфельда», «группы Даниэля», и «группы Мюллера», и уж самой известной в 1942 г. – «бригады Гроддека»).Что такое группа Гроддека?

Ее основу, как и в «бригаде Циглера» вновь составил «мотополк Корнэ», моторизованная румынская бригада, состоящая из шести эскадронов (10 и 6 моторизованные полки румынской кавалерии). По состоянию на тот момент в бригаде насчитывалось 54 легких пулеметов, 29 станковых, 8 минометов, 7 противотанковых пушек, 5 зенитных автоматов. Полку было выделено 5 т. бензина и дополнительный боезапас[6], после чего была начата его переброска из района Геническа под Керчь.

Оберст фон Гроддек командир 120-го мотопехотного полка (1-я немецкая танковая армия) прибыл в Крым 30.04. Ему было поручено формирование временного моторизованного подразделения, которое, по плану, должно было войти в прорыв, в ходе предстоящего наступления на Керчь.

Для обеспечения связи между частями «группы Гроддека» была сформирована специальная моторизованная группа связи, состоящая из связистов 1-го реактивного полка, 42-го корпуса и 8-й румынской кавбригады. «Штаб группы Гроддека» был сформирован из офицеров 1-го реактивного полка и 72-й пехотной дивизии. Первоначальный срок операции был назначен на 05.05.42г.

В ходе операции «Охота на дроф» бригада тоже выполнила свою задачу, а, после тяжелого ранения фон Гроддека, бригаду возглавил Р.Корнэ. В ходе наступления на Керченском полуострове, румынами были захвачены 15 тыс. пленных.

После этого настала очередь Севастополя, но и в этой операции румынские части показали себя сильным противником.

В ходе штурма советского Сапунгорского рубежа, 4-я гсд румын под командованием генерала Манолиу, начала наступление ранее назначенного времени, и первой вышла на гребень Сапун-горы, опередив «назначенную» 170-ю пехотную дивизию. Возник первый скандал между командиром дивизии и немецким командующим 54-м корпусом Хансеном.

Заняв гребень, румыны вдруг … остановились. Командир дивизии заявил, что в связи с тем, что румыны не включены в «парад победы» в Севастополе, он не сдвинется с места. Генерал Хансен был вне себя и требовал отдать Г.Манолиу под суд, однако, дипломат Манштейн наоборот, наградил Г.Манолиу и пообещал парад. Правда, по факту, немецкий парад состоялся, а румынский парад состоялся на площади А.Гитлера (ныне площадь Нахимова) в другое время…

Подводя итоги боевых действий, румын сложно назвать слабыми бойцами, во всяком случае, те, части, которые воевали в Крыму. По освобождению Крыма картина еще интереснее, но это тема отдельного рассказа.

Источник: https://dzen.ru/a/YPb4HA0emgOeglEB