В феврале 2023 года будет отмечаться печальная дата: 80 лет с начала Волынской резни. Под этим названием в историю вошло вооруженное противостояние на Волыни между украинцами и поляками в 1943–1944 годах.

По польским данным, в ходе межнационального конфликта украинскими националистами были истреблены от 36 до 60 тысяч этнических поляков. Большинство из них на момент гибели были гражданами Советского Союза.

ЭТНИЧЕСКАЯ ЧИСТКА

Цель бандеровского геноцида на Волыни – освободить «спорные земли» от польского населения на случай проведения плебисцита после окончания Второй мировой войны. Насильственное освобождение территории должно было обеспечить положительный результат в случае возможного голосования по их судьбе.

Украинские националисты рассчитывали, что повторится ситуация, аналогичная окончанию Первой мировой войны. Измотанные войной Германия и Советский Союз распадутся, а на их руинах возникнут новые независимые государства. Территориальные границы их будут определять влиятельные международные организации либо мирная конференция, основываясь на результатах волеизъявления большинства населения «спорных территорий». Отсутствие на Волыни и Галичине поляков делало результаты голосования предсказуемыми.

Командиры отрядов украинских националистов так расставляли приоритеты: «1 марта 1943 года мы начинаем вооруженное восстание. Это военная операция, и как таковая она направлена против оккупанта.

Однако нынешний оккупант является временным, поэтому не стоит тратить силы на борьбу с ним. Подлинным оккупантом является тот, который наступает. Когда речь идет о польском вопросе, то это не военная проблема, а проблема меньшинства. Мы решим ее, как Гитлер решал еврейский вопрос».

ВОПРОС ГРАЖДАНСТВА

Еще раз подчеркнем положение, которое замалчивают все исследователи волынской трагедии: большинство поляков на момент гибели – граждане Советского Союза.

Формально все жители присоединенного к Советскому Союзу региона стали гражданами СССР уже в ноябре 1939 года. А получать официальные документы, подтверждающие этот статус, местные жители начали весной 1940 года.

Руководство СССР стремилось в ускоренном темпе провести на польских территориях экономические, социальные и культурные реформы. Все они были направлены на скорейшую интеграцию западных областей. Среди этих мер одной из центральных была паспортизация. Она регулировалась постановлением Совнаркома СССР «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» от 28 апреля 1933 года. Весной 1940-го процесс паспортизации был распространен на присоединенные территории западных областей Белорусской ССР и Украинской ССР.

Исходя из этого мы можем говорить о том, что на Волыни в 1943–1944 годах украинские националисты из ОУН-УПА (Организация украинских националистов, с 1943 года – Украинская повстанческая армия, обе ораганизации запрещены в РФ) совершали злодеяния против граждан Советского Союза польской национальности.

ОТМЫТЬ РЕПУТАЦИЮ БАНДЕРОВЦЕВ

Сам факт Волынской резни оспаривать сложно. Но есть желающие манипулировать цифрами и фактами, связанными с этими трагическими событиями, интерпретируя их в свою пользу.

В последние годы этим активно занимаются западноукраинские историки и журналисты. Их задачи: во-первых, снять ответственность за произошедшее с политического руководства ОУН(б) (бандеровского крыла ОУН. – «НВО») и переложить вину на территориальное руководство ОУН(б), отдельных командиров и местное украинское население. Во-вторых, откреститься от злодеяний в отношении мирного населения, от антисемитизма в идеологии и практике ОУН-УПА, чтобы затем «гордиться антисоветской борьбой националистического подполья» и героизировать Степана Бандеру и его приспешников.

Прежде всего пропагандисты украинского национализма предпринимают попытки рассмотреть убийства мирных поляков как ответные действия УПА на польский террор против украинского населения Холмщины и Волыни. «Не мы начали, – утверждают они. – Мы были более слабой стороной, вынужденной защищаться».

Такую интерпретацию событий стала проводить еще в 1943–1944 годах бандеровская пропаганда. В эскалации напряженности «между украинским населением и польским меньшинством» провод ОУН(б) тогда обвинял самих поляков.

Конкретные акции отрядов украинских националистов против польского населения галицкие «историки» увязывают сегодня исключительно с действиями самих мирных жителей, а также с действиями польской полиции. Так, Андрей Портнов, ссылаясь на Владимира Сергийчука, пишет, что «вооруженные выступления против отдельных польских сел на Волыни были вызваны тем, что их жители стали помогать как немцам, так и советским партизанам в геноциде украинцев».

Например, убийство в Порицке Волынской области большой группы мирных поляков связывается с убийством немцами вместе с польскими полицаями 12 крестьян в селе Нехвороща и 9 человек в селе Хмелева 20 мая 1943 года.

СВАЛИТЬ ВСЕ НА СОВЕТЫ

Галицкие «историки» также утверждают, что Волынскую резню спровоцировали советские спецслужбы. А вот что по поводу «советских провокаций» пишет польский историк Гжегож Мотика:

«Стоит рассмотреть версию советской провокации, которая якобы привела к резне польского населения на восточных землях 2-й Республики (так иногда называют межвоенную Польшу. – «НВО»). Согласно этой теории, польско-украинский конфликт вроде бы спровоцировали советские партизаны, которые под видом воинов УПА совершили первые убийства польского населения. Эти предполагаемые советские действия будто бы обусловили польское возмездие, оно, в свою очередь, заставило УПА реагировать. Такая гипотеза, на которую в свое время часто ссылались украинские авторы, не находит никакого подтверждения в источниках, и поэтому следует ее решительно отбросить».

ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГЕНОЦИД

Были ли нападения спонтанными?

Это не была «крестьянская война», «социальный, почти индивидуальный конфликт, когда сосед убивает соседа», «бунт украинских крестьянских масс против польских панов», как описывают Волынскую резню националисты.

Атаки на польские села носили спланированный характер. Украинские участники резни прямо пишут: «Был приказ, мы его выполнили».

Игорь Ильюшин, цитируя отрывок отчета о нападении отряда УПА на села Луцкого района в июне 1943 года, приводит слова неизвестного командира националистов:

«Получил я приказ уничтожить два фольварка – Гирку Полонку и Городище... Без единого выстрела выдвинулись к его центру. От конюшни прозвучал выстрел часового. В ответ откликнулись наши ружья. Начался короткий, но упорный бой. Поляки отстреливались из-за стен. Чтобы лучше сориентироваться, откуда стреляет враг, мы зажгли солому. Ляхи начали отступать. Повстанцы занимали дом за домом. Вытаскивали ляхов и резали, приговаривая: «Это вам за наши села и семьи, которые вы сожгли».

Поляки вертелись на длинных советских штыках, умоляли: «На милость Бога, сохраните нам жизнь, я ни в чем не виновен и не виновата». А сзади чотовой (взводный. – «НВО») О., с разбитой головой, отвечает: «Наши дети, наши старики были виноваты, что вы их кидали живьем в огонь?» И работа идет дальше... После короткого боя мы подожгли дом с ляхами, где они и сгорели».

В цитируемом отрывке речь скорее всего идет о приказе территориального командования УПА на Волыни. Свидетельство о наличии директивного документа ОУН(б) зафиксировано в протоколе допроса арестованного органами НКВД УССР в 1945 году заместителя Краевого руководителя ОУН(б) на Волыни Юрия Стельмащука. Он показывал, что в июне 1943 года Д. Клячкивский («Kлим Савур»), как «представитель главного провода» ОУН(б), передал ему «устную секретную директиву центрального провода ОУН о поголовном и повсеместном физическом истреблении всего польского населения, проживавшего на территории западных областей Украины. 29 и 30 августа я с отрядом численностью 700 вооруженных бандитов, по указанию командующего военного округа «Олега» (M. Koвтонюк), вырезал поголовно все польское население на территории Голобского, Koвельскогo, Седлищенского, Мациивского, Любомльского районов, разграбил все их движимое и сжег их недвижимое имущество».

А вот фрагмент из документа главного провода ОУН(б), изданного не позднее 3 мая 1944 года: «Учитывая официальную позицию польского правительства в деле сотрудничества с советами, нужно поляков из наших земель устранять… Потребовать от польского населения в течение нескольких дней перебраться на коренные польские земли. Когда они не выполнят этого, то слать вооруженные отряды, которые мужчин будут ликвидировать, а дома и имущество жечь (разбирать). Еще раз обращаю при этом внимание на то, чтобы поляков призывать покинуть территории, а после ликвидировать, а не наоборот. (Прошу на это обратить особое внимание)».

Приказ центрального провода ОУН(б) был. А значит, Волынская резня – военное преступление, выразившееся в геноциде польского населения. То есть «в действиях, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу».

МАСШТАБЫ РЕЗНИ

Каковы масштабы злодеяний? Ответ мы находим в оуновских документах.

Приведем цитату из отчета Службы безопасности ОУН(б) о проведении отрядами УПА антипольских акций в районе Млынив с 1 по 10 сентября 1943 года: «На протяжении отчетного периода ликвидировано 17 польских семей (58 человек)… Территория полностью очищена. Чистокровных поляков нет. Дела смешанных семей рассматриваются».

Вот строки из протокола допроса следователями Юрия Стельмащука:

«Согнав вместе все польское население в одно место… начинали резню. После того как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землей… Так мы переходили от села к селу».

«Обвинение мне понятно, – заявил на судебном заседании Стельмащук, – виновным себя признаю, за исключением того, что моим отрядом было уничтожено не 15, а 5 тысяч поляков. 15 тысяч поляков было уничтожено по всей Волыни».

Уточним: в ходе конфликта украинскими националистами было истреблено более 36 тыс. человек, из которых 19,5 тыс. – с установленными фамилиями.

Именно эти цифры и пытаются вымарать из истории современные националисты-пропагандисты. Но оправдать геноцид не удается.

РАСПРАВА В ГУТЕ ПЕНЯЦКОЙ

Как можно оправдать такое преступление военнослужащих 4-го галицкого добровольческого полка дивизии СС «Галичина», как убийство мирного населения в Гуте Пеняцкой?

Хронология этого преступления такова. 23 февраля 1944 года на окраине села поляки убили двух разведчиков 4-го полка. 28 февраля украинские добровольцы в отместку сровняли село с землей.

В книге «От Волынской резни до операции «Висла» ее автор Гжегож Мотика приводит цитату из воспоминаний уцелевшего жителя села – священника Яна Ченского:

«На рассвете село окружили, военные ходили по домам, сгоняя всех без исключения в часовню, кто пытался бежать или сопротивляться, того на месте расстреливали. В часовне согнанных поделили и выводили группами. Часть отправили на кладбище и там постреляли, но таких было мало. Большинство жителей загнали по несколько человек в сараи и дома и подожгли».

И еще одно свидетельство – выдержка из отчета Главного попечительского совета: «Автор отчета разговаривал с умирающей женщиной, раненной ножом в грудь, которая показала, что родственник их, эсэсовец из соседнего села, несмотря на заклинания мужа, застрелил его, ребенка зарезал, ее проткнул ножом, говоря: «Теперь война – нет родственников».

Националисты в Гуте Пеняцкой установили отвратительный рекорд. «Учитывая, что вероятно во время этой акции погибли от 600 до 800 человек, ее следует признать одной из крупнейших подобных пацификаций, совершенных во время войны отделами СС».

ВЫВОД

Прошло почти 80 лет. Сегодня уверенно можно утверждать, что Волынская резня – преступные действия украинских националистов в 1943–1944 годах, совершенные по отношению к гражданам СССР, полякам по национальности, с целью их полного уничтожения как национальной группы.

Волынская резня была этнической чисткой – насильственным созданием однородной в национальном плане территории. А значит, можно ожидать от депутатов Государственной думы РФ признания Волынской резни 1943–1944 годов геноцидом советских граждан польской национальности.

Источник: Независимое военное обозрение
https://nvo.ng.ru/history/2022-10-13/1_1210_genocide.html